Литры в обмен на километры
Власти согласились пойти на новые уступки дальнобойщикам, которые с осени протестуют против введения автоматизированной системы «Платон», созданной для сбора нового налога с большегрузных автомобилей. Согласно ранее утвержденному плану, с 1 марта тариф за проезд по федеральным трассам для них должен был вырасти в два раза и составить 3,06 рублей за километр. Теперь чиновники пообещали заморозить ставку на прежнем «переходном» уровне 1,53 рубля. Однако одновременно Госдума приняла законопроект об очередном повышении акцизов на автомобильное топливо, из-за чего владельцам грузовиков, как и всем остальным автомобилистам, все равно придется раскошелиться. На этом фоне дальнобойщики продолжили протесты, объявив 20 февраля десятидневную забастовку. Акцию поддержали в 43 регионах России.
Правительство согласилось пойти на новые уступки дальнобойщикам, которые с осени протестуют против введения автоматизированной системы «Платон», созданной для сбора нового налога с большегрузных автомобилей. Согласно ранее утвержденному плану, с 1 марта тариф за проезд по федеральным трассам для них должен был вырасти в два раза и составить 3,06 рубля за километр. Теперь чиновники пообещали заморозить ставку на прежнем «переходном» уровне – 1,53 рубля.
Сами дальнобойщики, впрочем, не рассматривают это даже как небольшую свою победу. Они изначально выступали категорически против самой системы покилометровых сборов вообще и в частности «Платона» в его нынешнем виде. С учетом же обнародованных планов по повышению акцизов на автомобильное топливо они вообще могут оказаться проигравшими, поскольку де-факто сборы для них вырастут еще больше. Кроме того, водители скептически отнеслись к обещаниям правительства, не имея на руках соответствующего постановления (к концу прошлой недели оно так и не было опубликовано). И даже в случае его появления активисты расценивали это не более как уловку в преддверии выборов в Госдуму, после которых налог все равно могут увеличить.
На этом фоне дальнобойщики продолжили протесты, объявив 20 февраля десятидневную забастовку. Акцию поддержали в 43 регионах России. «С 20 февраля по 1 марта мы останавливаем транспорт, не берем заказы на грузоперевозки, – рассказал координатор лагеря дальнобойщиков в подмосковных Химках Андрей Бажутин. – За это время в других городах тоже образовались протестные лагеря – в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Вологде. Но они будут стоять до 1 марта, постоянно их держать мы не можем». Состав бастующих в Химках, по его словам, остался неизменным, так как сотрудники ГИБДД не пропускают в лагерь другие автомобили.
Активисты придумывают и новые форматы протеста. Так, дальнобойщики Вологды 25 февраля принесли к местному офису «Платона» похоронный венок, а три водителя, ранее зарегистрировавшихся в системе, потребовали исключить их из базы.
Подводить итоги акции рано, считает Бажутин: «Во‑первых, в масштабах страны пока трудно почувствовать результаты. Во‑вторых, мы понимаем, что не все встали. Я думаю, к 1‑му числу мы поймем, увидим масштаб, сколько людей с нами. А потом будем думать, что делать дальше». По мнению Бажутина, именно благодаря упорству протестующих власти ранее существенно, в несколько десятков раз, снизили штрафы за нарушение режима «Платона» и вообще пока не наказывают тех водителей, кто игнорирует новую систему, продолжая колесить по дорогам без оплаты. «Но у нас задача другая: мы категорически против введения этой системы и в той форме, в которой она есть сейчас», – отметил он.
На интернет-форумах водители-профессионалы продолжают спорить о действенности таких акций. Скептически их оценивает и координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко: «Многие процессы идут сейчас исключительно на волне «протестного потенциала». А он не бывает долгим. Вопросы выживания и сохранения бизнеса автоперевозок броскими лозунгами не решаются. Увы, речь идет о длительной системной работе, не предполагающей быстрых результатов».
Тариф предвыборный
Слухи о заморозке тарифа «Платона» на уровне 1,53 рубля за километр ходили с начала года. Сначала чиновники об этом рассказывали неофициально, а в середине февраля уже прямо заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. Мин-экономразвития обосновало решение необходимостью собрать статистику.
