Как немецкий флот унизил владычицу морей Великобританию
Ровно 80 лет назад, 11 февраля 1942-го, немцы провели операцию «Церберус», по праву считающуюся одной из самых ярких в морской истории. В тот день эскадра боевых кораблей Германии прошла через Ла-Манш под самым носом у британцев. То, что немцам удалось не просто осуществить задуманное, но еще и не понести при этом потери, подданные Его Величества расценили как величайшее унижение их родины.
- Финал океанских рейдеров
- Иного пути быть не может
- Беззубый лев
- Операция «Церберус»
- Поражение или победа?
Финал океанских рейдеров
В начале Второй мировой войны ВМС Германии существенно уступали британским и по мощности, и по численности. В таких условиях вступать в открытое противоборство немецкие адмиралы не решались. Вместо этого они проводили крейсерские операции, во время которых линкоры и крейсеры кригсмарине действовали на океанских коммуникациях, вредя вражескому судоходству.
"Бисмарк" и "серые волки": могли ли немецкие подводники спасти линкор?
Выход в Атлантику любого немецкого тяжелого корабля становился проблемой для британского флота, которому одновременно приходилось не только охотится на рейдеров, но и обеспечивать безопасность своих конвоев. Впрочем, британцы справлялись с этими задачами. В мае 1941-го, хоть и ценой невероятных усилий, они уничтожили прорвавшейся в океан флагман кригсмарине – линкор «Бисмарк».
Однако победа над «Бисмарком» еще не означала победу над рейдерами в целом. Во французском Бресте стояли немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелый крейсер «Принц Ойген». Эта корабельная группировка была потенциальной угрозой для британских коммуникаций в Атлантике. Поэтому Лондон сосредоточил на брестском порту действия основных сил своих бомбардировщиков, даже ослабив ради этого налеты на Германию. Но избавиться от кораблей в Бресте британцам помогли не бомбардировки, а «норвежская паранойя» Гитлера.
В декабре 1941-го британский флот провел несколько диверсионных операций в Норвегии, захватив немецкие секретные документы. Узнав об этом, фюрер решил: союзники готовятся к вторжению в Скандинавию, чтобы лишить Германию поставок железной руды из этого региона. Гитлер потребовал от кригсмарине использовать «все свои силы для защиты Норвегии». Таким образом, судьба кораблей в Бресте была решена лично фюрером, поставившим крест на дальнейших крейсерских операциях в Атлантике.
Иного пути быть не может
Гитлер рекомендовал главкому кригсмарине гросс-адмиралу Редеру направить в Норвегию брестскую эскадру, осуществив «неожиданный прорыв через Ла-Манш». Редер надеялся убедить фюрера в том, что эта операция плохо закончится. Но 12 января 1942-го на повторной встрече Гитлер подтвердил, что считает этот прорыв необходимым. Тогда же в общих чертах был составлен план операции.
«Серые волки» против «Оверлорда»: подводники Третьего рейха не смогли помешать высадке в Нормандии
Гитлер приказал, чтобы эскадра не покидала Брест до наступления темноты. Это позволяло скрыть от противника начало операции, но в то же время означало, что самый опасный участок пути, пролив Па-де-Кале, эскадре придется пройти при дневном свете.
Подробный план прорыва двух линкоров и «Принца Ойгена» разработал вице-адмирал Цилиакс, чей флаг развевался на «Шарнхорсте». Большое внимание было уделено выбору маршрута, позволявшего кораблям двигаться на высокой скорости и в то же время избежать вражеских минных полей. Фарватеры были протралены, и установлены буи, указывающие направление движения.
Истребительное прикрытие эскадры было важной частью плана. В дневное время над кораблями должны были постоянно находиться 16 самолетов (а во время прохождения через Па-де-Кале их число планировалось увеличить). Сопровождение кораблей состояло из шести эсминцев, 10 торпедных катеров должны были присоединиться к ним следующим утром, и еще больше малых кораблей сопровождения встретили бы эскадру у мыса Гри-Не (самое узкое место пролива Па-де-Кале). К 9 февраля линкоры и крейсер завершили испытания на Брестском рейде, и прорыв был намечен на 11 февраля.
Беззубый лев
Британцы заметили подготовку немцев к крупной морской операции. Поняв значение траления немцами фарватеров, Адмиралтейство попросило авиацию принять меры. С 3 по 9 февраля самолеты установили в означенном районе 98 магнитных мин.
Кроме того, Адмиралтейство начало концентрировать силы для отражения прорыва. Но при этом рисковать безопасностью океанских коммуникаций, стягивая все свои корабли к Ла-Маншу, Лондону не хотелось. Поэтому флот метрополии остался в Скапа-Флоу, карауля выход в море близнеца «Бисмарка» – линкора «Тирпиц», находившегося в Норвегии. А для защиты Па-де-Кале были выделены шесть эсминцев, десяток торпедных катеров и два минзага. Кроме того, все шесть исправных бипланов-торпедоносцев «Свордфиш» из 825-й флотской эскадрильи были переброшены к Ла-Маншу, чтобы усилить ударную группировку в проливе.
Такие силы вряд ли смогли бы остановить три мощных военных корабля. Но у англичан уже давно был готов план действий на случай прорыва. Министерство авиации (Air Ministry) должно было поддержать моряков вылетом 24 торпедоносцев, 240 бомбардировщиков и 550 истребителей. Таким образом, на бумаге имевшиеся ВВС были значительны. Но, с другой стороны, среди них было мало торпедоносцев, а пилоты не умели как следует работать по морским целям.
Операция «Церберус»
Немецкая эскадра покинула Брест вечером 11 февраля, выйдя после полуночи в Ла-Манш. На рассвете над ней появилось истребительное прикрытие. Идя на высокой скорости, корабли Цилиакса к полудню достигли устья Соммы. Британская разведка только в это время обнаружила, что немецкой эскадры в Бресте нет. Иначе говоря, Цилиакс успел пройти половину пути, прежде чем Адмиралтейство узнало, что прорыв уже начался. Британский план перехвата рассыпался на глазах, так как его участники ринулись в бой в спешке, без должной координации.
Первыми в воздух поднялись «Свордфиши», которые вел герой налета на «Бисмарк» Юджин Эсмонд. Из-за суматохи его пилотов сопровождала лишь одна эскадрилья истребителей вместо трех запланированных. Шесть самолетов Эсмонда храбро атаковали немцев, прорываясь сквозь зенитный огонь. Результат оказался плачевным: все бипланы были сбиты, а их торпеды в цель не попали.
Когда же немецкая эскадра достигла Дувра, в бой включились торпедные катера. Но их экипажи не имели такого мужества, как летчики Эсмонда. Без прикрытия с воздуха они не рискнули приблизиться к немцам, выпустив торпеды с дальней дистанции – все мимо. Следом за ними эскадру атаковали торпедоносцы береговой авиации. Но и им преуспеть не удалось, поскольку самолеты нападали поодиночке или парами в условиях плохой видимости. Неудачей обернулись и действия полудюжины эсминцев из Гарвича. Эти старые корабли, предназначенные для сопровождения конвоев, атаковали линкоры Цилиакса торпедами, но ни разу не попали. Зато немецкий снаряд серьезно повредил один из этих эсминцев.
"Пираты" против Джонни Уокера: первое поражение "волчьей стаи" в Атлантике
Бомбардировщикам удача также не улыбнулась. Низкая облачность и плохая видимость делали невозможной атаку с большой высоты бронебойными бомбами, и это исключало использование единственного средства, с помощью которого тяжелые бомбардировщики могли серьезно повредить немецкие корабли. Правда, обычные бомбы тоже представляли для них опасность. Командование ВВС подняло в воздух 240 машин, которые шли на цели тремя волнами. Но лишь 39 из них в итоге атаковали корабли Цилиакса, при этом 15 самолетов были потеряны. Остальные же не смогли атаковать из-за плохих погодных условий. В итоге и бомбардировщики не нанесли немецкой эскадре какого-либо ущерба.
Но где не преуспели бомбы и торпеды, отличились мины. В 14:31, еще до атаки эсминцев, «Шарнхорст» подорвался на мине и остановился. Повреждения не были серьезными, и вскоре он снова смог идти со скоростью около 25 узлов. В 19:55 у острова Терсхеллинг напоролся на мину «Гнейзенау», но и он после небольшой задержки снова дал ход. В 21:34 там же «Шарнхорст» снова подорвался на мине, и на этот раз серьезно пострадал. Оба главных двигателя остановились, рулевое управление вышло из строя, а управление огнем временно отказало. Только утром 13 февраля он смог продолжить движение. Линкор дополз до Вильгельмсхафена последним, так как «Гнейзенау» и «Принц Ойген» прибыли туда в 7 часов утра того же дня.
Поражение или победа?
Немецкая операция завершилась успехом. Эскадра Цилиакса прошла сквозь Ла-Манш, испытав трудности лишь в конце пути. Британцы переоценили свои возможности. Их ставка на бомбы, как главное противокорабельное оружие, оказалась битой.
Новости о том, что вражеская эскадра прошла невредимой через пролив, прямо под носом у Королевского флота и авиации, вызвали у британской общественности негодование. В парламенте и в прессе резко критиковали Адмиралтейство и Министерство авиации. Даже The Times отказалась от своей обычной сдержанности, констатировав: «Вице-адмирал Цилиакс преуспел там, где потерпел неудачу герцог Медина-Сидония… Ничего более унизительного для гордости морской державы не случалось в родных водах с XVII века».
А что же победители?
Немецкий военно-морской штаб, однако, более трезво оценил результат «Церберуса» – как «тактическую победу, но стратегическое поражение». На самом деле Великобритания только выиграла от того, что эскадра ушла из Бреста в Норвегию. Таким образом исчезла давняя угроза британским атлантическим конвоям, потому что немецкий флот отказался от наступательной тактики, сосредоточив свои корабли в Норвегии для отражения вторжения союзников в Скандинавию, которое те вовсе не планировали.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".