22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Уроки будущего
Общество

Уроки будущего

Московские департаменты образования и информационных технологий выделят 600 млн  рублей на развитие столичных школ и гимназий. «Профиль» побывал в московской школе, которой удалось получить правительственное финансирование, и узнал, как новые технологии помогают школьникам в учебе.

Гимназия №1552 на юге Москвы выглядит как обычная московская школа. Отличается она от большинства других только тем, что ученики здесь, начиная с начальных классов, учат математику и русский с помощью приложений на планшетах, уроки физики проходят в лаборатории, а после занятий старшеклассники торопятся не домой, а в школьную типографию — работать над новым выпуском собственной газеты.

В прошлом году гимназия оказалась в числе победителей конкурса «Школа новых технологий», который проходит по инициативе департамента информационных технологий (ДИТ) и департамента образования. Осенью 2014 года все школы-финалисты получили новое оборудование и начали работу над собственными образовательными проектами.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Как устроен конкурс

В первом конкурсе, результаты которого были подведены в конце 2013 года, приняли участие 20 школ и гимназий. В апреле 2014 года стартовал второй конкурс для школ города. Заявки на участие в нем подали 435 столичных школ. Все учебные заведения, претендовавшие на финансирование, должны были представить список своих IT-проектов, на которые они хотели бы получить средства. В результате было отобрано 200 школ. Помимо возможности реализовать свои образовательные проекты, победители получают право участвовать в выставках, семинарах, конкурсах, экскурсиях по офисам ведущих IT-компаний и заседаниях клуба учителей, которые интересуются IT.

«Школы формируют так называемые Паспорта проектов, в которых собрано 2–4 проекта. Каждый имеет свою специфическую цель. Например, повысить качество образования или создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями, — рассказывает руководитель проекта «Школа новых технологий» Игорь Марчак. — Каждая цель содержит ряд задач, которые необходимо решить. Начиная от поставки специализированного оборудования и компьютерной техники до обучения учителей работе с этим оборудованием, программным обеспечением и разработки образовательной программы модуля, курса, предмета, проведением мероприятий в рамках учебного плана».

Жюри, которое отбирает школы, состоит из родителей, студенчества и представителей бизнес-сообщества. Они оценивают школы по масштабности проектов, по реалистичности планируемых результатов и по инновационному вкладу в образовательный процесс.

Интерактивные доски, проекторы, компьютеры и ноутбуки — все это гимназия №1552 получила еще в 2007 году. По мнению директора гимназии Оксаны Авиловой, техническая база помогла победить в конкурсе.

«Для участие в конкурсе нужно было пройти четыре этапа: заявка, мотивационное письмо с дополнением о том, что мы хотим получить из оборудования, конкурс презентаций и последний этап — выступление директора. Я не очень рассчитывала на победу, но была очень рада узнать, что результаты не были определены заранее», — рассказывает Оксана Авилова.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Лаборатории и гаджеты

В качестве одного из приоритетных проектов гимназия развивает создание собственного издательского центра. На деньги, выделенные из городского бюджета, были куплены резограф, ламинатор, типографский резак и программа для верстки газеты.

«Наша гимназия уже около 15 лет выпускает свою газету. Многие из наших выпускников выбирают работу, связанную со СМИ. Газета раньше была очень скромной по своему воплощению, а финансирование позволило нам увеличить тираж и вывести школьное издание на новый уровень», — рассказывает директор.

Газета «Сделай шаг» выходит один раз в триместр, над ней работают 15 школьников, в основном ребята из старших классов. «Редакция» со всем оборудованием находится в школьной библиотеке, куда «корреспонденты» приходят на переменах и после уроков.

«Раньше удавалось печатать всего десяток экземпляров, — рассказывает школьный методист Павел Пушкин. — Теперь, когда закупили оборудование, тираж увеличили до 300».

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Каждый номер посвящен какой-то основной теме. Последний, например, был про благотворительность. В каждом выпуске есть рубрика, в которой директор отвечает на вопросы учеников.

«Школа много лет проводит политику, направленную на то, чтобы дети говорили обо всем, что у них наболело. И школьные СМИ для этого необходимы, — поясняет Авилова. — К тому же издательский центр нужен нам, чтобы пропагандировать опыт наших учителей: теперь мы можем самостоятельно выпускать и распространять свои сборники методических и научных работ».

