Почему чиновников обязали помогать льготникам
Едва ли не каждый гражданин России сегодня имеет право на получение тех или иных виды социальных льгот и мер поддержки. Только пенсионеров, согласно данным Росстата, насчитывается более 43,5 млн. Все без исключения они – федеральные или региональные льготники.
Звание «ветеран труда» или «ветеран военной службы», например, дает право на 50-процентную скидку по оплате услуг ЖКХ, бесплатные путевки в санатории. Немало льгот доступно и представителям молодого поколения. В частности, социальные налоговые вычеты – стандартные на детей, за расходы на учебу или лечение и т.д.
Однако далеко не все льготники своим правом пользуются. Многие граждане зачастую элементарно не знают, что по закону им положены какие-то меры социальной поддержки от государства и как реализовать свои права.
Ну а «сервис» в этой сфере исторически был, как говорится, ненавязчивым. До недавнего времени в России действовал так называемый заявительный характер получения льгот. Иными словами, информировать о том, что кому положено, в обязанность чиновников не входило.
Гражданам необходимо было обо все заботиться самостоятельно – знать актуальные требования по тем или иным льготам, тратить время на выяснение, относятся ли меры поддержки конкретно к ним. А еще надо отслеживать перманентные изменения в нормативных правовых актах, решениях местных властей.
Разобраться же в казуистике административных регламентов и документов, перевести с «птичьего» казенного языка на человеческий содержание законов и постановлений бывает непросто даже дипломированному юристу. Что уж говорить о пожилом человеке, который с гаджетами в силу возраста не дружит, а информацию сегодня черпает главным образом на слух – из телевизионных новостей.
Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности за их невольное нарушение. Незнание же льготниками своих прав «освобождает» их от мер социальной поддержки – единовременных выплат, ежемесячных субсидий, получения вычетов с НДФЛ по линии ФНС.
Для бюджета это была своего рода статья экономии. С одной стороны – льготы есть, что соответствует статусу социального государства. С другой стороны – если человек их не оформляет, то это его выбор.
Ситуация должна измениться с 1 января 2021 года. В начале декабря 2020-го правительство утвердило принципиально иной порядок информирования гражданин о причитающихся им льготах и субсидиях.
Речь постановлении кабмина идет о правах, «возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки) социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат».
Зачем в России запустят интернет-ресурс с персональными данными населения
По сути дела, сделан еще один шаг на пути создания электронного правительства в частности и цифровой экономики в целом. Суть изменений – в новом подходе к информированию граждан о положенных им льготах и субсидиях.
С января 2021 года можно будет обратиться в любой многофункциональный центр (МФЦ), сотрудники которого окажут помощь в этом вопросе. То есть ответственность за своевременное и правильное назначение льгот отныне де-юре закреплена за государством.
Насколько эффективно все будет работать, сегодня сказать сложно. Нововведения восприняты в обществе неоднозначно, хотя при ближайшем рассмотрении не вся критика обоснованна.
В частности, одно из распространенных заблуждений заключается в том, что пожилые люди не умеют регистрироваться на портале государственных услуг, чтобы дистанционно получать информацию о том, что им положено. В результате перехода на новые правила их положение якобы может ухудшиться.
Между тем уведомительный порядок предполагает, что информация о льготах будет доступна не только в личном кабине на портале Государственных услуг, но и по телефону (для этого существует единый номер). Кому-то привычнее будет решать проблемы очно, обратившись в органы государственной власти и местного самоуправления или в ближайший МФЦ.
Новые правила, конечно, в большей степени отвечают интересам льготных категорий населения, но это все-таки не самый совершенный механизм. В идеале меры социальной поддержки, различные выплаты должны предоставляться по умолчанию, без каких-либо напоминаний и прохождения бюрократических процедур.
Так уже работают некоторые ведомства. Например, с апреля 2020 года сертификат на материнский капитал ПФР оформляет без заявления родителя (усыновителя) в электронном формате. Услуга предоставляется в течение 15 дней после получения сведений из ЗАГС.
Что мешает другим органам госвласти последовать примеру ПФР, объяснить сложно. Допустим, ФНС могла бы автоматически освобождать от налогообложения единственный автомобиль многодетной семьи или квартиру, находящуюся в собственности пенсионера, если другой жилой недвижимости за ним, по данным Росреестра, не числится.
Решение такого рода вопросов, как представляется, в большей степени зависит от политической воли и эффективно работающей системы межведомственного документооборота.
Автор – доцент кафедры государственного и муниципального управления РУЭ им. Г.В. Плеханова.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".