22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. МВД предлагает отбирать машины у дважды попавшихся пьяными за рулем
ДТП Общество

МВД предлагает отбирать машины у дважды попавшихся пьяными за рулем

Пьянство за рулем должно обходиться россиянам дорого, считают в МВД. Желательно настолько, чтобы и возможности сесть за руль больше не было. Министерство предлагает конфисковать автомобили у попавшихся повторно на езде в нетрезвом состоянии. Причем будет не важно, кому машина принадлежит – нарушителю или другому лицу, в любом случае она отправится в доход государства. Из-за этого могут пострадать ни в чем не виновные лица, предупреждают эксперты, например, супруги и работодатели нарушителей.

Российские законодатели придумали, как бороться с пьянством за рулем в России. Отбить у россиян охоту ездить под градусом должна угроза конфискации автомобиля. С такой инициативой выступило МВД. Оно уже направило в правительство свои предложения, сообщили на прошлой неделе информационные агентства.

Документы пока не опубликованы, но, по данным «Коммерсанта», в них идет речь об изменении Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. По задумке чиновников, конфискация предусматривается для попавшихся пьяными за рулем во второй раз. Машину, мотоцикл и т. д. заберут и продадут с аукциона, а деньги отправят в госказну. В этом случае не будет иметь значения, кому транспортное средство принадлежит – нарушителю, другому человеку или компании. Таким образом, передача автомобиля в собственность другому лицу, например, ребенку, пожилым родителям или компании, не поможет спасти его от изъятия.

Нарушение считается повторным, если человек его совершил во время действия наказания за первое и в течение года с момента его исполнения. Сейчас за пьяное вождение грозит лишение прав на полтора-два года и административный штраф 30 тыс. рублей. Потому у однажды пойманных на этом, если инициатива МВД будет реализована, на протяжении 2,5–3 лет будет риск остаться без автомобиля.

Не снижая градуса

Инициатива МВД появилась на фоне снижающегося на протяжении нескольких лет числа лиц, наказанных за пьянство за рулем. Ранее законодатели серьезно ужесточили ответственность за это. В частности, было введено уголовное наказание – штраф от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или лишение свободы до двух лет – для водителей, попавшихся повторно пьяными за рулем (статья 264.1 УК РФ).

©Антон Максименко/РИА Новости
Данные судебной статистики свидетельствуют, что число пьяных водителей постепенно уменьшается. К уголовной ответственности за это в прошлом году было привлечено 66,3 тыс. человек, в 2017-м – 72 тыс., а в 2016-м – 75,3 тыс. К административной – 275,8 тыс. человек в 2018‑м, 317,5 тыс. в 2017-м и 353 тыс. в 2016 году. Но число осужденных за ДТП с жертвами, совершенные нетрезвым водителем, остается стабильным.

В 2018 году были осуждены 2358 человек, в 2017-м – 2600, а в 2016‑м – 2542, свидетельствуют данные Судебного департамента при Верховном суде РФ. Однако, по данным ГИБДД, число аварий с участием пьяных водителей в прошлом году увеличилось по сравнению с 2017 годом на 1,2%, до 16,5 тыс.

Не первая попытка

Идеи позаимствовать опыт Белоруссии, где действует конфискация автомобилей у пьяных водителей, звучали в России неоднократно. Несколько раз депутаты Госдумы и региональные законодательные собрания предлагали ввести институт конфискации для пьяных водителей-«рецидивистов». Но каждый раз эти проекты отвергались как противоречащие законодательству.

В 2014 году Госдума отклонила сразу два таких законопроекта. Депутаты ссылались на то, что могут пострадать невиновные лица – собственники транспортных средств, которые сами, выпив, за руль не садились. Например, супруги нарушителей – по общему правилу, всё имущество семейной пары – их совместная собственность, в том числе и автомобиль.

«Применение конфискации к лицу или лицам, обладающим совместными с правонарушителем правами на имущество, означало бы наказание не совершавшего административного правонарушения, что противоречит части 1 статьи 3.2 КоАП, в соответствии с которой конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений», – говорилось в заключении думского комитета по госстроительству на один из проектов изменений в КоАП.

В Госдуме подчеркивали, что изъятие имущества у лица, не совершавшего правонарушения, «означает нарушение основного принципа административной ответственности о применении наказания только к виновному».

Отбирать машины только у водителей-собственников – идея не лучше, отмечали в Госдуме. Так как в этом случае нарушается конституционный принцип равенства всех перед законом. В этом случае строгость наказания за одно и то же нарушение зависела бы от наличия или отсутствия у водителя машины в собственности. Тогда бы многие переписали их на родственников, но продолжали бы на них ездить с разрешения номинального собственника, предупреждали эксперты.

Против подобных инициатив по этим причинам было и правительство, вспоминает первый замглавы думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков.