Второй проект, который гимназия заявила на конкурс, — цифровая лаборатория для практических работ по физике. На каждой парте в кабинете стоит по ноутбуку с подключенными электронными датчиками. На столах у детей — стаканы с теплой водой. Учитель объясняет, как тает лед и как меняется температура воды. Датчик опускается в стакан, и на экране ноутбука появляется график температуры. Когда в стакан насыпают лед, кривая стремительно опускается. Изображение графика выводится на доску с помощью проектора.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

«Оборудование нам привезли только в сентябре, мы еще не успели с ним до конца разобраться, — говорит учитель физики Ольга Шумилова. — Думаю, что со временем придумаем какие-то интересные эксперименты, которые ребята смогут ставить самостоятельно».

«На протяжении многих лет в школе работает научное детское общество — ученики создают исследовательские работы, рефераты для нас неприемлемы, — рассказывает директор гимназии. — Для них это первая ступенька к тому, чтобы понять, что такое наука, критическое мышление и эксперимент».

Одно из условий для школ, которые участвуют в программе, — софинансирование заявленных проектов. Учебные заведения выделяют часть средств из своего бюджета наряду с правительством Москвы под конкретный образовательный проект. Его эффективность потом будут оценивать в столичном департаменте образования.

Еще одно учебное заведение, получившее финансирование в числе первых, — средняя общеобразовательная школа № 354 им. Д.М. Карбышева.

В рамках проекта школе были переданы проектор и образовательные 3D-фильмы: о космосе, о строении человеческого тела. Школьники на уроке надевают специальные очки и смотрят эти фильмы. Длительность каждого из таких фильмов не больше 10 минут. Учителя планируют изучить, будут ли учащиеся лучше запоминать материал по сравнению с теми, кому таких фильмов не показывают.

Кроме того, школа получила планетарий. Сам купол, на котором транслируется изображение неба и звезд, похож на большой надувной шатер. Перед использованием его можно надуть в каком-то большом зале — физкультурном или рекреационном, хранится же он в собранном виде. Ученики заходят в этот шатер, там им демонстрируют фильмы об освоении космоса и устройстве солнечной системы.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

«Когда мы подавали заявку, замахнулись, конечно, на очень большую сумму. Попросили по максимуму на все запланированные проекты — 300 млн рублей, — рассказывает директор гимназии №1552. — Конечно, финансирование в итоге получили только избранные наши проекты, всего нам выделили 4 млн».

Всего московские департаменты образования и информационных технологий планируют выделить на информатизацию победивших школ 600 млн рублей. Деньги распределят между двумя сотнями образовательных учреждений — именно столько победителей отобрано во втором этапе конкурса.

Сами себе экзаменаторы

По условиям конкурса эффективность всех школ, участвующих в проекте, будет оценивать методический центр. Однако пока перед школами не поставили никаких жестких условий отчетности.

Как поясняют в ГМЦ, каждое учебное заведение самостоятельно выставляет планку тех результатов, которые считает достижимыми. Например, «число учащихся, выбравших «информатику» на ЕГЭ», показатель 2013 года — 12, показатель 2014-го — 16, плановый показатель 2018-го — 42.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Сами результаты делятся на два типа — одни отражают степень завершения проекта (например, техника поставлена, но ПО не установлено; или мебель, техника, ПО, курсы повышения квалификации завершены, но образовательная программа в стадии разработки), другие — результат внедрения проекта (например, результаты ЕГЭ, число выборов того или иного предмета на ОГЭ).

В гимназии №1552 уверены, что говорить о моментальном росте успеваемости по завершении проекта будет еще рано, а основной результат, к которому здесь стремятся, — понять, как можно использовать технологии в учебе максимально эффективно.

«Прежде всего это будут конкретные методические разработки учителей о том, как применять полученное оборудование в урочной и внеурочной деятельности. Это будут и работы детей, и мастер-классы для коллег из других школ», — говорит Оксана Авилова.

«С точки зрения общегородских решений будет понятно, какой из проектов позволяет максимально эффективно достигать реальных независимых образовательных результатов (а ОГЭ и ЕГЭ — это на сегодня самый независимый способ объективной оценки знаний учащихся). И то, что в теории представляется эффективным, совсем таковым не оказывается на практике, — поясняет Игорь Марчак. — На опыте внедрения проявляются риски, сложности, специфика реализации того или иного проекта, которые помогает решить проектный офис «Школы новых технологий». И лучше различные модели проверять на практике одной школы, чем школ всего города».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".