24 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Комплекс авианосца": почему немецкий флот боялся британской морской авиации
Military Великобритания Вторая мировая война Кригсмарине

"Комплекс авианосца": почему немецкий флот боялся британской морской авиации

Во время Второй мировой немецкий линкор «Тирпиц» был главной угрозой для полярных конвоев. Но 9 марта 1942-го охотник сам чуть не стал добычей британской палубной авиации. Этот инцидент привел к появлению у кригсмарине «комплекса авианосца», сказавшегося позже на всех операциях крупных немецких кораблей.

Британский торпедоносец

Британский торпедоносец "Альбакор" готовится к взлету с палубы "Викториеса" для нападения на "Тирпиц", 9 марта 1942 года

©iwm/Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)
Содержание:

Нетронутые конвои

Помогая СССР в борьбе с Гитлером, союзники начали доставлять военные грузы в советские северные порты с конца лета 1941-го. Шедшие в Мурманск конвои имели аббревиатуру PQ, а возвращавшиеся обратно – QP. Пока немцы были заняты блицкригом на Восточном фронте, они не обращали внимания на этот грузопоток, считая, что дни СССР сочтены. Поэтому в начале войны в Арктике действовали лишь несколько их эсминцев и подлодок. Этих сил было недостаточно, чтобы перерезать судоходные маршруты в Баренцевом море. Так что конвоям, идущим в Россию и обратно, угрожали преимущественно штормы и вьюги.

Как немецкий флот унизил владычицу морей Великобританию

Ситуация в Арктике начала меняться в 1942 году. Гитлер тогда опасался, что союзники высадят десант в Норвегии, чтобы лишить Германию скандинавской железной руды. Хотя на самом деле союзники ничего такого не планировали, фюрер приказал сосредоточить в том регионе основные силы немецкого флота для отражения вторжения. Однако во время прорыва из Франции в Германию через Ла-Манш были повреждены и вышли из строя линкоры «Шанрхорст» и «Гнейзенау», а тяжелый крейсер «Принц Ойген» на пути в Норвегию повредила британская субмарина.

Но у немцев еще оставался их главный козырь – линкор «Тирпиц». Этот стальной гигант был близнецом грозного «Бисмарка», прорвавшегося в Атлантику в мае 1941-го. Британцам удалось уничтожить «Бисмарк», но для этого они задействовали весь свой флот и пожертвовали линейным крейсером «Худ». Поэтому Черчилля весьма насторожило присутствие «Тирпица» в Норвегии. Британский премьер считал, что «уничтожение или хотя бы повреждение этого корабля станет величайшим событием на море».

Немецкий линкор "Тирпиц"

Гроза полярных конвоев – немецкий линкор "Тирпиц"

U.S. Naval Historical Center/Wikimedia Commons

Это же хорошо понимал и главком немецких ВМС гросс-адмирал Редер. На встрече с Гитлером он перечислил задачи линкора: атаки идущих в СССР конвоев, обстрел важных береговых целей и общее противодействие операциям противника. Впрочем, Редер прекрасно сознавал, что «Тирпиц» сумеет выполнить лишь малую часть вышеперечисленного из-за нехватки топлива. Но само присутствие линкора в Северной Норвегии уже имело огромное значение, поскольку оттягивало на себя значительные силы британского флота.

И все же гросс-адмиралу не терпелось опробовать «Тирпиц» в деле против полярных конвоев. Хотя в Норвегии еще не была создана мощная корабельная группировка, Редер решил рискнуть и отправить линкор в море с небольшим сопровождением. Гитлер одобрил эту операцию, получившую название «Спортпаласт».

«Тирпиц» выходит в море

1 марта 1942-го британский флот начал проводку конвоя PQ-12, вышедшего из Исландии в СССР. Одновременно с ним Мурманск покинул конвой QP-8. Планировалось, что они должны пройти мимо друг друга к юго-западу от острова Медвежий, что и произошло в полдень 7 марта. В это время между Медвежьим и островом Ян-Майен крейсировала британская эскадра адмирала Тови, состоящая из линейных кораблей, авианосца «Викториес» и эсминцев.

Британский авианосец "Викториес"

Британский авианосец "Викториес"

IWM/Wikimedia Commons

Немцы узнали о выходе PQ-12 5 марта, когда их самолет-разведчик заметил конвой у острова Ян-Майен. В тот же вечер «Тирпиц» получил приказ перехватить конвой. Линкор вышел в море на следующий день в сопровождении трех эсминцев. Так началась первая немецкая боевая операция против союзных конвоев, которой руководил адмирал Цилиакс, уже прославившийся проводкой трех крупных военных кораблей из Франции в Германию через Ла-Манш.

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

Тови узнал о выходе «Тирпица» из доклада британской подлодки, но куда тот направился, британцы могли лишь гадать. Тем временем PQ-12 встретил на пути паковый лед и вынужден был повернуть на юго-восток, взяв курс на мыс Нордкап (Северная Норвегия). К полудню 7 марта, когда оба конвоя встретились, Цилиакс находился от них в 160 км. Он отправил свои эсминцы на восток параллельным курсом, чтобы увеличить вероятность обнаружения целей. Эскадру Тови отделяло от немцев менее 250 км. Британский адмирал приказал авианосцу поднять в воздух самолеты-разведчики. Если бы это было сделано, то самолеты наверняка обнаружили бы «Тирпиц», но палуба «Викториеса» обледенела, и взлетать с нее было нельзя.

