28 сентября 2024
USD 92.71 +0.31 EUR 103.47 +0.28
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "Кредит МБРР. В поисках утраченного"

Архивная публикация 1998 года: "Кредит МБРР. В поисках утраченного"

Пока российский Минфин пытается договориться с иностранцами о предоставлении России новых кредитов, Счетная палата проверила, как эти самые кредиты используются. И выяснила, что $1,4 млрд., выданных МБРР в 1996 году Минфину и Минэкономики, израсходованы нецелевым образом.Если кто-то думает, что Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -- благотворительная организация и предоставляет России кредиты из неуемного сострадания к несчастному народу, то это человек непросвещенный. Хотя, наверное, и добрый.
МБРР -- это прежде всего банк. А смысл существования любого банка -- извлечение прибыли. А коли не сможешь расплатиться по долгам -- что ж, давай доступ к недрам, давай еще работающие предприятия, отрасли.
В общем, они дают нам деньги только потому, что считают это выгодным. (По крайней мере, считали.)
А мы берем, потому что нам надо.
????????????????

На сей раз аудиторы проверяли "целесообразность привлечения, целевое направление и эффективность использования средств займов, предоставленных МБРР на финансирование Проекта структурной перестройки экономики". Займы предоставлялись в 1996 году под "кодовым" названием SAL-1 (на $600 млн.) и SAL-2 (на $800 млн.).
Перед тем как предоставить займы, заокеанские эксперты совместно с российскими коллегами из правительства решили провести всю необходимую подготовительную работу. То есть определить, что входит в понятие "структурная перестройка экономики".
Общая задача была ясна. Займы должны были "способствовать регулированию естественных монополий, развитию частного сектора, перестройке в бюджетной и налоговой сферах, а также реформе банковского сектора". Нужно было определиться с конкретными мерами.
С этой целью, то есть для разработки собственно Проекта структурной перестройки экономики, МБРР получил в 1996 году от правительства Японии дополнительный целевой грант на сумму $985 тысяч.
То есть прежде чем давать большие деньги (почти полтора миллиарда), они решили дать маленькие (чуть меньше миллиона). Чтобы мы конкретно определились, как именно и на что будем эти полтора миллиарда тратить. И что, главное, самое приятное, миллион дали заранее. Натурально, чтобы было время подумать.
???

Из японского гранта российское правительство получило в том же 1996 году $685 тысяч. ($300 тысяч осталось у МБРР до момента окончания разработки проекта).
В июне 1997 года МБРР перечислил России $600 млн. в счет займа SAL-1, а в декабре 1997 -- январе 1998 года -- $800 млн. в счет займа SAL-2.
Глупые иностранцы, конечно же, полагали, что к моменту получения траншей проект пресловутой структурной перестройки уже был разработан.
Наш же российский гражданин, существо по определению в таких вопросах искушенное, прекрасно понимает, что ни о чем таком неведомо и поныне.
Более того, лишь отчасти известно, на что пошли кредитные деньги.
Постановлением российского правительства управление грантом в размере $685 тысяч было передано фонду "Бюро экономического анализа". Эта некоммерческая организация была создана в 1996 году для содействия в разработке экономической политики нашего правительства. То есть бюро-то и должно было разрабатывать проект.
По какому-то недоразумению (или по злому умыслу?), но до июня нынешнего года между Минфином и этим самым "бюро" даже не был подписан договор об управлении средствами гранта. Не говоря уж о разработке самого Проекта структурной перестройки экономики.
Впрочем, это не помешало правительству истратить деньги займов по своему усмотрению. Ведь "структурная перестройка экономики" разработана не была, а деньги уже были получены. В этом есть, наверное, свой резон. Не лежать же в самом деле деньгам бесхозными!
В общем, займы пошли на погашение государственного внешнего долга ($348,5 млн.), на финансирование неторговых ($73,12 млн.) и валютных ($85 млн.) операций Минфина и Внешторгбанка и на финансирование госбюджета ($873 млн.).
Еще деньгами МБРР ($20,03 млн.) были обеспечены российские организации для финансирования товарных поставок в счет погашения задолженности бывшего СССР перед иностранными государствами. Среди счастливчиков оказалось, в частности некое ЗАО "Хрустальная" и ОАО "Минеральные удобрения".
Если все подсчитать, то как раз и получится 1 млрд. 399 млн. 65 тысяч долларов. То есть истратили практически все полностью.
В Минфине и Минэкономики к отчету Счетной палаты отнеслись с должным непониманием.
В частности, пресс-служба Минэкономики сообщила: "В документах по займам прямо не предусматривается, что эти средства будут направлены на финансирование проектов структурной перестройки экономики. Выполнение этих проектов являлось УСЛОВИЕМ выделения средств займов. Снятие средств со счета займов не допускалось до тех пор, пока МБРР не получал подтверждения выполнения Программы, изложенной в Письмах о политике экономического развития в связи с займами на структурную перестройку экономики".
В общем, деньги давали при условии перестройки экономики. Кто же в самом деле скажет, что мы ее регулярно не перестраиваем? Для этого даже никаких писем не надо писать. И так все видно и понятно. Достаточно просто посмотреть в окошко.
И, надо сказать, иностранцы действительно удовлетворились подобными объяснениями. Это просто Счетная палата такая вредная и противная, и ей все кажется, что государственные средства постоянно растаскиваются. А иностранцы всегда готовы дать кредит, лишь бы им пообещали реформы.
Неясным, правда, осталось, что фонд "Бюро экономического анализа" сделал с японским грантом. Впрочем, быть может, они все еще разрабатывают тот самый проект. Он теперь, как никогда, будет кстати.

