- Главная страница
- Статьи
- Практика добрых дел: как развивается социальное волонтерство в российских корпорациях
Практика добрых дел: как развивается социальное волонтерство в российских корпорациях
В последние годы все более популярным среди крупных предприятий нашей страны становится движение корпоративного волонтерства. Это относительно новый тренд, который в России появился лет 10 назад.
Понятие корпоративное волонтерство возникло в странах Европы и в США в 60–70-е годы и представляло собой добровольное участие сотрудников крупных компаний в различных социальных программах при поддержке компании. Оно является элементом корпоративной социальной ответственности (КСО) и стратегии устойчивого развития предприятия. За рубежом корпоративное волонтерство получило дополнительный толчок к развитию во время финансово-экономического кризиса 2008 года, когда во многих фирмах началось сокращение бюджетов на КСО.
Нельзя сказать, что в советское время в нашей стране не было подобного явления: заводы и фабрики брали шефство над детскими и спортивными учреждениями, помогали колхозам и воинским частям. Однако после реформ 90-х годов многим отечественным предприятиям стало не до помощи нуждающимся, самим бы выжить. Тем не менее после стабилизации российской экономики и прихода в страну иностранных корпораций некоторые элементы КСО, которые демонстрировали зарубежные компании, стали все больше приживаться и у нас.
И сегодня сложилась такая ситуация, когда для процветающей бизнес-структуры стало недостаточно показывать высокий уровень доходности и эффективности. Как ни странно звучит, но творить добро стало не только потребностью бизнеса, но и хорошей модой, которой следуют всё больше предприятий. При этом затраты на социальные программы приносят и вполне осязаемую пользу: в обществе улучшается отношение к компаниям, которые вкладываются в социальное волонтерство, формируется положительный имидж предприятия, крепнет желание потенциальных сотрудников получить на нем работу.
Среди российских компаний за последние годы наметился ряд лидеров в сфере корпоративного волонтерства. Например, НК «Роснефть» реализует несколько сотен волонтерских программ и проектов. Одно из важнейших направлений для волонтеров «Роснефти» – донорские акции, в которых принимают участие сотни сотрудников. Недавно в нефтяной компании подсчитали, что за год ее добровольные доноры сдают до 3000 литров крови и ее компонентов. В среднем 15 литров донорской крови – это более 100 потенциально спасенных жизней. Несложно посчитать, что в год доноры «Роснефти» могут спасти жизни более чем 18,5 тыс. человек.
Также нефтяники, вовлеченные в волонтерское движение, участвуют в экологических акциях: проводят субботники, собирают макулатуру, отработанные батарейки, высаживают тысячи саженцев и очищают берега рек, озер и водоемов.Масштабные экологические акции в рамках корпоративного проекта «Чистая промвесна» проходят в металлургической компании «Северсталь». Сотрудники компании во всех регионах ее присутствия активно участвуют в уборке территорий, высадке зеленых насаждений, очистке берегов рек и водоемов.
В экологической программе компании «Русал» реализуется сразу несколько проектов – марафон «День реки», онлайн-курс «Время экодействий» и акция по высадке растений «Зеленая волна». Как правило, больше всего активность в волонтерском движении проявляют молодые сотрудники. Например, на Челябинском цинковом заводе (ЧЦЗ) создана молодежная организация «Массив», которая на системной основе реализует благотворительные и волонтерские программы.
Совет молодых специалистов на ЧЦЗ появился еще в 2007 году. С тех пор у них сложились собственные традиции добрых дел. Неравнодушная заводская молодежь на постоянной основе оказывает поддержку Карабашскому детскому дому, социально-реабилитационному центру Курчатовского района – члены молодежной организации привозят для детей подарки и устраивают праздничные представления. Члены «Массива» приезжают с подарками в гости к ветеранам по важным для них поводам.
Еще одно направление деятельности молодежной организации ЧЦЗ – регулярные экологические акции. Каждый год ребята из «Массива» выезжают в национальный парк Таганай, где помогают администрации заказника маркировать тропы, пропалывают саженцы молодых деревьев и поддерживают чистоту популярных маршрутов. Кроме того, заводская молодежка помогает в благоустройстве прилегающих к заводу территорий и дворов Курчатовского района Челябинска.
Национальный Совет по корпоративному волонтерству в Челябинской области высоко оценивает деятельность ребят из «Массива». В этом году восемь самых активных представителей молодежной организации получили благодарственные письма и приглашение участвовать в ключевых мероприятиях, которые организованы Советом.
А недавно молодежная организация «Массив» подписала соглашение о взаимодействии с Молодежной палатой при Челябинской городской думе. В рамках этого соглашения обе «молодежки» теперь будут вместе обсуждать, разрабатывать и реализовывать волонтерские проекты в самых разных сферах – от спорта до социальных мер поддержки.
Как отмечает лидер «Массива» Евгения Лаптева, молодежная организация цинкового завода ценит появление такого серьезного партнера для совместной деятельности. «Объединение усилий – это всегда более прицельная работа с задачами, – подчеркивает Лаптева, – это привлечение в наш круг еще больше классных, активных, молодых ребят, интересы и кругозор которых ничем не ограничены. У нас появляется больше возможностей в представлении интересов активных коллег на уровне города».
Кстати, для новых партнеров «Массива» из Молодежной палаты, в которую в том числе входят студенты вузов и колледжей, визит на ЧЦЗ стал весьма познавательным: гости посетили плавильное отделение комплекса электролиза цинка, узнали об основных этапах технологических процессов и окунулись в историческое прошлое в музее завода. А представители «Массива», в свою очередь, рассказали о своей работе и целях на следующий год, мерах социальной поддержки ЧЦЗ, о возможностях личностного и карьерного роста для заводской молодежи.
Еще одно направление волонтерской деятельности на ЧЦЗ – помощь братьям нашим меньшим. В Челябинске уже десять лет существует приют для животных «БиМ», которому заводчане оказывают постоянную помощь. В мае этого года, когда приют отмечал юбилей, работники Челябинского цинкового завода и его директор – депутат Законодательного собрания Челябинской области Павел Избрехт – организовали среди заводчан акцию по сбору корма для собак. По итогам акции было собрано более 300 кг сухого корма, круп и лакомств, которые доставили четвероногим обитателям приюта «БиМ». Кроме того, волонтеры привезли средства для лечения и прививочной кампании собак. А дети сотрудников завода с удовольствием приняли участие в строительстве будок для собак.
По словам директора по работе с персоналом и административным вопросам АО «ЧЦЗ» Рамиля Рахманкулова, тематика корпоративного волонтерства для Челябинского цинкового завода была всегда актуальна. «За прошедший год нашими сотрудниками проведено более двух десятков акций, направленных на поддержку семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, – отметил Рахманкулов, – ветеранов, людей с ограниченными возможностями и детей, находящихся на попечении у государства».
Недавно агентство АK&М составило «Рейтинг социальной эффективности», который показал, что число крупных российских компаний с высокой социальной ответственностью за последние годы пусть ненамного, но возрастает: если в 2019-м в рейтинге фигурировали 34 компании, то в 2022 году в него вошло 45 организаций с лучшей практикой устойчивого развития. И эта тенденция красноречиво говорит о том, что практика добрых дел на крупных предприятиях становится нормой и в дальнейшем будет только развиваться.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".