26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Эфирная ломка"

Архивная публикация 2004 года: "Эфирная ломка"

"Свобода слова" Савика Шустера и "Личный вклад" Александра Герасимова пали жертвами эпидемии, что полтора месяца назад унесла в мир иной "Намедни" Леонида Парфенова. Кто остался в прямом эфире? И главное - зачем? На вручении премии "Медиа-менеджер-2004" президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев предложил телеведущему Льву Новоженову отучаться от прямых эфиров. От души посоветовал.

©
"Свобода слова" Савика Шустера и "Личный вклад" Александра Герасимова пали жертвами эпидемии, что полтора месяца назад унесла в мир иной "Намедни" Леонида Парфенова. Кто остался в прямом эфире? И главное - зачем?
©
На вручении премии "Медиа-менеджер-2004" президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев предложил телеведущему Льву Новоженову отучаться от прямых эфиров. От души посоветовал.

Загадочной болезнью, из-за которой сейчас умирают "прямоэфирные" программы, телевидение заразилось лет пять назад. В 1999 году на Первом канале в прямом эфире выходили программы "Вместе", "Мы" с Владимиром Познером, "Однако" с Михаилом Леонтьевым, "Взгляд" и "Здесь и сейчас" с Александром Любимовым, "Тема" с Юлием Гусманом и авторская программа Сергея Доренко. Из них в живых осталась лишь программа Леонтьева. Правда, к ней добавились "Времена" с Владимиром Познером (выходит в прямом эфире на Дальний Восток).

Замдиректора общественных связей Первого канала Олег Горячев объясняет изменения так: "Просто ушли одни форматы, такие как авторская программа Доренко, но их место заняли "Фабрика звезд", "Золотой граммофон", "Времена". "Если сравнить суммарный хронометраж прямого эфира с 1999 годом, то сейчас его не меньше, а даже больше. Аналитический выпуск программы "Время" получил больше эфирного времени. Кроме того, "Основной инстинкт" часто выходит в прямом эфире".

На канале "Россия" загадочная болезнь почти не сказалась. Наверное, потому, что здесь прямых эфиров и так было немного. В 1999 году в прямом эфире вещал только Николай Сванидзе в "Зеркале" и с "Подробностями". "Подробности" исчезли - зато появились "Вести недели" с Сергеем Брилевым.

Сильнее других болезнь затронула эфирную сетку НТВ. Уже забываются "Сегоднячко", "Итоги. Предисловие", "Итоги. Ночной разговор", "Итоги" с Евгением Киселевым, "Антропология" с Дмитрием Дибровым и "Герой дня" со Светланой Сорокиной. "Глас народа" мутировал в "Свободу слова", но это программе не помогло - телевизионный вирус ее нашел и уничтожил. Вслед за "Намедни" Леонида Парфенова почил "Личный вклад" Александра Герасимова. Неизвестно, долго ли продержится на ринге Владимир Соловьев - все-таки основная часть программы "К барьеру" записывается, а в прямом эфире идет только голосование.

В общем, скоро мы будем как древнюю историю вспоминать эфир программы "Один на один", когда Владимир Жириновский и Борис Немцов выясняли отношения, поливая друг друга апельсиновым соком. Кстати, из-за таких инцидентов многие телевизионщики не любят прямые эфиры. Продюсер научно-популярного вещания НТВ Дмитрий Захаров замечает: "Прямые эфиры необходимы лишь тогда, когда нужна оперативность. Прямой эфир позволяет сократить этапы подготовки программы. Но благодаря ему на экран выплескивается грязь, а я противник грязи на телевидении".

