23 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Реальность воображаемого
Общество

Реальность воображаемого

12 февраля в Москве открывается девятая международная фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии», в программе которой 27 разноплановых выставок, объединенных сквозной темой «Между реальным и воображаемым». «Профиль» представляет гид по самым значимым проектам фестиваля.

Робер Дуано. «Красота повседневности»

Фотобиеннале открывается выставкой мирового классика Робера Дуано, одного из великих фотографов XX века, мастера жанровых сцен, создавшего столь живой и поэтичный образ любимого им Парижа, который порой кажется более «настоящим», чем на любых снимках современного города. Многие его фотографии вошли в историю, а знаменитый «Поцелуй на площади Отель-де-Виль» (Le Baiser de l'Hotel de Ville), растиражированный на миллионах открыток и постеров, знаком даже тем, кто специально не интересуется историей фотографии. «Мир, который я стремился показать, — это мир, в котором мне было бы хорошо, в котором люди были бы дружелюбными, где я мог бы найти нежность, которой так жажду. Мои фотографии просто были доказательством того, что такой мир мог бы существовать», — пожалуй, эти слова Дуано лучше всего объясняют, что же такое он сумел запечатлеть на своих снимках, что неизменно заставляет зрителя возвращаться к ним снова и снова. В экспозицию вошло более ста авторских отпечатков, а также личные документы и свидетельства, предоставленные дочерью фотографа.

12 февраля — 10 мая, Мультимедиа-арт-музей

Джан Паоло Барбьери. «Мода и вымысел»

Фото: GIANPAOLOBARBIERI
©Фото: GIANPAOLOBARBIERI

Итальянец Джан Паоло Барбьери — одна из главных фигур в мире фэшн-фотографии. Он начал карьеру в 1964-м со съемок коллекций Кристобаля Баленсиаги и Ива Сен-Лорана, а уже через год ему доверили обложку первого номера итальянского Vogue. На его счету многочисленные рекламные компании для модных домов Valentino, Armani, Versace, Dolce & Gabbana и съемки для престижных международных изданий. Фотографии Барбьери — воплощение элегантности, взгляд утонченного эстета, его образы театральны (сказывается образование в области драматического искусства) и слегка ироничны. Барбьери создал ставшие классикой образы Софи Лорен, Одри Хепберн, Вивьен Вествуд, много экспериментировал со съемкой обнаженной натуры, татуажа, натюрморта.

26 февраля — 15 марта, Мультимедиа-арт-музей

«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала ХХ века»

Фото: из серии «Римское барокко
©Фото: из серии «Римское барокко

На этой выставке можно будет увидеть порядка трех сотен фотографических открыток начала XX века из собрания Финского музея фотографии. Сюрреалистические по сути, наполненные фантастичными образами, они появились и стали популярными в конце 1890-х, почти за двадцать лет до возникновения сюрреализма. Открытки, выпускавшиеся массовыми тиражами крупными фотокомпаниями вроде берлинского «Нового фотографического общества» и парижского «Индустриального общества фотографии», изготавливались не полиграфическим способом, как сейчас, а отпечатывались как фотографии на бромосеребряной бумаге и часто раскрашивались вручную. Цирк, варьете, технические новинки, эротика — на открытках причудливо переплетаются образы коллективного бессознательного и массовой культуры того времени, что делает их весьма любопытным документом эпохи.

26 февраля — 19 апреля, Мультимедиа-арт-музей

«Охотники за трендами. Главные имена испанской моды»

«Задушевный, интимный портрет испанской моды» — так куратор Педро Мансилья Вьедма характеризует подготовленную им выставку «Охотники за трендами». За почти целый век развития испанской моды трендов набралось ровно 67 — и столько же имен. Взгляд, разумеется, субъективен, но этим и интересен. Тренды тщательно изучались и отбирались на примере коллекций разных лет таких дизайнеров, как Андрес Сарда, Антонио Миро, Альварно, Долорес Кортес, Елиса Паломино, Ион Фис и других. Модные тренды как срез современности и часть одновременно камерного и глобализированного образа страны — именно с такой точки зрения сделана эта подборка. Впрочем, фотографии выставки вовсе не обязательно рассматривать как социокультурное исследование — прагматичный взгляд «а что из этого мне подойдет?» тоже вполне уместен.

5 марта — 2 апреля, ЦВЗ «Манеж»

Изабель Муньос. «Море — камень»

Фото: Изабель Муньос
©Фото: Изабель Муньос

Изабель Муньос — одна из известнейших испанских фотографов, двукратная обладательница премии World Press Photo, чьи работы хранятся в коллекциях самых престижных галерей мира. Серия «Море — камень» объединяет фотографии, сделанные на берегах Средиземного моря, от Андалузии и Рима, до Турции и Египта: здесь соседствуют скульптуры исчезнувших цивилизаций, мужские и женские танцующие фигуры, которые на фоне архитектуры становятся вневременными образами мифов и ритуалов, античность и барокко, Восток и Запад. Ее фотография скульптурна и монументальна, ее вдохновляет сама материя камня — молчаливого свидетеля истории и хранителя времени. А человеческое тело, которое у нее тоже обретает черты изваяния, порой как будто нерукотворного, при этом предстает невероятно чувственным и живым.

5 марта — 2 апреля, ЦВЗ «Манеж»

Рикардо Лопес Буэно. «Внутренний пейзаж»

Фото: Ricardo López Bueno
©Фото: Ricardo López Bueno

Фотопортреты испанца Рикардо Лопеса Буэно, на которых запечатлены наши современники, оставляют ощущение, что время остановилось, что есть только здесь и сейчас, — этот интимный момент диалога фотографа и модели, фотографии и зрителя. Так мог бы снимать Веласкес, если бы в его время существовала фотография. Впрочем, живописные приемы в работах Буэно лишь подчеркивают силу фотографии, которая способна передать нечто мимолетное и невыразимое, существующее в один-единственный момент времени — секунду, когда щелкает объектив. Изменение выражений — не лиц, а именно тонких градаций эмоционального состояния — и составляют в его фотографиях «внутренний пейзаж» человека.

5 марта — 2 апреля, ЦВЗ «Манеж»

Феликс и Поль Надары. «Традиция и каприз»

Фото: Ministère de la Culture et de la Communication - France
©Фото: Ministère de la Culture et de la Communication - France

Надар, он же Феликс Турнашон, знаменитый французский фотограф XIX — начала XX века, обладал разносторонними талантами: он был также известен как художник-портретист, карикатурист, театральный драматург. В историю фотографии он вошел благодаря портретам парижской богемы 1850-х годов. В его «галерее современников» значатся такие имена, как Сара Бернар, Камиль Писсаро, Жюль Верн, Берта Моризо. В 1860-х годах Надар обращается к коммерческой фотографии: он отказывается от психологизма и визуальных экспериментов, на смену богеме приходят актеры бульварных театров, строгие позы и сдержанные выражения сменяются гримасами и преувеличенной жестикуляцией. Надар переводит на поток работу своего ателье на улице Анжу, которое позже унаследует его сын Поль Надар, также ставший фотографом, прославившимся, впрочем, больше своим коммерческим, чем художественным талантом.

13 марта — 26 апреля, Мультимедиа-арт-музей

Стратегические партнеры Мультимедиа-арт-музея: MasterCard, Renault, Ahmad Tea, Росбанк, ОАО «Новатэк»

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".