Ситуация сложилась следующая: Цилиакс не подозревал, что британцы находятся недалеко от него, а адмирал Тови остался без эскорта в водах, где рыскали вражеские подлодки, поскольку его эсминцы отправились на дозаправку. После полудня британская эскадра повернула на юго-запад, в то время как «Тирпиц» со своими эсминцами пересек курс QP-8, не обнаружив конвоя. Вероятно, немцы и британцы так бы и блуждали в море, если бы не один случайный инцидент.

Бой «Ижоры»

В состав QP-8 входило четыре советских парохода, включая тихоходный лесовоз «Ижора». Во время перехода это судно стало отставать от ордера конвоя и продолжило далее плавание самостоятельно. 7 марта в 15:49 его дым заметили эсминцы Целиакса. Корабли начали обстрел «Ижоры», вызвавший на нем пожар. Несмотря на превосходство врага, советские моряки приняли бой, открыв по эсминцам стрельбу из своей единственной пушки.

Видя, что артиллерийский огонь не дает нужного эффекта, немцы решили торпедировать судно. Но все торпеды прошли мимо, хотя и были выпущены с близкой дистанции. Тогда эсминец «Герман Шёман» сблизился с пароходом и сбросил у его борта глубинные бомбы. От их взрыва «Ижора» медленно лег на левый борт, перевернулся, а затем взорвался. Весь экипаж погиб вместе с судном. Немцы поиск выживших не вели.

Бой с советским лесовозом длился более часа. За это время «Ижора» выпустил в эфир сообщение о нападении вражеских рейдеров. Британцы приняли его, но в искаженном виде – с неправильными координатами. Тови отправил на поиски «Тирпица» свои эсминцы, но те никого не обнаружили. Тогда адмирал изменил курс, следуя за PQ-12, а позже решил вернуться в Исландию, полагая, что немцы свернули операцию после радиограммы «Ижоры».

8 марта «Тирпиц» продолжал в одиночестве искать конвои, так как Цилиакс отослал на базу своих «гончих», нуждавшихся в топливе. Тем временем Адмиралтейство приказало Тови продолжить охоту на линкор, полагая, что тот все еще находится у острова Медвежий. Но это было ошибкой: вечером «Тирпиц» начал возвращение в Норвегию, упустив суда PQ-12 и QP-8, скрывшиеся в тумане. Теперь британская эскадра могла перехватить Цилиакса только у Лофотенских островов, мимо которых должен был пройти «Тирпиц». Это позволило бы самолетам «Викториеса» атаковать линкор. Тови шел на полной скорости в тот район, приказав авианосцу готовить к вылету ударную авиагруппу.

Эскадра адмирала Тови во время охоты на "Тирпиц"

Эскадра адмирала Тови во время охоты на "Тирпиц" между 2 и 9 марта 1942 года

IWM/Wikimedia Commons

«Комплекс авианосца»

9 марта в 6:40 «Викториес» поднял в воздух шесть самолетов-разведчиков. Спустя час с него взлетели еще 12 самолетов, несших торпеды. Перед их вылетом адмирал Тови передал на авианосец: «Прекрасный шанс получить самые ценные результаты. Да поможет вам Бог». Однако никто даже не подозревал, насколько уникальная возможность выпала этим пилотам.

Почему в СССР существовало несколько версий итога атаки линкора «Тирпиц»

В восемь утра один из британских разведчиков обнаружил «Тирпиц» в 120 км от Норвегии. Однако немцы увидели его тоже, катапультировав два своих бортовых гидросамолета в качестве «истребительного прикрытия». Линкор дал полный ход, приготовившись к отражению воздушного нападения. Торпедоносцы появились через час. Самолеты атаковали «Тирпиц» звеньями с обоих бортов, однако условия атаки были крайне неудачными. Торпедоносцам пришлось бороться со встречным ветром, идя в лоб на многочисленные немецкие зенитки, ведущие непрерывный огонь. Презирая опасность, пилоты сбрасывали торпеды практически в упор. Два самолета были сбиты.

Огромный корабль крутился, чтобы увернуться от идущих к нему со всех сторон торпед, и каким-то чудом остался цел. В течение считаных минут британский флот упустил возможность одержать блестящую победу, которая оказала бы серьезное влияние на весь ход морской войны. «Тирпиц» ускользнул из их рук, и больше такая возможность британцам не выпадала.

Позже Цилиакс заявил, что никогда не сомневался в способности линкора уклониться от всех торпед, сброшенных с малой дистанции. И на самом деле «Тирпиц» настолько ловко маневрировал, что торпеды прошли мимо. Однако психологическое воздействие атаки торпедоносцев 9 марта 1942-го оказалось очень велико. У моряков кригсмарине после нее возник так называемый «комплекс авианосца». Теперь немцы боялись неожиданных атак с воздуха, что позже сказалось на всех их операциях с участием «Тирпица» и других крупных военных кораблей.

После завершения «Спортпаласта» гросс-адмирал Редер понял, что авианосцы представляют главную угрозу в море для флагмана его флота. Докладывая Гитлеру, Редер отметил необходимость обеспечивать все морские операции в Арктике поддержкой береговой авиации, поскольку у Германии авианосцев нет. Также гросс-адмирал заявил, что как ни ценны крупные корабли для борьбы с полярными конвоями, их все-таки лучше держать на защищенных якорных стоянках во фьордах. Бросать их в бой против конвоев можно лишь после того, как авиация найдет и выведет из строя вражескую авианосную группу сопровождения. Эти слова определили дальнейшую политику использования «Тирпица» в Арктике. Редер с Гитлером отошли от нее лишь один раз, когда линкор был задействован против конвоя PQ-17.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".