23 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Робин Гуд из ФИФА
Общество

Робин Гуд из ФИФА

Зепп Блаттер подал в отставку с поста президента ФИФА, который он занял в пятый раз, всего через четыре дня после победы на выборах. Коррупционные скандалы преследуют Федерацию практически все время правления Блаттера. Арест высокопоставленных чиновников ФИФА буквально накануне выборов поставил точку в карьере Блаттера.

29 мая в Цюрихе на 65 конгрессе Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) Йозеф Блаттер в пятый раз был избран президентом этой организации. Его соперником на выборах был принц Иордании Али бин аль-Хусейн, который снял свою кандидатуру перед началом второго тура (в первом туре Блаттер не набрал необходимые ему для победы две трети голосов). Ранее на пост президента ФИФА претендовали также известный португальский футболист Луиш Фигу и глава Ассоциации футбола Нидерландов Михаэль ван Праг, которые еще до выборов сняли свои кандидатуры в поддержку принца.

Нынешние выборы главы ФИФА не обошлись без происшествий – одним из них стал анонимный звонок с сообщением о заложенной в здании бомбе. После проверки полицией, которая не обнаружила взрывного устройства, заседание конгресса продолжилось. Кроме того, за два дня до выборов президента ФИФА правоохранительные органы Швейцарии, где находится штаб-квартира организации, арестовала по обвинению в коррупции нескольких ведущих функционеров федерации.

Скандал получился весьма громкий. Обвинения были предъявлены двум вице-президентам ФИФАКР Джеффри Уэббу и Эухенио Фигередо, члену исполкома ведомства Эдуардо Ли, офицеру по развитию Хулио Роша, члену оргкомитета олимпийских футбольных турниров Хосе-Марии Марину.

Кроме того, арестованы бывший вице-президент Джек Уорнер и экс-член исполкома ФИФА Николас Леос, а также несколько более «мелких сошек» из числа сотрудников региональных конфедераций и отделений ФИФА, в частности, службы спортивного маркетинга.

Всем им вменяется участие в незаконных сделках между футбольными чиновниками, маркетологами и организаторами крупнейших футбольных турниров. Действовала швейцарская полиция на основании запроса из США, где на чиновников заведены дела по обвинению в коррупции и отмывании денег. И, судя по всему, арестованные будут экстрадированы в Соединенные Штаты.

Глава ФИФА Йозеф Блаттер, возглавляющий организацию с 1998 года и выдвинувший свою кандидатуру на новый срок, отреагировал на неприятные новости со свойственной его опыту и положению стойкостью: «Это трудное время для поклонников футбола и для нашей организации. Как бы ни прискорбны были эти события, мы приветствуем действия и расследования со стороны властей Швейцарии и США и считаем, что это поможет ФИФА в борьбе за искоренение коррупции в футболе».

Крысы большого футбольного корабля

Блаттер заявил, что «подобным проступкам нет места в футболе, и мы гарантируем, что виновные будут изгнаны из игры», а комитет ФИФА по этике оперативно принял меры: 11 главных подозреваемых в коррупции функционеров были временно отстранены от деятельности, связанной с футболом.

79‑летнему Блаттеру не впервой сталкиваться с «крысами коррупции» на своем футбольном корабле. Швейцарец был избран президентом ФИФА в 1998 году, и уже через 4 года один из влиятельных чиновников Конфедерации футбола Африки Фарах Аддо заявил, что некие арабские бизнесмены предлагали ему деньги, чтобы он голосовал за Блаттера. Но в июле 2004 года ФИФА признала самого сомалийца виновным в коррупции: он якобы использовал на личные нужды часть финансовой помощи со стороны Международной федерации.

Еще через два года английский журналист Эндрю Джексон выпустил книгу, в которой оценил масштабы коррупции в ФИФА в полмиллиарда долларов в год. Основанием для расследования стала история с маркетинговой фирмой ISL, чьи сотрудники признали факты «внебюджетных» выплат футбольным чиновникам, но были оправданы швейцарским судом, который не смог доказать того, что выплаты были взятками.