Кому и зачем вообще нужен прямой эфир на телевидении? Зрителям и, соответственно, рекламодателям каналов? Но, по данным Gallup Media, с 14 по 20 июня самым популярным для россиян телезрелищем была трансляция чемпионата мира по футболу. Второе и третье места заняли соответственно "Улицы разбитых фонарей" и "Ежегодная национальная премия МУЗ-ТВ 2004". А ток-шоу "Свобода слова" с Савиком Шустером по количеству собранных "глаз" оказалось лишь на 35-м месте, после "Золотого граммофона" и "Поля чудес". При этом, согласно тому же источнику, "Свобода слова" после закрытия "Намедни" оставалась самой популярной программой на НТВ, пусть в производстве она не дороже других и дешевле сериалов. Кстати - стоимость производства передачи практически одна и та же и при прямом, и при "кривом" эфире. Среднее ток-шоу в записи (все равно, общественно-политическое или развлекательное) тянет на $12-30 тыс. за передачу. Прямой эфир может стоить от $10 тыс. и выше. Многое зависит от прямых включений. Их стоимость по России (только связь, не считая работы оператора и режиссера) - $200 за минуту включения, а телемост с заграницей обойдется в $1000.

"Подоплеку закрытия той или иной программы, выходящей в прямом эфире, надо рассматривать в каждом конкретном случае, - говорит Виктор Колумиец, руководитель аналитического центра группы компаний "Видео Интернешнл". - Одно дело, когда закрывается развлекательное ток-шоу, а другое - "Свобода слова". Если же говорить абстрактно, то в нашей стране сложно организовывать прямой эфир технологически, поскольку часовые пояса идут с востока, а события - с запада. А для рекламы формат программы (в прямом эфире она идет или нет) не важен. Цена рекламы и доходы от этого не зависят".

Впрочем, бывают ситуации, когда прямой эфир нужен. Если предвыборные дебаты кандидатов в президенты еще можно дать в записи, то подведение итогов голосования в записи не дашь никак. Есть и другие важные моменты, например инаугурация президента или его ответы на вопросы граждан. Тогда прямой эфир нашему телевидению становится просто жизненно необходим.

Владимир Соловьев, теле- и радиоведущий: "Раб и в прямом эфире останется рабом"

Профиль: Как вы относитесь к тому, что все больше передач, идущих в прямом эфире, закрывается?

Владимир Соловьев: Никак. Я не считаю, что прямой эфир так уж необходим для передач вроде "Свободы слова". О чем можно говорить, если "Свобода слова" выходила в московском регионе в прямом эфире, а в других регионах России ее зачастую показывали через неделю в записи? Журналистская свобода не определяется прямым эфиром. Многое зависит от людей, которые придут в студию, и от того, что они станут говорить. Посадите в прямой эфир раба, и он будет рассуждать по-рабски. Никакой свободы слова не получится. В России журналисты не договорились о том, что представляет собой свобода слова. И ее меряют прямыми эфирами - это заблуждение.

"П.": Но ведь в прямом эфире человек может высказать все, что он думает, будучи уверенным, что его не вырежут...

В.С.: Если ведущий достаточно профессионален, он успеет броситься грудью на камеру и поставить рекламу. Либо картинку переведут на другой план и уменьшат звук. При этом зрители могут даже не заметить, что кто-то хотел что-то сказать. Вот и получается, прямой эфир - это некий эрзац свободы. В советское время было полно прямых эфиров. И мы что, жили в свободной стране?

"П.": У вас не было желания делать свою передачу "К барьеру" в прямом эфире?

В.С.: Зачем? Мне никто никогда не запрещал приводить каких-либо людей в студию. Мне никогда не диктовали, что я должен вырезать, а что оставить. Я записываю передачу в среду, а выходит она в четверг. Но голосование для зрителей идет в прямом эфире. И при этом каждый регион голосует по-своему в тот момент, когда смотрит передачу. Людям удобно. У нас огромная страна, и практически невозможно ставить все передачи в прямом эфире из-за большого количества часовых поясов.

"П.": Но какие-то передачи должны сохранить прямой эфир?

В.С.: Безусловно, новости. Еще прямой эфир необходим, когда случаются трагедии. Я помню, погиб депутат Сергей Юшенков, и мне пришлось работать в прямом эфире, потому что это была очень важная тема. Кстати, о новостях: они идут в прямом эфире, но совсем не обязательно обретают от этого какую-то дополнительную свободу. Все зависит от журналиста.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».