- Главная страница
- Статьи
- Тариф новогодний: почему россиян могут неприятно удивить суммы коммунальных платежей в 2022 году
Тариф новогодний: почему россиян могут неприятно удивить суммы коммунальных платежей в 2022 году
Повышение тарифов на коммунальные услуги, которое решением правительства произойдет с 1 июля 2022 года, на первый взгляд не выглядит критичным для населения. В зависимости от региона затраты домохозяйств увеличатся от 2,9% до 6,5%. Однако в реальности суммы в платежках могут оказаться существенно выше запланированной индексации. Почему – разбирался «Профиль».
В начале ноября правительство РФ утвердило индексы повышения платы за услуги ЖКХ. Речь идет о показателях для субъектов Федерации. Рост тарифов, и в этом нет ничего необычного, будет неравномерным. Так, на 2,9% коммунальные услуги подорожают в Свердловской области, в Чечне – на 6,5% и т.д.
Изменения коснутся оплаты за горячую и холодную воду, электроэнергию, отопление, газ, обращение с твердыми бытовыми отходами (ТБО), канализацию. Индексы рассчитываются территориальными органами Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на основании данных ресурсоснабжающих организаций. Последние должны обосновать возросшие затраты на закупку топлива, амортизацию оборудования, ремонт и содержание сетей, зарплату работников. Такой порядок действует с 2013 года. Тарифы ЖКХ регулярно корректируются в сторону повышения. ФАС в данном случае выступает как государево око.
Как известно, в Жилищном кодексе РФ закреплена ответственность государства за недопущение необоснованного и резкого роста стоимости коммунальных услуг. Эти полномочия делегированы антимонопольному ведомству. При определенных условиях (в виде исключения) индексация может проводиться несколько в год. Например, в 2019-м она шла в два этапа. На то имелась причина – повышение ставки НДС с 18% до 20%. С 2020-го вернулись к привычной схеме. В текущем году тарифы на коммунальные услуги повысили с 1 июля, средний рост ФАС оценила в 3,3%.
В 2022-м показатель составит 4,4%. «Утешительный приз» – подорожание будет ниже инфляции в экономике по итогам текущего года, которая имеет потенциал достичь 8–9%. Однако помимо инфляции существуют и другие факторы, прямо или косвенно влияющие на ценообразование в сфере коммунального хозяйства. Примеры тому – решение местных властей об обязательной установке «умных» электросчетчиков или реализация так называемой мусорной реформы.
Эталонный расчет: сумеет ли ФАС сдержать рост тарифов на тепло
Впрочем, существует и постоянный аргумент в пользу повышения тарифов на услуги ЖКХ. Коммунальная инфраструктура на многих территориях изношена, что требует инвестиций на обновление и модернизацию. На это у ресурсоснабжающих организаций своих денег нет. Привлечение частных инвесторов возможно лишь на условиях быстрой отдачи вложений. Под такие проекты региональные власти часто добиваются у территориальных подразделений ФАС разрешений на сверхплановую индексацию.
В этой связи всегда существуют риски, что где-то суммы в платежках за «коммуналку» окажутся выше средних по России значений. Ведь у регионов остается право самостоятельно решать, на сколько конкретно следует повысить плату за ту или иную услугу ЖКХ. Например, в Санкт-Петербурге власти приняли решение увеличить тарифы на 3,5% на водоснабжение, отопление, газоснабжение, электроэнергию, что ниже утвержденного правительством параметра. Однако именно на эти виды коммунальных услуг приходится львиная доля общей суммы квартплаты. Так что в абсолютных цифрах рост расходов на «коммуналку» для жителей города на Неве будет достаточно ощутимый.
Надо понимать, что при индексации тарифов на ЖКУ в конкретном регионе за основу берется средний по территории показатель. При этом властям не запрещено по своему усмотрению «играть» с индексацией в границах примерно 10–15% в отдельно взятом городе или районе. Главное условие, чтобы средний показатель по субъекту Федерации оставался в пределах нормы.
То же правило действует и в отношении платежей за капитальный ремонт и других не первоочередных услуг, которые к ЖКУ не относятся, но в платежной квитанции присутствуют: содержание общедомового имущества, оплата коллективной телевизионной антенны, домофона. Причем счета за них могут вырасти уже с января 2022 года. В отдельных случаях плата за капитальный ремонт может увеличиться сразу на 25%. Основания для этого сегодня есть – резкое подорожание стройматериалов, зафиксированное в 2021 году. И опять-таки необходимо выполнить условие – не допустить превышения предельного значения стоимости капремонта по региону.
Развитие ситуации в таком ключе может спровоцировать рост социальной напряженности. Неслучайно Комитет по жилищной политике и ЖКХ Госдумы не так давно выступил с инициативой – расширить список категорий граждан, которым предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг. Как следует из законопроекта, максимальная доля расходов на оплату «коммуналки» должна быть снижена с нынешних 22% до 18% с 2023 года и до 15% – с 2025 года. Количество получателей льгот предлагается увеличить примерно на 1 млн человек. Хотя объективно нуждающихся в помощи россиян раз в десять больше.
Кроме того, в перспективе планируется ввести так называемые эталонные тарифы. По логике, эта мера способна положительно отразиться на стоимости жилищно-коммунальных услуг. Правда, не исключено, что на введение эталонных тарифов может уйти несколько лет. Ведь предварительно потребуется провести полномасштабный аудит всего отечественного ЖКХ. Без этого не понять, насколько отрасль эффективна, также невозможно будет выявить и исключить посредников, которые являются лишними звеньями в производственной цепочке.
Автор – профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".