Однако с конфискацией транспортных средств российские автомобилисты уже успели столкнуться в 2015–2016 годах, когда появилась уголовная ответственность за повторную пьянку за рулем. Тогда суды стали признавать автомобили орудием преступления и конфисковать их. Такая практика просуществовала совсем недолго – уже в мае 2016 года Верховный суд РФ запретил это. Считать машину орудием совершения преступления нельзя, а значит, и конфисковать тоже нельзя, следовало из постановления пленума суда.

Альтернативу конфискации несколько лет назад предложил Минюст – задерживать машину пьяного водителя на штрафстоянке до оплаты залога в 30 тыс. рублей. То есть его размер должен был равняться максимальному размеру штрафа за пьяную езду. Это предлагалось, чтобы обеспечить оплату этих взысканий. Правительство внесло проект в Госдуму, она его приняла в первом чтении, но дальше дело застопорилось.

Наказать невиновного

С этой инициативой произойдет то же самое, надеется Вячеслав Лысаков. Нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» предусматривает снижение числа жертв от ДТП к 2024 году, и предложения МВД могут быть связаны с ним, полагает депутат. Он не сторонник идеи МВД, называет ее «спорной» и «неоднозначной». Озвученные ранее претензии к аналогичным инициативам она не снимает. Почему человек или компания должны лишаться автомобиля из-за действий другого человека, это несправедливо, недоумевает Вячеслав Лысаков.

Под ударом могут оказаться не только члены семьи водителя-нарушителя, но и компания, на которую он работает, а также сервисы аренды машин – каршеринг.

«Конфискация транспортного средства представляется неконституционным, нелогичным и неэффективным способом защиты общественных интересов. Автомобиль нарушителя может и не принадлежать ему на праве собственности, это может быть и совместное имущество супругов, и арендованный автомобиль, служебный и т. д. Каким образом планируется поступать в таких случаях, МВД пока не разъясняет», – говорит адвокат Александр Леманн.

Адвокат, вице-президент Федерального союза адвокатов России Алексей Иванов тоже полагает недопустимой конфискацию автомобилей у тех, кто сам не нарушал правила, например, у работодателя или родственника. «Только непосредственный виновник преступления может быть подвержен такой мере ответственности», – говорит он. По его мнению, если такая мера позволит сохранить жизни людей и другим способом этого сделать, к сожалению, не получается, то она необходима.

Перекрутили гайки

По словам Вячеслава Лысакова, инициатива МВД вызывает много вопросов, в частности, связанных со стоимостью автомобилей. Сейчас уголовный штраф за это преступление значительный – 200–300 тыс. рублей, а по дорогам ездит множество машин, стоимость которых 30, 50 или 100 тыс. рублей, напоминает депутат. Непонятно, зачем их конфисковать, говорит он. По его мнению, спешить с такими идеями не стоит.

Тем более что в последнее время ответственность для пьяных водителей серьезно усиливалась. Теперь побег с места ДТП, в котором есть пострадавшие, автоматически позволяет считать скрывшегося водителя пьяным и наказывать жестче, чем трезвых. Потому сбежать, а затем, когда следы алкоголя в организме исчезнут, явиться с повинной в расчете на наказание помягче пьяным водителям больше не удастся.

Первое чтение в Госдуме прошел другой проект, приравнивающий аварию, в которой по вине нетрезвого водителя погибли люди, к умышленному убийству. Как следствие, наказания тоже будут строже. Если один человек погиб, водителю будет грозить до 12 лет колонии, сейчас – до семи; если количество жертв больше – до 15 лет, сейчас – до девяти.

К сожалению, статистика аварий с пьяными водителями практически не снижается, поэтому и проверки на дорогах не ослабевают

Анатолий Жданов/Коммерсантъ/Vostock Photo

Эти меры должны сыграть профилактическую роль, надеется парламентарий, а потому стоит подождать и последить, как изменится ситуация. Формально санкции поднять большого ума не надо, считает он, дойдем до расстрела – больше предлагать будет нечего. По его мнению, сейчас больше внимания нужно уделять профилактике нарушений, в частности, с помощью социальной рекламы.

Адвокат Александр Леманн соглашается с депутатом: у нас уже сейчас действуют достаточно суровые санкции к пьяным водителям, но нет неотвратимости наказания. «Большинство нарушителей продолжают откупаться на месте без каких-либо негативных последствий для себя», – полагает он.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что перед реализацией идеи МВД необходимо ввести градацию степени опьянения: легкая, средняя и тяжелая. Это позволит не наказать тех, у кого в организме нашли алкоголь из-за лекарств и т. п.

Эксперты сходятся во мнении, что инициатива очень спорная и шансы на ее принятие в предложенном виде невысоки. Они надеются, что правительство ее не одобрит.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

Метки: ДТП