Мутное стекло
В Гусь-Хрустальном районе Владимирской области разворачивается социально-экономическая драма местного масштаба
Все началось с того, что руководство стекольного предприятия ООО «Экспо Гласс» решило помочь другому стекольному заводу района, попавшему в тяжелую финансовую ситуацию. Осенью 2018 года Анопинский стекольный завод, принадлежавший ООО «РАСКО», оказался в катастрофическом положении – у руководства не было денег на погашение долгов по зарплате, на налоговые отчисления и оплату коммунальных услуг. Всего долгов накопилось на гигантскую сумму – почти полтора миллиарда рублей. Не получавшие полгода зарплату рабочие отказывались выходить на смену. На предприятии было введено внешнее управление. Аудиторы выяснили, что прибыль завода утекала на счета фирм–однодневок, к чему были причастны сами собственники предприятия. Одним словом, над предприятием замаячила перспектива принудительной остановки.
Те, кто в курсе специфики стекольного производства, знают, что это означает полный крах: если останавливаются печи, в которых плавится стекло, происходит их, в полном смысле, остекленение, после чего запуск печей просто невозможен – только полный демонтаж и установка новых, что влечет за собой миллиардные убытки. И это уже не только катастрофа для предприятия, но и для самого Анопино, в котором больше четверти взрослого населения трудилось на стекольном заводе.
Понимая, к чему может привести аварийная остановка завода, Администрация МО Гусь-Хрустального района Владимирской области обратилась к местному предприятию схожего профиля – ООО «Экспо Гласс» – с просьбой взять в аренду производственные мощности завода в Анопино. Как говорится в тексте письма, «с целью недопущения остановки предприятия и высвобождения значительного количества его работников, а также срыва теплоснабжения объектов социальной сферы поселка Анопино по причине нахождения указанного предприятия в предбанкротном состоянии». Предложения администрации также поддержали руководство и учредители ООО «РАСКО».
Оценивая ситуацию в логике рыночной экономики, заводу «Экспо Гласс» никакого дела нет до погибающего соседнего предприятия – ну, уйдет с рынка еще один конкурент, что тут плохого? Но гендиректор завода «Экспо Гласс» Александр Смирнов мыслил совсем в других категориях, он понял, что завод в Анопино и его жителей надо спасать в любом случае.
Сам он сумел построить успешное предприятие, где эффективно работают две производственные площадки по производству стеклотары для пищевой сыпучей, ликёро-водочной и безалкогольной продукции, а также листового «сырого» и закалённого стекла номинальной толщиной от 3,8 до 8 мм. На заводе у Смирнова трудятся 850 человек. Завод Смирнова – крупнейшим налогоплательщик региона, только за 2020 год ООО «Экспо Гласс» произвело оплату налогов и страховых взносов на сумму свыше 450 млн. рублей.
Имея за спиной неплохие ресурсы, компания «Экспо Гласс» взяла завод в Анопино в долгосрочную аренду. Благодаря инвестициям был погашен долг за газ (54 млн рублей), за электроэнергию (24 млн рублей), закрыты долги по зарплате работникам завода (еще 40 млн рублей), выкуплено оборудование (10 млн рублей). Также была погашена задолженность ООО «РАСКО» перед банком «ББР» на сумму – 355 889 683 рублей. Общий объем инвестиций в погибающий завод превысил 850 млн рублей.
Правда, в тот момент была сделана первая ошибка Александра Смирнова – договор об аренде содержал довольно странные пункты. По нему выходило, что гендиректор ООО «Экспо Гласс» не только принял на себя долги Анопинского стекольного завода, но и обязался ежемесячно выплачивать собственнику полуживого предприятия 680 431 рубль 62 копейки за аренду производственных мощностей. Это при условии, что стоимость всего оборудования и имущества не покрывала накопленных долгов завода.
Тем не менее, завод устоял. Рабочие Анопинского завода начали регулярно получать заработную плату, у специалистов появилась возможность повысить свою квалификацию на курсах и профессиональных семинарах. Новый арендатор производственных мощностей не только уделяет большое внимание социальным проблемам тружеников завода, он взял на себя заботу о самом поселке Анопино: там была построена детская площадка, новая котельная стоимостью 21 млн, еще 13 миллионов были вложены в ремонт местных теплосетей.
Как это часто бывает, актив, еще совсем недавно не представлявший интереса, в тот момент, когда его положение улучшается, тут же становится привлекательным. Так и случилось с Анопинским стекольным заводом – как только ситуация на нем выправилась, про предприятие вспомнил его прежний владелец, бывший депутат Владимирского заксобрания Виталий Миронов.