В 2010 году комитет ФИФА по этике дисквалифицировал двух членов исполкома организации – Амоса Адаму и Рейнальда Темарию за то, что они за деньги были готовы продать свои голоса на выборах стран-хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. В дальнейшем в связи с подобными же действиями назывались имена еще ряда функционеров: главы палаты по разрешению споров Слима Алолу и нескольких членов судейского комитета ФИФА, представляющих страны Африки.

И вот новая неприятная коррупционная история нынешнего года. При этом американское правосудие, по договоренности с которым действовали в нынешнем мае швейцарские правоохранители, вело разработку футбольных чиновников, которые подозреваются в коррупции в ходе выборов страны-организатора Кубка Америки.

Турнир в год своего 100‑летия впервые в истории пройдет в США,
и, судя по всему, организаторы получили право провести соревнования с использованием не вполне спортивных приемов, банально покупая голоса влиятельных функционеров. Что ж, и для Соединенных Штатов такой подход не нов: история зимних Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити также имела «коррупционную составляющую».

Дом, который построил Авеланж

Все эти истории неудивительны: футбол в полной мере является слепком человеческой жизни со всеми ее страстями и пороками. И когда речь заходит о деньгах, причем деньгах больших, очень больших, временами – сумасшедших, то как тут некоторым причастным лицам не стать на путь порока?

Стоит напомнить, что фактический создатель громадной интернациональной корпорации под названием ФИФА, ее предыдущий глава Жоао Авеланж сам подозревался в банальном взяточничестве.

Правда, на путь коррупции влиятельный бразильский функционер встал не без участия семьи – его подельником стал зять Рикардо Тейшейра, возглавлявший Федерацию футбола Бразилии. Суд Швейцарии в 2012 году признал двух экс-чиновников виновными в получении взяток в связи с продажей прав на телетрансляции чемпионатов мира 2002 и 2006 годов.

Тем не менее именно Авеланжу ФИФА обязана тем, чем стала в последние годы. Пришедший к власти в Международной федерации футбола в 1974 году и правивший 24 года бразилец развивался вместе со своей организацией. В первые годы он лишь набирался опыта, а с начала 1980‑х вместе с тогдашним главой Международного Олимпийского комитета Хуаном-Антонио Самаранчем стал во главе процесса максимальной и полнейшей коммерциализации спорта вообще и футбола в частности.

Как МОК в финансовом смысле расцвел под рукой многоопытного испанского маркиза, так ФИФА именно при Авеланже достигла уровня крупнейшей трансконтинентальной корпорации. Основными источниками благополучия футбольного ведомства стали спонсорские контракты и продажа телевизионных прав.

Отметим, что в 1974 году, когда бразилец взошел на футбольный трон, чемпионат мира в Германии принес его организации почти ничтожные 60 млн долларов, примерно поровну разделив спонсорский «карман» и доходы от телевидения. Однако в 1998 году, когда Авеланжа во главе ФИФА сменил его правая рука Блаттер, доходы от чемпионата мира во Франции составили сумму в шесть раз большую – 365 млн долларов. И, что интересно, спонсоры обеспечили почти две трети общего дохода – 240 «лимонов».

Авеланж за четверть века руководства мировым футболом сумел приучить ведущие корпорации к тому, что число мест у финансового «алтаря» ФИФА ограничено: список спонсоров крупнейших мировых футбольных форумов – это по-настоящему «золотое дно» для бизнеса, желающего рекламировать себя за счет банальной игры в мяч.

Эту же тему развивал в международном олимпийском движении Самаранч. Так же стал работать во главе ФИФА ее нынешний президент Йозеф Блаттер, которого Авеланж благословил «на царство».

На сегодняшний день в «золотой список спонсоров ФИФА» входят шесть топ-компаний – Adidas, Кока-Кола, Emirates Airline, Kia Motors, Sony и VISA. Еще восемь – Budweiser, Castrol, Continental AG, Johnson&Johnson, McDonald’s, Moy Park, Oi и Yingli – имеют статус второстепенных спонсоров. С 2015 по 2018 год официальным партнером ФИФА стал российский «Газпром».

Беспроигрышная ставка на «третий мир»

Швейцарцу удалось довольно легко принять бразды правления от своего предшественника: он ведь работал в ФИФА с 1975 года, сначала на посту технического директора, а затем – в роли влиятельного генерального секретаря. Так что проблем с командой у Блаттера не было и быть не могло.

Стоит заметить, что уже первые 4 года его президентства ознаменовались для всепланетного футбольного ведомства выходом на совершенно новый уровень финансового благополучия. Общие доходы ФИФА в год проведения чемпионата мира 2002 года в Японии и Южной Корее превысили показатели четырехлетней давности почти в семь раз. А доходы от продажи телевизионных прав и того более – в 12 раз! (См. таблицу).

©

И с тех пор заработки Международной федерации футбола продолжают оставаться весьма и весьма высокими, несмотря на кризисные годы или, например, те же коррупционные скандалы.

При этом, как можно заметить из той же таблицы, растут доходы ФИФА в части «прочих», куда входят, например, билетные программы чемпионатов мира. Не секрет, что при проведении матчей футбольного мундиаля в той или иной стране часто приходилось мириться с тем, что местная публика не слишком рьяно шла на игры с участием ряда иностранных команд. В той же Европе избалованные болельщики могли проигнорировать «темных лошадок» из Африки, Азии и Океании.

Но в том-то и дело, что Блаттер в продолжение линии Авеланжа делает ставку на страны футбольного «третьего мира». Максимальное расширение географии крупнейших футбольных турниров, как ни странно, не только помогло нынешнему главе ФИФА поддерживать свой устойчивый имидж «президента для всех», но и поспособствовало финансовому успеху чемпионатов последних лет.

Отметим, что из четырех последних по времени мундиалей только один состоялся в Европе – в 2006 году в Германии. Турнир 2014 года, конечно, принимала ведущая футбольная держава – Бразилия. Однако успех этого состязания был долгое время под вопросом – все-таки южноамериканская страна не отличается финансовым благополучием. Но, пожалуй, сыграло свою роль и то, что турнир проходил хоть и на родине пятикратных чемпионов мира, но вдалеке от признанных центров мирового футбола: не все европейцы могли позволить себе поездку на другой конец планеты, но зато смотрели футбол по TV и в интернете, поднимая ставки на рынке телевизионных прав.

В этой связи от проведения чемпионатов в Японии/Корее и ЮАР ФИФА выиграла еще больше – не избалованные подобными зрелищами местные фанаты толпами валили на стадионы, поднимая доходы организаторов в графе «продажа билетов+ на недосягаемую до сих пор высоту.

Блаттер в роли благородного Робин Гуда

К слову, проведение двух следующих чемпионатов мира в России (2018 год) и в Катаре (2022‑й) полностью соответствует тенденции Блаттера – максимальное расширение географии.

Футбольный «третий мир» имеет от ФИФА и прямую материальную поддержку: ведомство со времен Авеланжа оставляет себе только 10% прибыли, а остальные деньги тратит на поддержку национальных федераций. При этом и футбольные гранды, и спортивные «карлики» получают средства примерно в равных долях.

Но если для тех же федераций Германии или Англии средства ФИФА всего лишь приятный, но не главный бонус, то для представителей африканских или азиатских государств – основной источник заработка. И именно эти выплаты обеспечивают Блаттеру и Ко поддержку малых стран в разного рода выборных кампаниях.

Выглядит это так, что глава ФИФА, словно благородный разбойник Робин Гуд, берет деньги у богатых (спонсоров и телекомпаний) и раздает бедным (национальным футбольным ассоциациям).

Впрочем, человеческая природа некоторых соратников «несменяемого» президента Блаттера явно играет против него: нынешний очередной скандал со взяточниками показывает, что, приучая чиновников «третьего мира» к безвозмездным подачкам, руководство ФИФА невольно подталкивает их к разного рода противоправным действиям. И такая вот «коррупционная составляющая» мирового футбола способна поставить крест на карьере даже столь успешного руководителя, как Йозеф Блаттер...

Автор: спортивный обозреватель vesti.ru, – специально для «Профиля»

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".