«Заявления такие были, но документов мы не видели, – говорит Бажутин. – По всему, что касается «Платона», одни слова. Поэтому мы слабо верим». Войтко, в свою очередь, полагает, что правительство вправду заморозит тариф, но лишь временно. «Очевидно, повышение тарифа будет отложено до проведения думских выборов, – утверждает он. – «Трехрублевый тариф» за проезд километра федеральной автодороги стал бы ощутимым ударом для реального сектора экономики. Это, кстати, подтверждают не только независимые эксперты, но и в правительстве. Очевидно, не последнюю роль в решении сыграло опасение дальнейшего роста социальной напряженности как в профессиональной среде, так и в обществе в целом. Кризис и без того вывалил кучу проблем. Усугублять их неэффективной, с нашей точки зрения, системой «Платон» – шаг по меньшей мере неразумный. Сейчас мы с полным основанием можем утверждать, что «Платон» так и не готов к полномасштабному использованию. По сути, создатели системы эксплуатируют ее в тестовом режиме, без необходимого количества бортовых устройств, стационарных пунктов контроля, без штрафов и т. д. До сих пор не отрегулирован ряд вопросов правового характера. То есть мы приходим к тому, что наши предостережения о недопустимости запуска системы без должного тестирования оказались верными».
В случае проезда по дорогам без оплаты перевозчикам грозят штрафы, которые после волны критики в декабре 2015 года были существенно снижены. Ранее штраф составлял 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей за первое нарушение и 50 тыс. за повторное, а для юридических лиц 450 тыс. и 1 млн руб. соответственно. Теперь для иностранных водителей и собственников большегрузов штраф составляет 5 тыс. руб. за первое правонарушение и 10 тыс. руб. за повторное. Кроме того, фуры могут быть оштрафованы только за одно нарушение в сутки, а иностранцы могут проехать без оплаты не более 50 км при условии, что впоследствии они оплатят пройденный участок.
Вычет из бензобака
Даже временная заморозка тарифа «Платона» может обернуться новыми расходами не только для дальнобойщиков, но и для всех автомобилистов. В январе после жалоб шоферов президент поручил до 1 апреля разработать предложения по отмене транспортного налога для большегрузов. Но вопрос так и завис – депутаты от ЛДПР внесли законопроект, предложив вообще отменить транспортный налог, а правительство, естественно, отказалось. «Полная отмена транспортного налога приведет к возникновению выпадающих доходов региональных бюджетов в расчете на 2016 год в сумме 146,2 млрд руб-лей, – было отмечено в заключении правительства. – Вместе с тем источники компенсации выпадающих доходов дорожных фондов субъектов Федерации не определены».
Зато уже в пятницу Госдума сразу в трех чтениях приняла законопроект о повышении с 1 апреля акцизов на автомобильное топливо – на бензин на 2 рубля в расчете на литр и на дизельное топливо – на 1 рубль. Замминистра финансов Юрий Зубарев пояснил, что это одна из мер пополнения бюджета в сложной экономической ситуации: «При нынешних ценах на нефть оцениваем выпадающие доходы в 1,5 трлн рублей, это существенная сумма. Поэтому изыскиваются все возможности по мобилизации доходов». Предполагается, что бюджет получит 89,3 млрд рублей дополнительного дохода. Зубарев также заверил, что в рознице это не вызовет существенного увеличения цен на бензин, которое, по его оценкам, «составит порядка 5%, что будет ниже индекса потребительских цен и ниже инфляции». Хотя это повышение акцизов станет вторым за год – с 1 января этого года ставка на бензин Евро‑5 выросла на 2 рубля, до 7,53 рубля за литр, а на дизельное топливо – на 70 копеек, до 4,15 рубля.
Стоит отметить, что повышение акцизов на топливо как альтернативу «Платону» дальнобойщики предлагали с самого начала, но в итоге могут получить и то, и другое. Естественно, при такой перспективе раздражение «Платоном» вряд ли пойдет на спад – как в принципе, так и персонально к ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), которое является оператором «Платона». До сих пор польза новой системы для бюджета остается под сомнением. Согласно концессионному соглашению с правительством (текст которого, кстати, до сих пор остается тайной), компания должна получать за свои услуги как минимум 10,6 млрд рублей ежегодно, а основным совладельцем РТИТС оказался Игорь Ротенберг – сын Аркадия Ротенберга, одного из соратников Владимира Путина.
