"Как в пещере": помогут ли субсидии на ЖКУ решить проблемы отрасли
Власти обещали не поднимать тарифы на ЖКУ в 2023 году, потому что уже сделали это в 2022-м. Однако проблем в российском жилищно-коммунальном хозяйстве так много и они настолько серьезные, что эксперты рекомендуют срочно пересмотреть отношение к этой отрасли.
Платить станет проще
В 2024 году в России может появиться электронный домен «ЖКХ и городская среда», где соберут различные сервисы этой сферы. В Минстрое рассказали, что один из них назовут «Гражданин». Его будут использовать для возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) тем, кто имеет право на государственные меры поддержки, – инвалидам, ветеранам труда, ветеранам Великой Отечественной войны и т. д.
Кроме того, субсидии смогут получить люди, чьи траты на оплату коммунальных услуг превышают предельно допустимую норму, сообщили «Известия». Напомним: по данным Минстроя, в 58 субъектах Федерации максимально допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ составляет 22%, в 24 – от 15% до 21%, а в трех – менее 15% (в частности, в Москве – 10%). Информации по ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям пока нет.
Стерпится – слюбится: россиянам могут запретить часто менять управляющие компании в домах
Сейчас субсидии, как правило, перечисляют напрямую нуждающимся, но люди часто тратят их не по целевому назначению. Чтобы пресечь такую практику, чиновники хотят направлять деньги ресурсоснабжающим организациям (РСО). Переводы будут оформляться в виде электронного сертификата, который для потребителей фактически превратится в скидочный купон. В Минстрое рассчитывают, что таким образом получится не только улучшить собираемость платежей за ЖКУ, но и сократить задолженность.
Инициатива ведомства перекликается с предложениями Госдумы. В мае в парламенте прошли слушания по результатам общественных обсуждений в 60 регионах. Депутаты говорили о необходимости сократить бюрократические проволочки при получении субсидий на ЖКУ и понизить средний порог расходов с нынешних 22% до 15%. Также парламентарии рекомендовали Минстрою направлять выделенные средства социальной помощи напрямую поставщикам услуг, чтобы человек получал платежку за вычетом оплаченной субсидии.
В связи с этим неудивительно, что идею Минстроя в парламенте в целом поддержали. Член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский отмечает, что от реформы выиграет как население, так и РСО. В частности, удастся решить проблему постоянного роста задолженности потребителей перед поставщиками ЖКУ. Первый зампред комитета Владимир Кошелев считает, что получится также справиться с забюрократизированностью процедуры предоставления льгот и субсидий. С появлением нового сервиса россиянину понадобится только одно заявление в МФЦ, чтобы получить от государства все необходимое.
Между тем зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева предупреждает, что у задумки Минстроя есть минусы. «Регионы России уже могут выбирать, в соответствии с какой формулой нужно платить субсидии: нуждающимся или непосредственно предприятиям. Но теперь всех могут привести к единому знаменателю», – рассказала она «Профилю». К плюсам предлагаемой реформы можно отнести простоту расчетов и отсутствие необходимости заключать договор с каждым потребителем в отдельности. «С другой стороны, эта мера недостаточно прозрачна. Люди не понимают, сколько за них доплатило государство, потому что не видят этих денег», – объясняет Разворотнева.
По словам эксперта, стимулирующая функция субсидии заключается в том, что ее нельзя получить, если есть долги за ЖКУ. По этой причине первыми оплачивать «коммуналку» спешат пенсионеры. Если люди перестанут получать деньги от государства, они могут подумать, что помощь им не оказывается, и перестанут вовремя платить по счетам. При этом предприятия начнут выписывать большие суммы, так как льготы снимутся, но многие граждане этого не поймут. Эксперт предупреждает, что так уже происходит со счетчиками на воду. Если их нет, при расчете применяют повышающий коэффициент, и потребитель платит, даже не подозревая, что упускает выгоду.
Долги тянут на дно
По итогам 2022 года общий долг за ЖКУ в России превысил 1,5 трлн руб., говорит Светлана Разворотнева. С 2020-го рост составил около 15%. Половина этой суммы пришлась на население. Остальную часть распределили между собой юридические лица и неотключаемые учреждения: школы, больницы и детские сады.
По данным Минстроя, 94,8% россиян в целом вовремя оплачивают ЖКУ. В первом квартале 2023-го самый низкий уровень собираемости платежей показали Ингушетия (42%), Северная Осетия (60%), Чечня (71%), Кабардино-Балкария (72%), Чукотка (74%) и Дагестан (77%).
Тарифы подкрутили к инфляции: почему власти внепланово повысили цены на ЖКУ
Вместе с тем наиболее крупные долги за жилищно-коммунальные услуги накопили жители Подмосковья (68,9 млрд руб.), Москвы (41,5 млрд), Дагестана (32,2 млрд), Санкт-Петербурга (26,5 млрд) и Чечни (26 млрд). Следом за ними с долгами свыше 20 млрд руб. идут Самарская область, Краснодарский край, Челябинская и Нижегородская области, а также Башкирия.
Если человек систематически не платит за ЖКУ, наказать его очень сложно. В крайнем случае ему отключат свет и воду. «Должник будет жить, как в пещере, может даже костер там развести, но жилье все равно не отнимут», – объясняет «Профилю» директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. Таким образом, по ее мнению, первым делом необходимо выделить категорию лиц, которые не способны оплачивать ЖКУ по причине низких доходов. Таким людям нужно оказывать государственную поддержку. А тех, кто может платить, но принципиально не делает этого, следует лишать недвижимости.
По закону, взыскать долги можно только за последние три года. Если бы взыскания делались вовремя, проблем в коммунальной сфере было бы на порядок меньше. В 2023-м на модернизацию инфраструктуры ЖКХ необходимо дополнительно 2,2 трлн руб.
«Износ сетей составляет более 40% линейных объектов – они нуждаются или в замене, или в капитальном ремонте, – заявил в июне глава Минстроя Ирек Файзуллин. – Почти 1 млн км инженерных коммуникаций и 43% сетей водоснабжения необходимо капитально ремонтировать, 30% теплоснабжения и 46% водоотведения». И это без учета новых регионов России.
«Мы не знаем точного размера катастрофы. Долгое время власти говорили, что нужно заменить около 60% сетей, а теперь сообщают о 40%, – рассказал «Профилю» эксперт «Народного фронта» в сфере ЖКХ Павел Склянчук. – При этом принципиально ничего не изменилось, просто пересчитали. Самостоятельно оценить положение сложно, так как трубы находятся под землей. Сумма, необходимая на модернизацию, тоже сократилась с 9 трлн руб. до 2,2 трлн».
Правительство вкладывает в ЖКХ сотни миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния. Однако скорость износа коммунальных сетей все равно заметно выше темпов их модернизации. По словам Склянчука, каждый год в негодность приходит примерно 5% инфраструктуры, а заменяется 3%.
Для развития и восстановления ЖКХ нужно привлекать частные инвестиции в форме концессий, предлагает аналитик. По его словам, эта сфера не рискованная и обладает стабильным спросом населения, поэтому может быть интересна для бизнеса.
«Однако предприниматели не хотят прибыль на протяжении десятилетий, поэтому они наверняка заговорят о повышении тарифов, – полагает Склянчук. – В нынешних условиях это может привести к серьезному недовольству населения, так как люди считают, что уже платят слишком много».
В связи с этим он указывает на необходимость пересмотреть отношение к расходу энергоресурсов. Россияне думают, что в нашей стране всего много и дешево, поэтому охотно открывают окна зимой, забывают выключать воду и свет. Но Советский Союз развалился больше 30 лет назад, и пора начать рассчитывать свои финансовые возможности, а не надеяться, что «государство за все заплатит».
Люди и деньги
По данным Росстата за первый квартал 2023-го, за чертой бедности в России находятся 19,6 млн человек. Однако, как говорит замглавы Минстроя Алексей Ересько, только более 2 млн россиян получают субсидию при оплате ЖКУ.
Ирина Генцлер отмечает, что какое-то время институт субсидий был относительно эффективен, но сейчас их получают меньше 35% от тех, кому субсидии положены. Самый низкий показатель в Крыму и Севастополе – около 0,5%. Зачастую люди просто не знают о том, что им полагается от государства, а упущенная выгода ежемесячно может составлять от ста до нескольких тысяч рублей.
«Раньше, если регионам не хватало денег на поддержку нуждающихся, им помогал федеральный центр. Но примерно с 2010 года ответственность целиком переложили на местные власти, и все уперлось в их экономические возможности. В результате количество людей, получающих субсидии, стало ежегодно сокращаться, – говорит Генцлер. – Вместе с тем в Москве, самом благополучном регионе России, потолок расходов на ЖКУ составляет 10%, а в самых бедных субъектах Федерации – 22%. То есть семья получает меньше всех, а тратит на коммуналку в процентном соотношении больше всех»
Чтобы долги населения не стали расти еще быстрее, чем в предыдущие годы, в конце 2022-го Общественный совет при Минстрое предложил при повышении тарифов учитывать платежеспособность населения. Если выяснится, что как минимум 30% населения региона не могут поддерживать нормальный уровень жизни из-за выросшего ценника на ЖКУ, тарифную политику придется пересмотреть, считает глава комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова. Компенсировать нехватку средств РСО придется из федерального бюджета в виде субвенций, а субъекту Федерации надо будет подумать над тем, как повысить уровень благосостояния граждан.
В Госдуме идею Общественного совета поддержали. Как сказал Александр Якубовский, она особенно актуальна, если учесть, что в последние годы доходы населения не растут. Правда, чтобы реализовать инициативу, нужно найти дополнительные источники финансирования, потому что вообще без индексации тарифов придется отказаться от модернизации системы ЖКХ.
Плоская шкала
Российское ЖКХ оказалось между Сциллой (нежеланием людей платить больше) и Харибдой (высоким износом системы, который продолжает нарастать). В России есть проблема с недофинансированием ЖКХ, но она связана не с тем, что люди не платят по счетам, а с тем, что они платят мало, объясняет Ирина Генцлер.
«В ряде случаев цены на ЖКУ оказываются слишком низкими, чтобы окупить предоставление услуг населению. Тарифы искусственно занижены. Когда речь идет о богатых и крупных регионах, эта проблема не ощущается, но таких мало. К примеру, в Москве за коммуналку могут платить до 20 миллионов человек. Когда же речь идет об удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, ситуация может быть прямо противоположной: людей мало, и они бедные», – подчеркивает эксперт.
«Сегодня у нас плоская шкала тарифов, и руководство России считает это незыблемой парадигмой, сохраняющей политическую стабильность. Между тем за границей полагают, что более справедливо, когда бабушка в хрущевке платит за кубометр воды меньше крупного бизнесмена», – добавляет Павел Склянчук.
Опрошенные «Профилем» эксперты настаивают, что, если не изменить тарифную политику, ситуация в ЖКХ будет становиться только хуже.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".