Крафтовое пиво в России перестало быть экзотикой
Рынок пива России переживает непростые времена. За последние десять лет уровень потребления пенного напитка снизился почти в два раза – с 80,1 литра на человека до немногим более 40. Это существенно ниже аналогичного показателя большинства «пивных» стран. Например, в Чехии он составляет 138 литров, в Австрии – 105 литров.
Стагнацию отечественные производители объясняют изменением акцизной политики, ужесточением правил реализации в рамках борьбы с так называемым пивным алкоголизмом. Кроме того, изменилось само поведение потребителей.
Выбор значительной части современной молодежи – здоровый образ жизни, часто предполагающий лишь употребление безалкогольного пива. Другие позиционируют себя как ценители качественного продукта, который производят ограниченными партиями местные крафтовые пивоварни.
Этот тренд проявляется все сильнее. В частности, по итогам 2019 года на фоне падения продаж в сегменте крафтового пива, напротив, зафиксирован рекордный рост. Спрос увеличился почти на 20% – с 2,9% (доля рынка в 2018 году) до 3,39%.
Бизнес считает, что потенциал развития отрасли далеко не исчерпан. Это отражает общую ситуацию на рынке. История крафтового пива в России началась относительно недавно – в 2012 году, тогда как в мире крафтовая революция (craft beer revolution) произошла сорок лет назад. Первоначально в США, затем эстафету приняли страны Старого Света.
Так что России и в этом вопросе приходится догонять и наверстывать упущенное. Несмотря на кризис в российской экономике, спровоцированный эпидемией коронавирусной инфекции, инвесторы готовы вкладывать в новые проекты.
Например, компания «Хоппи Юнион» (российская «дочка» датского концерна Carlsberg) до конца текущего года намерена открыть третью крафтовую пивоварню. На этот раз в Москве. Первые две работают в Нижнем Новгороде – «Горьковская пивоварня» и в Новосибирске – BrewMoose.
Главное отличие крафтового пива от выпускаемого гигантами пивной индустрииo – его эксклюзивность. Любопытный факт – этот термин теперь заимствован другими производителями, чтобы подтвердить и натуральность продукта.
Как Россию охватила мода на гастромаркеты, изменившая культуру питания и привычки горожан
Так в продаже появились крафтовые колбасы и хлебобулочные изделия. Это своего рода удачный маркетинговый ход. Крафт – подтверждение безупречной репутации производителя, ставящего во главу угла соблюдение экологических стандартов.
Кроме того, нельзя забывать, что у небольших предприятий, реализующих пиво на местном рынке, есть еще одно конкурентное преимущество. Он могут позволить себе не гнаться за объемами, а экспериментировать, комбинируя при варке различные добавки.
Благодаря этому пенный напиток получается во всех отношениях оригинальным. Пиво, в рецепт которого входит множество разных ингредиентов – корица, фрукты, пряности, а в некоторых сортах и овощи, – в чем-то сродни авторскому вину.
Крафт – для ценителей, предпочитающих качество количеству и готовых за это платить. Действительно, напиток, сваренный на местных пивоварнях, почти всегда в 2–3 раза дороже, чем заводской. Значит, за клиента надо еще побороться.
Принципиальные отличия есть и в самой культуре потребления. Распространена практика, когда пивоваренное производство размещается под одной крышей с гастробаром.
В этом случае искусство шеф-повара помогает органично раскрывать мастерство пивоваров. Благодаря такому решению логистика доставки свежего напитка – от линии розлива до стола или стойки бара – составляет буквально несколько метров.
Еще одна фишка подобных заведений – за «таинствами» варки крафта посетители часто могут наблюдать через прозрачную стену. Именно по такому принципу устроен, например, гастробар «Горьковской пивоварни». Производственный процесс, к слову сказать, организован не только за стеклом, но и на внутреннем дворе. Там выращивают хмель. На одну варку урожая должно хватить.
Бизнес, делающий ставку на развитие крафтового пивоварения, готов к любым превратностям судьбы. Прежде всего, к «возможным коллапсам российского законодательства», говорит гендиректор «Хоппи Юнион» Игорь Майоркин. Не исключены любые варианты развития событий. Вплоть до полного закрытия рынка разливного пива. На этот случай в концепции предусмотрен переход магазинов на работу в формате точек общепита.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".