Бюджет без «Платона»
С учетом всех этих обстоятельств неудивительно, что водители фур не спешат вставать на учет в «Платоне». По последним данным компании, в системе зарегистрировались 123 тыс. владельцев 655 тыс. большегрузов, и за прошедшие с момента ее введения 3,5 месяца с них удалось собрать всего 4 млрд рублей. «Понятно, что сейчас все силы будут брошены на сколько-нибудь заметное улучшение финансовых показателей проекта, любыми способами, – говорит Войтко. – При сохранении существующей динамики сбора платежей поступления могут составить 15–18 млрд рублей в год при заявленных изначально 40–45 млрд. Из этих 18 млрд рублей, по условиям концессионного соглашения, 10 млрд должны быть перечислены оператору «Платона» – РТИТС. То есть ни о каком существенном улучшении состояния автомобильных дорог (именно этот тезис лежал в основе концепции взимания платежей с грузового транспорта) речи уже не идет». По мнению Войтко, 8 млрд рублей в общих масштабах содержания и строительства автодорог – сумма очень условная и не покроет даже затрат на строительство одного-двух сколько-нибудь значимых объектов. «Но оператор в любом случае свое вознаграждение получает. Вознаграждение явно не соответствует затратам, – отметил он. – Если не ошибаюсь, в антикризисном плане правительства пару месяцев назад было записано, что вся поддержка отечественных автопроизводителей со стороны бюджета составит около 20 млрд рублей. Для всей отрасли – промпроизводство, металл, комплектующие, конвейеры и т. д. И 10 млрд рублей – одной коммерческой фирме! Которая при этом вместо 2 млн заявленных бортовых устройств выпустила едва ли четверть приборов, а вместо 481 заявленного стационарного пункта контроля (так называемые рамки для считывания информации о проходящем транспорте) на всей территории Российской Федерации можно насчитать два десятка объектов, и только в Московской области».
Пока для водителей есть два способа оплаты проезда – с использованием бортовых устройств или оформлением маршрутных карт. На данный момент оформлено 4,5 млн карт и выдано 220 тысяч бортовых устройств, но, как отмечает сам оператор, многие из тех, кому эти бортовые устройства достались, так ими и не воспользовались. «Оператор системы ведет ежедневный мониторинг активности выданных бортовых устройств и зафиксировал, что часть грузоперевозчиков ни разу не подключала полученные еще в ноябре прошлого года устройства, – говорится в сообщении на сайте «Платона». – Согласно договору безвозмездного пользования бортовым устройством, пользователь системы «Платон» обязан установить и включить полученное устройство до начала движения по федеральным дорогам». Нарушителям оператор грозится отключить устройства дистанционно.
Как объявил Росавтодор, с 15 апреля будут отменены разовые маршрутные карты, которые оформлялись по упрощенной схеме с минимальными регистрационными данными. Они были признаны «невостребованными», так как все пользователи таких карт уже зарегистрировались. В ведомстве подчеркнули, что это была всего лишь временная мера из-за наплыва пользователей в офисы оператора в первые дни работы системы. Срок действия стандартных маршрутных карт будет сокращен с 30 дней до семи. Одновременно будет введена возможность постоплаты, но только для тех, кто пользуется бортовым устройством более двух месяцев.
При помощи этих мер правительство рассчитывает заставить дальнобойщиков все же регистрироваться в «Платоне». «Мы отмечаем, что это стимулирует ряд перевозчиков к скорейшему прохождению регистрации в системе, с тем чтобы получить возможность постоплаты за проезд с момента начала ее действия», – сказал ранее первый замминистра транспорта Евгений Дитрих.
Между тем сами дальнобойщики с таким подходом опять же не согласны. «Что касается предложений по постоплате при наличии бортового устройства, то, если они будут приняты, это прямой повод для обращения в Федеральную антимонопольную службу, – заявил Войтко. – Отсутствие бортового устройства-транспондера, передающего информацию об оплате пройденных километров, ставит субъекты бизнеса в заведомо проигрышные, худшие условия по сравнению с теми, кто такими приборами обладает. Создаются неравные конкурентные условия. При том, что, как я уже отмечал, необходимого количества бортовых устройств не существует в природе. Их просто нет».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".