Перешли на дешевое: как россияне экономят на еде
Россияне изменили личную финансовую стратегию. В прошлом году каждый второй стал больше экономить, причем не только на крупных покупках. Продажи продуктов в 2022-м в натуральном выражении сократились на 5%, подсчитали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Покупатели оставляют в корзине лишь базовые и недорогие продукты. Например, на 15% сократились продажи питьевых йогуртов и творожных десертов, на 10% – газированных напитков. В целом расходы на еду в прошлом году сократили 35% россиян.
Экономить на продуктах многие продолжают и в 2023 году. В феврале – марте более трети россиян реже покупали тепличные огурцы и помидоры из-за резкого роста цен на них, а 12% вообще исключили эти овощи из рациона, по данным опроса компании Grodan. Возросло потребление курицы, свинины, сырных продуктов, при этом сократилось потребление говядины.
Экономия на грани: какие риски создает сберегательная модель поведения россиян
Цена – ключевой фактор для большинства граждан при выборе продуктового магазина. По итогам 2022 года продажи в дискаунтерах – магазинах с ценами ниже среднерыночных – выросли на 2–3%, подсчитали в АКОРТ. «В условиях неопределенности население зачастую экономит даже на самом необходимом. Поэтому растет спрос на наиболее дешевые товары. Отсюда покупки продуктов с истекающим сроком хранения и популярность дискаунтеров», – говорит экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Владимир Ковалев.
Товар с истекающим сроком годности сегодня готов покупать каждый четвертый в стране, отмечает Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ). Некоторые люди делают это по соображениям экологической ответственности. По данным ООН, ежегодно в мире выбрасывается более 1,3 млрд тонн продуктов питания – треть всего произведенного продовольствия. В России, по оценке экспертов, на свалки отправляется более 17 млн тонн пищевых отходов в год.
Но на рацион большинства россиян прежде всего влияют падение доходов и ускоряющаяся инфляция. «Население уже несколько лет переходит в режим экономии. Этот процесс стал заметен в рознице. Постепенно замещали говядину курятиной, переходили на более дешевые собственные торговые марки (СТМ) продавцов. Начинали ходить по нескольким супермаркетам в поисках более низких цен. Откладывали покупки "до акции" и так далее», – перечисляет доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.
До 90% покупателей обращают внимание на товары с желтыми и красными ценниками. По словам продавцов, товар со скидкой берут в разы охотнее. Впрочем, чрезмерное увлечение дисконтами может привести к обесцениванию бренда в глазах покупателя, предупреждает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Потребители просто перестанут рассматривать возможность покупки товара по обычной цене, ориентируясь исключительно на скидки.
Розничные сети, безусловно, уловили тенденцию и незамедлительно отреагировали. В России еще несколько лет назад стали открываться более дешевые продуктовые магазины от крупных игроков рынка. Когда-то дискаунтеры представлялись как грязное, плохо освещенное помещение, где беспорядочно навалены дешевые продукты. Однако это не так. Дискаунтеры обеспечивают более низкие цены за счет ограниченного ассортимента и большой доли СТМ. Та же «Пятерочка» изначально задумывалась как дискаунтер, а сейчас это супермаркет для «экономного среднего класса».
Экономия на грани: как россияне подсели на "нищемаркеты", и почему там так дешево
X5 Retail Group, куда входят «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», несколько лет назад запустила сеть дискаунтеров «Чижик». «Магнит» открыл магазины низких цен «Моя цена», в которых в основном продаются товары собственных торговых марок, сеть «Лента» – дискаунтеры под вывеской «365+». Кроме того, есть сеть «Да!» – один из проектов группы компаний «О’Кей», который был запущен еще в 2015 году.
В условиях стагнации или снижения реальных доходов населения будет расти лояльность покупателей к «жестким» дискаунтерам, где цены еще ниже, а ассортимент меньше, считают эксперты. Так, например, «Магнит», один из крупнейших ретейлеров в России, в конце февраля объявил о запуске такого формата магазинов под брендом B1, или «Первый выбор». Первые три уже открылись в подмосковных Ступине, Электростали и Тучкове.
На начало 2022 года дискаунтеры на отечественном рынке занимали около 6%. «Скорее всего, они будут расширяться. Есть прогнозы о достижении 30% рынка розничной торговли за пять лет», – говорит Сергей Черников. Между тем пока россияне предпочитают ходить в магазины с ценами ниже среднерыночных, у супермаркетов и гипермаркетов наблюдается снижение трафика.
Проблема низкого потребительского спроса носит макроэкономический характер. Понимают это и в правительстве. Неслучайно первый вице-премьер Андрей Белоусов назвал рост потребления одной из главных задач 2023 года. Для поддержания и развития отечественной экономики необходимо внутреннее потребление. Особенно в сложившихся условиях, когда значительные силы брошены на налаживание импортозамещения. Без достаточного потребительского спроса российский производитель не сможет работать.
Если спрос не восстановится, то рассчитывать на позитивную динамику ВВП не стоит, говорят эксперты. Впрочем, они надеются на лучшее. Люди адаптируются к сложившимся условиям и снова начнут тратить деньги. Кроме того, ситуация улучшится в том числе за счет параллельного импорта и активной торговли с дружественными странами.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".