Как Джон Боуэн стал самым богатым пиратом Индийского океана
Период с середины XVII до середины XVIII века называют золотым веком пиратов. Морские разбойники были настолько сильны, что даже создавали свои государства. Одно из них – республика Либерталия на Мадагаскаре. Ее «гражданином» несколько лет являлся Джон Боуэн, самый удачливый в плане богатой добычи флибустьер Индийского океана.
Пиратами не рождаются
Три с половиной века назад остров Мадагаскар в течение более тридцати лет был убежищем пиратов разных национальностей. Этому способствовал ряд обстоятельств: местное население не признавало какой-либо центральной власти, не было там и европейских колоний, зато рядом пролегали морские торговые пути.
Купеческие суда часто сами подходили к острову, чтобы пополнить запасы провизии и пресной воды. Многие становились легкой добычей морских разбойников, которые облюбовали остров Сент-Мари, расположенный у восточного побережья Мадагаскара. Здесь отдыхали, залечивали раны и прожигали жизнь примерно 1,5 тыс. разбойников. До наших дней на острове сохранилось кладбище, на котором нашли последний приют десятки сыновей «Веселого Роджера».
Среди пиратов Индийского океана выделяется некий Джон Боуэн. За четыре года, действуя в Индийском океане, Красном море, Персидском заливе, он захватил множество торговых судов. Добыча составила 170 тыс. тогдашних фунтов стерлингов – примерно $40 млн по современному курсу. Год и дата рождения Джона Боуэна неизвестны, в отличие от места. Потомок европейских колонизаторов появился на свет на принадлежавших Британии Бермудских островах. Повзрослев, он выбрал профессию моряка, нанявшись помощником капитана на паруснике, перевозившем различные товары между Южной Каролиной и Вест-Индией.
Пиратом стал, можно сказать, случайно. Во время одного из рейсов на его судно напали французские корсары. Весь экипаж и английские купцы попали в плен. Побродив вдоволь по Атлантике, «француз» взял курс к месту постоянного «базирования» – на Мадагаскар. Но долгий переход из Атлантики в Индийский океан закончится катастрофой – не дойдя до пункта назначения, пиратский корабль наскочил на мель. На борту возникла сумятица, воспользовавшись которой, пленники сумели спустить баркас и бежать.
Через несколько дней, проплыв под парусом и на веслах около 45 миль, они достигли южного берега Мадагаскара. В этих местах Джон Боуэн провел полтора года, пока сам не вступил в пиратское братство. Причем не в качестве рядового – на общем собрании команды большинством голосов его избрали штурманом судна, которым командовал опытный корсар Уильям Рид.
Разбойники с морских просторов
Уже скоро новообращенный пират участвовал в первом деле – на абордаж было взято большое индийское судно. Джон Боуэн получил свою долю и, видимо, вошел во вкус. Вскоре он поменял судно и капитана, присоединившись к шайке знаменитого Джорджа Бута, под началом которого тогда было более 200 человек разных национальностей. В апреле 1699 года в Индийском океане им удалось захватить судно «Спикер»: водоизмещение – 450 тонн, вооружение – 54 пушки. Джордж Бут перенес на него свой флаг, продолжив разбойничать на просторах Индийского океана.
Однажды удача изменила ему – «Спикер» бросил якорь у берегов Занзибара с целью пополнить запасы продовольствия и пресной воды. С местными племенами договориться не удалось. Арабы напали на чужаков, многих перебили. Среди погибших был и Джордж Бут.
Уцелевшие пираты нашли спасение на своем судне и увели его в открытое море. Вместо погибшего капитана команда «Спикера», как это было принято, демократическим путем – голосованием – выбрала Джона Боуэна. И он постарался оправдать доверие «коллектива». Судно под его командованием крейсировало в океане, нападая на индийские, арабские и английские суда. Действовали дерзко, нападая на превосходящие силы. Однажды на подходах к Красному морю пиратам повстречался караван из 13 арабских судов. Всего несколько сумели спастись бегством, а остальные стали добычей «Спикера».
Пиратам достался крупный куш – около 100 тыс. фунтов стерлингов. Позднее Джон Боуэн напал еще на несколько купеческих судов, включая судно Британской Ост-Индской компании, взятое на абордаж у Малабарского берега. Захваченные грузы и корабли с большой выгодой удалось продать в индийских портах – обычная практика Золотого века пиратов.
7 января 1702 года Джон Боуэн потерял «Спикер». Судно затонуло, напоровшись на риф в 2,5 км от острова Маврикий в группе Маскаренских островов. Катастрофе способствовали штормовая погода и развал дисциплины на борту – команда поголовно пьянствовала. Наглядное подтверждение: демократия на корабле до добра не доводит.
В 1979–2019 годах группы французских и голландских подводных археологов исследовали остатки «Спикера». Они подняли с морского дна более 1,7 тыс. различных артефактов, включая золотые слитки и монеты, а также бронзовую пушку. А еще среди коралловых рифов были обнаружены 36 пушек и три больших якоря.
Коварство Фортуны
Джону Боуэну и большинству пиратов, несмотря на шторм, удалось спастись. Они благополучно добрались до берега. Через три месяца за взятку в 2 тыс. пиастров голландский губернатор разрешил им купить бригантину, которую назвали «Контент». На ней корсары и вернулись на Мадагаскар, где основали свою базу – Маратан.
Позднее часть команды «Спикера» во главе с Томасом Ховардом, захватив в порту Майотта 36-пушечный фрегат, отделилась от Джона Боуэна. Впрочем, он быстро нашел им замену. В Маратан имели неосторожность зайти шхуна и бригантина, принадлежавшие Ост-Индской компании. Пиратский капитан с четырьмя сообщниками под видом местных купцов, якобы желающих осмотреть привезенные из Европы товары, поднялись на борт шхуны с оптимистичным названием «Скорое возвращение». Выхватив пистолеты, они загнали экипаж в салон, где и заперли. Затем к ним присоединились еще полсотни разбойников. Так без кровопролития удалось захватить оба судна. Бригантину сожгли, посчитав старой и бесполезной, а шхуну Джон Боуэн избрал своим флагманским кораблем. При этом большая часть моряков старого экипажа добровольно пожелала вступить в ряды пиратов.
«Скорое возвращение» и «Контент» недолго ходили под «Веселым Роджером». «Контент» через несколько месяцев наскочил на рифы. Его удалось снять и привести в пиратскую базу, но повреждения оказались серьезными, что исключало дальнейшее использование. Бригантину сожгли, а в августе 1703 года такая же участь постигла и «Скорое возвращение». Шхуну предали огню, после того как нашли ей замену. Этому предшествовало объединение Джона Боуэна и Томаса Ховарда. Действуя сообща, в начале весны 1703-го они захватили у Коморских островов судно «Пемброк» Британской Ост-Индской компании.
Несколько месяцев занимались ремонтом и кренованием своих кораблей. В августе отправились за новой добычей. В Красном море были захвачены два судна с богатым грузом. Самое больше – 56-пушечное – пираты назвали «Дифиант» и оставили себе вместо «Скорого возвращения», которую, как было сказано выше, сожгли.
Это было последнее дело Джона Боуэна. Он привел судно в индийский порт Раджапура, где продал добычу за 70 тыс. фунтов. Получив огромные деньги, которых, как он посчитал, должно было хватить до конца жизни, пиратский капитан решил завязать. У него, как и многих его собратьев, была мечта – поселиться на Мадагаскаре и предаваться радостям безбедной жизни. Однако осуществить ее Джону Боуэну не удалось. Всего через полгода он умер от тропической болезни на острове Иль Бурбон (ныне Реюньон).
Джона Боуэна по праву можно назвать самым богатым пиратом Индийского океана. Ближайший «конкурент» – знаменитый Бартоломью Робертс – за четыре года захватил более 400 судов, однако награбил примерно на четверть меньше. По этой причине история жизни и приключений Джона Боуэна удостоена отдельной главы во «Всеобщей истории пиратства», изданной в первой половине XVIII века. Автором книги, ставшей тогда настоящим бестселлером, значится «капитан Чарльз Джонсон». Некоторые исследователи считают, что под этим псевдонимом скрывался автор «Робинзона Крузо» Даниэль Дефо.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".