20 сентября 2025
USD 83.59 +0.42 EUR 98.88 -0.09
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Кадровый педсовет: почему в российских школах не хватает учителей

Кадровый педсовет: почему в российских школах не хватает учителей

Система среднего образования в РФ уже многие годы испытывает острый дефицит кадров. Вакансии учителей и других педагогических работников исчисляются сотнями тысяч, и закрыть их не удается: дипломированные специалисты не хотят идти в школы. В чем причины кризиса, и что можно сделать, чтобы выйти из него?

Урок немецкого языка в школе

©Александр Кряжев/РИА Новости
Содержание:

Штатное расписание

Минпросвещения встревожено ситуацией, сложившейся на рынке труда. По данным ведомства, в 2024/2025 учебном году школы за редким исключением испытывали острый кадровый голод. Так, дефицит учителей начального образования достиг 30% – из 414 тыс. ставок по штату было занято 313 тыс. Недобор учителей русского языка и литературы составил 78 тыс., иностранного языка – 59 тыс., математики – 73 тыс., истории – 37 тыс., физкультуры – 31 тыс., географии – 15 тыс., химии и информатики – 11 тыс. и 14 тыс. соответственно.

Ловушка стандартов: как отразились на российском образовании присоединение к Болонской системе и выход из нее

Профсоюз «Учитель» провел независимое исследование и пришел к выводу, что системе начального и среднего образования в настоящее время не хватает порядка 745 тыс. специалистов. Организация получила этот результат, сопоставив штатное расписание (2097,7 тыс. ставок) с фактической численностью педагогических работников (1352,7 тыс.). В ближайшие пять лет дефицит кадров будет только расти, это неизбежно из-за высокой доли учителей в возрасте 60+, за счет которых пока удается частично снять остроту проблемы. В прошлом учебном году насчитывалось 88,5 тыс. преподавателей старше 65 лет и около 118,9 тыс. – в возрасте от 60 до 64 лет. Вскоре они будут массово увольняться в силу возраста и состояния здоровья.

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов оперирует несколько иными цифрами. Выступая в марте на правительственном часе в Госдуме, министр заявил, что замещающая кадровая потребность в педагогах на период до 2030 года составит 96 тыс. человек, в том числе 40 тыс. учителей. По его словам, здесь учтены и те, кто выйдет на пенсию, и новые рабочие места, которые планируют открыть. Но, как ни считай, приходится признать, что десятки тысяч представителей старой гвардии в течение пяти-шести лет завершат трудовую деятельность.

Рассчитывать, что выпускники педагогических вузов компенсируют эти потери, не приходится. В Министерстве труда и социальной защиты утверждают, что из 120–130 тыс. дипломированных педагогов, ежегодно выходящих на рынок труда, в школы трудоустраивается лишь 40–50%. Некоторые из них уже в течение первого года увольняются, а через пять лет верность профессии сохраняют менее половины.

Церемония посвящения в студенты МГПУ
©Ирина Бужор/Коммерсантъ/Vostock Photo

Проза жизни вместо поэмы

Работа в школе малопривлекательна для современной молодежи. Среди причин, почему педагогическая поэма превращается для многих в прозу жизни, – низкий уровень оплаты труда. Средняя зарплата учителя варьируется от 45 тыс. до 128 тыс. руб. в зависимости от региона. У курьеров, доставляющих заказы из магазинов, как правило, доходы выше. Во многом такое неравенство определяет приоритеты новоиспеченных педагогов при трудоустройстве.

Кто-то не выдерживает высоких нагрузок и ответственности. Большинство учителей, чтобы получать более или менее приличную зарплату, вынуждены брать дополнительные часы, устраиваться на полторы-две ставки (и переработки негативно отражаются на качестве преподавания). Плюс к этому множество чисто административных функций, возложенных на педагогов. Немаловажную роль играют и конфликты в трудовых коллективах, с учениками и их родителями, а также неоправданно строгие требования со стороны руководства (сделать учителя крайним проще, чем защитить его права).

Все это рутина сегодняшней школьной жизни, в которой педагогу практически не остается времени на себя – на полноценный отдых, саморазвитие, воспитание собственных детей. Как следствие, профессиональное выгорание и решение о смене рода деятельности. В Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области несостоявшиеся учителя информатики, физики и математики предпочитают работать в IT-компаниях, где зарплаты значительно выше. Преподаватели иностранного языка устраиваются в репетиторские центры и частные школы. В регионах Сибири и Дальнего Востока проблема усугубляется низкой плотностью населения, отсутствием социальных условий для молодых специалистов. Поэтому так трудно привлечь квалифицированные педагогические кадры в отдаленные населенные пункты. На юге России, в школах Краснодарского края и Ростовской области ощущается нехватка учителей иностранного языка и информатики – их манят большие города.

Молодым всегда проще принимать такие решения, и не стоит удивляться, что сегодня только 10% педагогов в школах моложе 35 лет. При этом средний возраст учителей, согласно данным Минпросвещения, 45–46 лет. Налицо угроза устойчивости системы среднего образования, и если сейчас не найти ответ на эти вызовы, то в будущем избежать кризиса будет проблематично. Пока признаков стабилизации не наблюдается, что подтверждает, в частности, высокая текучка педагогических кадров. Например, в 2024/2025 учебном году, по статистике министерства, уволились по разным причинам около 200 тыс. учителей.

Кадры для системы школьного образования готовят 36 профильных вузов, подведомственных Минпросвещения, и более 200 классических университетов. Лидеры по числу заявлений на поступление – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ).

И столичные, и региональные вузы выпускают бакалавров, которым не хватает знаний и практических навыков. Но опыт – дело наживное, проблема – в отсутствии мотивации его приобретать и нежелании делать карьеру в школе. Не секрет, что немало абитуриентов выбирают педагогические специальности не по призванию, а из-за низкой конкуренции. Наглядный пример – итоги целевого приема в 2024 году: на 32 тыс. мест было подано менее 20 тыс. заявок.

Приемная кампания 2025-го, казалось бы, нарушила традицию. Вузы зафиксировали резкий рост числа заявлений на педагогические специальности. Конкурс составил 16 человек на место против 10 человек годом ранее, что дало основания говорить: педагогика снова становится престижной профессией. Однако надо понимать, что за этим стоят усилия государства, стремящегося сбалансировать рынок труда. Не хватает не только учителей, но и инженеров, поэтому количество бюджетных мест на соответствующие направления обучения увеличили, одновременно сократив такие места на юридических, экономических и финансовых факультетах.

Перенаправить потоки: количество платных мест в вузах приведут в соответствие с потребностями экономики

Таким образом, очереди абитуриентов в приемные комиссии педвузов не гарантируют, что через несколько лет соразмерно вырастет число молодых учителей в школах. Социологические опросы, проведенные накануне приемной кампании 2025 года, показывают: о педагогической карьере мечтают менее 10% старшеклассников.

Вернуть престиж профессии школьного учителя невозможно, не обеспечив конкурентный уровень зарплат. Для этого следует увеличить базовую оплату труда школьных педагогов, ввести для них стимулирующие выплаты за качество работы, в основе которой должны стать творческий подход и свобода выбора методов обучения. Кроме того, необходимо обеспечить снижение административной нагрузки. Педагогу важно сосредоточить усилия на обучении и воспитании детей, а не составлять регулярные отчеты руководству. Между тем именно это происходит сегодня.

Отдельная тема – целевые наборы в педагогические вузы. Одних государственных гарантий последующего трудоустройства молодых специалистов явно недостаточно. Юношам и девушкам важны не только финансовые стимулы, но и привлекательные условия труда, что предполагает переход школьной инфраструктуры в другое качество.

На этот счет есть поручение президента правительству и властям субъектов Федерации по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 15 декабря 2022 года, – реализовать пилотный проект по строительству и капитальному ремонту школ. Учреждения должны оснащаться современным оборудованием, позволяющим использовать самые передовые методы обучения. Принципиальный момент – они должны комплектоваться кадрами на основе конкурсного отбора. По указанной программе за два года построили 1,3 тыс. школ, еще почти 5 тыс. отремонтировали. Но в России примерно 40 тыс. школ, поэтому главная работа впереди.

Олег Баксанский – профессор Института педагогики и психологии МПГУ

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".