В декабре 2019 года Миронов и второй совладелец «РАСКО» Дмитрий Дубинов инициировали общее собрание акционеров, затем Миронов появился на заводе как новый директор, объявив сотрудникам о своем возвращении и о расторжении договора аренды с компанией Александра Смирнова. Он также заявил, что теперь будет сам спасать завод при помощи серьезного инвестора. Напомним, что фактическим директором на этот момент был Андрей Евстигнеев, который был назначен на эту должность по согласованию с главным кредитором предприятия «ББР банком».
Как выяснилось, на роль «серьезного инвестора» претендовал известный новосибирский рейдер Эдуард Таран, который уже давно приглядывался к владимирским стекольным предприятиям. На встрече с тогдашним губернатором области Владимиром Сипягиным Таран торжественно обещал, что его компания «РАТМ холдинг» инвестирует 2,5 млрд рублей в стекольную промышленность Гусь-Хрустального района. Губернатор выразил заинтересованность в этом проекте. И с этого момента Анопинский стекольный завод превратился в объект захвата, попытки которого продолжаются до сих пор.
Как рассказал «Профилю» адвокат Виктор Раслин, представляющий интересы компании «Экспо Гласс», всего за последние 2 года были совершены 4 попытки захвата предприятия. Первая попытка состоялась в конце 2019-го, когда Миронов нанял целый автобус кавказцев и проник на территорию завода. предприятия. Однако, эта атака была отбита. Потом были еще инциденты, когда Миронов пытался попасть на предприятие при помощи силовой поддержки неизвестных крепышей. По данным адвоката, «силовую поддержку» привозили из других городов – Рязани и даже Пензы. Но каждый раз эти попытки проваливались, причем, активную помощь в выдворении непрошеных гостей оказали не только сотрудники полиции, но и работники завода, которые понимали, чем чревато возвращение Миронова, из-за которого завод и оказался в плачевном состоянии.
По факту попыток силового захвата завода были поданы несколько заявлений в полицию, и это было еще одной ошибкой – если бы фигурировало только одно заявление, им бы и занимались правоохранители, но, когда таких заявлений несколько, да еще и по разным пунктам обвинений, внимание следствия было распылено. В результате, после проверки УЭБиПК УМВД России по Владимирской области вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
А в это время атака на спасителя завода шла уже по другой линии. Гендиректор Анопинского завода Евстигнеев, судя по всему, с подачи заинтересованных лиц, неожиданно подал заявление о возбуждении уголовного дела против Александра Смирнова – дескать, новый арендатор платит слишком маленькую аренду. В деловой практике это нонсенс: если арендодатель сначала согласен на сумму аренды, а потом неожиданно меняет свою позицию, то для этого есть нормальная процедура пересмотра договора и его перезаключение. Тут же все вылилось в обвинение по статье 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». То есть, Смирнова, который вложил огромные средства в спасение Анопинского завода, обвинили в том, что он причинил имущественный ущерб этому заводу!
Мало того, что возбужденное дело – это явный абсурд, но поражает та скорость, с которой следственными органами было завершено его расследование: два месяца! Это при том, что подобные хозяйственные конфликты разбираются по несколько лет…
В настоящий момент сам Смирнов находится под подпиской о невыезде и ждет суда по статье, которая предполагает лишение свободы до 5 лет. Анопинский завод, к счастью, работает, но его сотрудники понимают: если что-то случится с Александром Смирновым, их нормальной жизни придет конец. Те люди, которые инициировали рейдерский захват предприятия и атаку на его арендатора, заинтересованы лишь в выжимании максимальной прибыли из ожившего завода. А что будет дальше с предприятием, которое перестает приносить прибыль, жители поселка уже видели в недавнем прошлом.
Адвокат Виктор Раслин сообщил «Профилю», что борьба за честное имя Александра Смирнова продолжается – ставить точку в этой непростой истории еще рано, и он надеется, что правда, в конце концов, восторжествует. Он тщательно анализирует все документы по делу, регулярно находит нестыковки (а их там очень много), пишет обращения в разные инстанции. Ведь на кону не просто обычное дело о рейдерском захвате и судьбе бизнесмена Смирнова, речь идет о судьбе целого поселка – нескольких сотен людей, чье благополучие полностью зависит от завода, ставшего лакомым куском для рейдеров.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".