Пока российский Минфин пытается договориться с иностранцами о предоставлении России новых кредитов, Счетная палата проверила, как эти самые кредиты используются. И выяснила, что $1,4 млрд., выданных МБРР в 1996 году Минфину и Минэкономики, израсходованы нецелевым образом.Если кто-то думает, что Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -- благотворительная организация и предоставляет России кредиты из неуемного сострадания к несчастному народу, то это человек непросвещенный. Хотя, наверное, и добрый.

МБРР -- это прежде всего банк. А смысл существования любого банка -- извлечение прибыли. А коли не сможешь расплатиться по долгам -- что ж, давай доступ к недрам, давай еще работающие предприятия, отрасли.

В общем, они дают нам деньги только потому, что считают это выгодным. (По крайней мере, считали.)

А мы берем, потому что нам надо.

????????????????


На сей раз аудиторы проверяли "целесообразность привлечения, целевое направление и эффективность использования средств займов, предоставленных МБРР на финансирование Проекта структурной перестройки экономики". Займы предоставлялись в 1996 году под "кодовым" названием SAL-1 (на $600 млн.) и SAL-2 (на $800 млн.).

Перед тем как предоставить займы, заокеанские эксперты совместно с российскими коллегами из правительства решили провести всю необходимую подготовительную работу. То есть определить, что входит в понятие "структурная перестройка экономики".

Общая задача была ясна. Займы должны были "способствовать регулированию естественных монополий, развитию частного сектора, перестройке в бюджетной и налоговой сферах, а также реформе банковского сектора". Нужно было определиться с конкретными мерами.

С этой целью, то есть для разработки собственно Проекта структурной перестройки экономики, МБРР получил в 1996 году от правительства Японии дополнительный целевой грант на сумму $985 тысяч.

То есть прежде чем давать большие деньги (почти полтора миллиарда), они решили дать маленькие (чуть меньше миллиона). Чтобы мы конкретно определились, как именно и на что будем эти полтора миллиарда тратить. И что, главное, самое приятное, миллион дали заранее. Натурально, чтобы было время подумать.

???


Из японского гранта российское правительство получило в том же 1996 году $685 тысяч. ($300 тысяч осталось у МБРР до момента окончания разработки проекта).

В июне 1997 года МБРР перечислил России $600 млн. в счет займа SAL-1, а в декабре 1997 -- январе 1998 года -- $800 млн. в счет займа SAL-2.

Глупые иностранцы, конечно же, полагали, что к моменту получения траншей проект пресловутой структурной перестройки уже был разработан.

Наш же российский гражданин, существо по определению в таких вопросах искушенное, прекрасно понимает, что ни о чем таком неведомо и поныне.

Более того, лишь отчасти известно, на что пошли кредитные деньги.

Постановлением российского правительства управление грантом в размере $685 тысяч было передано фонду "Бюро экономического анализа". Эта некоммерческая организация была создана в 1996 году для содействия в разработке экономической политики нашего правительства. То есть бюро-то и должно было разрабатывать проект.

По какому-то недоразумению (или по злому умыслу?), но до июня нынешнего года между Минфином и этим самым "бюро" даже не был подписан договор об управлении средствами гранта. Не говоря уж о разработке самого Проекта структурной перестройки экономики.

Впрочем, это не помешало правительству истратить деньги займов по своему усмотрению. Ведь "структурная перестройка экономики" разработана не была, а деньги уже были получены. В этом есть, наверное, свой резон. Не лежать же в самом деле деньгам бесхозными!

В общем, займы пошли на погашение государственного внешнего долга ($348,5 млн.), на финансирование неторговых ($73,12 млн.) и валютных ($85 млн.) операций Минфина и Внешторгбанка и на финансирование госбюджета ($873 млн.).

Еще деньгами МБРР ($20,03 млн.) были обеспечены российские организации для финансирования товарных поставок в счет погашения задолженности бывшего СССР перед иностранными государствами. Среди счастливчиков оказалось, в частности некое ЗАО "Хрустальная" и ОАО "Минеральные удобрения".

Если все подсчитать, то как раз и получится 1 млрд. 399 млн. 65 тысяч долларов. То есть истратили практически все полностью.

В Минфине и Минэкономики к отчету Счетной палаты отнеслись с должным непониманием.

В частности, пресс-служба Минэкономики сообщила: "В документах по займам прямо не предусматривается, что эти средства будут направлены на финансирование проектов структурной перестройки экономики. Выполнение этих проектов являлось УСЛОВИЕМ выделения средств займов. Снятие средств со счета займов не допускалось до тех пор, пока МБРР не получал подтверждения выполнения Программы, изложенной в Письмах о политике экономического развития в связи с займами на структурную перестройку экономики".

В общем, деньги давали при условии перестройки экономики. Кто же в самом деле скажет, что мы ее регулярно не перестраиваем? Для этого даже никаких писем не надо писать. И так все видно и понятно. Достаточно просто посмотреть в окошко.

И, надо сказать, иностранцы действительно удовлетворились подобными объяснениями. Это просто Счетная палата такая вредная и противная, и ей все кажется, что государственные средства постоянно растаскиваются. А иностранцы всегда готовы дать кредит, лишь бы им пообещали реформы.

Неясным, правда, осталось, что фонд "Бюро экономического анализа" сделал с японским грантом. Впрочем, быть может, они все еще разрабатывают тот самый проект. Он теперь, как никогда, будет кстати.

ЕВГЕНИЙ БОГИН, ЛЕОНИД ШАНЦ

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль