4 июля 2025
USD 78.65 +0.24 EUR 92.68 -0.07
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Интриги высшего пилотажа"

Архивная публикация 1999 года: "Интриги высшего пилотажа"

Между тем конкурент у истребителей "МиГ" (по крайней мере, в России) один. Это ОКБ Сухого.О славен "МиГ"!

Самолет, у которого пока нет даже официального названия (условно его именуют МФИ -- многофункциональный фронтовой истребитель, или проект "1--42"), был разработан в авиационном научно-производственном комплексе "МиГ". На его презентацию собрался весь отечественный военно-промышленный бомонд, включая министра обороны Игоря Сергеева и главкома ВВС Анатолия Корнукова. Были приглашены военные атташе ряда зарубежных стран -- потенциальных покупателей новой машины (ориентировочная коммерческая стоимость самолета составляет в зависимости от комплектации от $70 млн. до $100 млн).
Когда истребитель появился на взлетной полосе, над ним на малой высоте с ревом пронесся МиГ-29УБТ, пилотируемый летчиком-испытателем, Героем России Олегом Антоновичем и... митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Таким образом владыка благословил МФИ, как говорят летчики, "на высокий полет" (хотя самолет пока не взлетел, а лишь прокатился по земле).
Между тем летчик-испытатель полковник Владимир Горбунов, который в конце февраля -- начале марта, как было обещано присутствующим, совершит на МФИ первый полет, делился с журналистами впечатлениями: "Машина необыкновенно управляема. То, что она вытворяет в воздухе, я не могу описать словами".
Эти восторги породили у корреспондентов "Профиля" определенные сомнения. Ведь, по официальной версии, машина еще ни разу не поднималась в воздух.
-- А почему вы в этом так уверены? -- спросил одного из авторов этих строк генерал из Главного штаба ВВС. Более того, неофициальные источники в Минэкономики сообщили корреспонденту "Профиля", что истребитель уже налетал около 100 часов.
Впрочем, как оказалось, есть и другая версия того, в какой стадии находится разработка нового самолета. Ее опубликовал еженедельник "Московские новости". Незамедлительно разразился скандал.
Воздушная тревога

Статья называлась "Блеф. Почему не взлетело чудо ХХI века". В ней говорилось, что нового самолета, представленного неделю назад руководителям страны, Министерства обороны и иностранным военным атташе, в природе, то есть в металле, не существует. Якобы то, что было показано почтенной публике, не более чем модель, так сказать, тележка с крыльями на колесиках. И потребовалась вся эта мистификация руководителям АНПК "МиГ" только для одной цели -- выколотить у государства деньги для нужд некоей коммерческой фирмы "Русская авионика", среди учредителей которой якобы значатся бывший гендиректор "Росвооружения" Евгений Ананьев и генеральный конструктор АНПК Михаил Коржуев.
На просьбу корреспондента "Профиля" прокомментировать публикацию заместитель генерального директора АНПК "МиГ" Владимир Савин вспылил: "Абсолютный маразм. В статье нет ни одного слова правды. Зато торчат уши суховцев и ряда наших бывших сотрудников, уволенных со скандалом и работающих сейчас в конкурирующих фирмах".
Владимир Савин даже назвал имя летчика-испытателя Романа Таскаева (на его мнение ссылается автор публикации в "МН"), который раньше работал в МАПО "МиГ", а потом "погнался за длинным рублем" и сегодня испытывает самолеты в Италии.
Что касается ушей суховцев, то один из чиновников ОКБ Сухого, представившийся заместителем генерального директора, но отказавшийся назвать фамилию, заявил корреспонденту "Профиля": "Считаю некорректным комментировать эти нелепые обвинения. Пусть разбираются сами. Если бы мы хотели показать, чей самолет лучше, то во время презентации МФИ просто подняли бы в воздух свой С-37 -- благо он стоит в соседнем ангаре. И все всем стало бы понятно".
Как бы то ни было, МАПО "МиГ" и ОКБ имени Сухого сегодня производят лучшие российские истребители и, безусловно, являются конкурентами. При этом суховцы традиционно сильны в создании высокоманевренных, надежно управляемых машин, обладающих непревзойденными пилотажными качествами. До сих пор это подтверждают Су-27, Су-30 МК и другие серийные самолеты ОКБ Сухого. Микояновцы берут фантастическими боевыми качествами на сверхзвуковых режимах, а также многофункциональностью истребителей, что позволяет в ходе боя решать различные оперативные задачи.
МиГи и Су состоят на вооружении армий многих стран мира. Но в последнее время коммерческий успех чаще сопутствует самолетам Сухого. Их активно закупают Индия и Китай. По прогнозам руководителей АВПК Сухого, на ближайшие 3--4 года объемы экспортных поставок самолетов с маркой их фирмы составят около $7 млрд.
У миговцев дела обстоят скромнее.
Полтора года назад Эквадор дал согласие на приобретение истребителей Сухого на общую сумму около $600 млн. Но бывший гендиректор "Росвооружения" Евгений Ананьев настоял на том, чтобы в контракте фигурировали не истребители Су-30, а МиГи-29. В результате эквадорцы вообще отказались от закупки российских самолетов.
В пролете

За год с небольшим до презентации истребителя МФИ (октябрь 1997-го) с того же самого аэродрома Летно-испытательного института имени Громова впервые взмыл в небо истребитель с крылом обратной стреловидности С-37 "Беркут" -- детище ОКБ Сухого.
Интересно, что "Беркут" поднялся в воздух через три недели после того, как совершил первый полет новый образец американского "Стелса" F-22. То есть мы буквально наступали американцам на пятки.
Демонстрационный полет "Беркута" наделал много шума. В отечественной и зарубежной прессе его преподнесли как мировую сенсацию и окрестили "супер-самолетом ХХI века".
Но генералы Минобороны и Главного штаба ВВС отнеслись к новому истребителю ОКБ Сухого более чем прохладно. Презентацию самолета не почтил своим присутствием никто из руководства МО и правительства, хотя С-37 создавался по заказу Минобороны.
Оказалось, что причина, по которой российские военные чины проигнорировали новинку, заключалась в "сложных" отношениях между тогдашним главкомом ВВС Петром Дейнекиным и генеральным конструктором ОКБ имени Сухого Михаилом Симоновым.
Последовало официальное заключение военных экспертов от авиации: "Учитывая имеющийся в России научно-технический задел и существующий уровень финансирования, создание истребителя с крылом обратной стреловидности связано с техническим и экономическим риском... ВВС считают неоправданным форсирование работ по этому самолету".
Суховцам дали понять, что денег от Минобороны они не дождутся.
Позже выяснилось, что отрицательное заключение для руководства Минобороны по "Беркуту" было подготовлено именно в МАПО МиГ -- об этом корреспонденту "Профиля" рассказал один из высокопоставленных офицеров управления вооружений МО.
Так "Беркут" был обречен на долгое стояние в ангаре испытательного центра. Хотя, по утверждению многих специалистов, как экспериментальный самолет для отработки новейших технологий он может принести немало пользы.
...Во всем мире давно стало правилом, что при реализации нового крупного проекта компании объединяют свои усилия. Так происходит в США и Европе. Даже украинцы работают над созданием Ан-70 совместно с ФРГ и Францией. И только в России авиапроизводители по-прежнему отгорожены друг от друга высокими заборами -- они готовы жить плохо, если сосед живет еще хуже.

Между тем конкурент у истребителей "МиГ" (по крайней мере, в России) один. Это ОКБ Сухого.О славен "МиГ"!


Самолет, у которого пока нет даже официального названия (условно его именуют МФИ -- многофункциональный фронтовой истребитель, или проект "1--42"), был разработан в авиационном научно-производственном комплексе "МиГ". На его презентацию собрался весь отечественный военно-промышленный бомонд, включая министра обороны Игоря Сергеева и главкома ВВС Анатолия Корнукова. Были приглашены военные атташе ряда зарубежных стран -- потенциальных покупателей новой машины (ориентировочная коммерческая стоимость самолета составляет в зависимости от комплектации от $70 млн. до $100 млн).

Когда истребитель появился на взлетной полосе, над ним на малой высоте с ревом пронесся МиГ-29УБТ, пилотируемый летчиком-испытателем, Героем России Олегом Антоновичем и... митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Таким образом владыка благословил МФИ, как говорят летчики, "на высокий полет" (хотя самолет пока не взлетел, а лишь прокатился по земле).

Между тем летчик-испытатель полковник Владимир Горбунов, который в конце февраля -- начале марта, как было обещано присутствующим, совершит на МФИ первый полет, делился с журналистами впечатлениями: "Машина необыкновенно управляема. То, что она вытворяет в воздухе, я не могу описать словами".

Эти восторги породили у корреспондентов "Профиля" определенные сомнения. Ведь, по официальной версии, машина еще ни разу не поднималась в воздух.

-- А почему вы в этом так уверены? -- спросил одного из авторов этих строк генерал из Главного штаба ВВС. Более того, неофициальные источники в Минэкономики сообщили корреспонденту "Профиля", что истребитель уже налетал около 100 часов.

Впрочем, как оказалось, есть и другая версия того, в какой стадии находится разработка нового самолета. Ее опубликовал еженедельник "Московские новости". Незамедлительно разразился скандал.

Воздушная тревога


Статья называлась "Блеф. Почему не взлетело чудо ХХI века". В ней говорилось, что нового самолета, представленного неделю назад руководителям страны, Министерства обороны и иностранным военным атташе, в природе, то есть в металле, не существует. Якобы то, что было показано почтенной публике, не более чем модель, так сказать, тележка с крыльями на колесиках. И потребовалась вся эта мистификация руководителям АНПК "МиГ" только для одной цели -- выколотить у государства деньги для нужд некоей коммерческой фирмы "Русская авионика", среди учредителей которой якобы значатся бывший гендиректор "Росвооружения" Евгений Ананьев и генеральный конструктор АНПК Михаил Коржуев.

На просьбу корреспондента "Профиля" прокомментировать публикацию заместитель генерального директора АНПК "МиГ" Владимир Савин вспылил: "Абсолютный маразм. В статье нет ни одного слова правды. Зато торчат уши суховцев и ряда наших бывших сотрудников, уволенных со скандалом и работающих сейчас в конкурирующих фирмах".

Владимир Савин даже назвал имя летчика-испытателя Романа Таскаева (на его мнение ссылается автор публикации в "МН"), который раньше работал в МАПО "МиГ", а потом "погнался за длинным рублем" и сегодня испытывает самолеты в Италии.

Что касается ушей суховцев, то один из чиновников ОКБ Сухого, представившийся заместителем генерального директора, но отказавшийся назвать фамилию, заявил корреспонденту "Профиля": "Считаю некорректным комментировать эти нелепые обвинения. Пусть разбираются сами. Если бы мы хотели показать, чей самолет лучше, то во время презентации МФИ просто подняли бы в воздух свой С-37 -- благо он стоит в соседнем ангаре. И все всем стало бы понятно".

Как бы то ни было, МАПО "МиГ" и ОКБ имени Сухого сегодня производят лучшие российские истребители и, безусловно, являются конкурентами. При этом суховцы традиционно сильны в создании высокоманевренных, надежно управляемых машин, обладающих непревзойденными пилотажными качествами. До сих пор это подтверждают Су-27, Су-30 МК и другие серийные самолеты ОКБ Сухого. Микояновцы берут фантастическими боевыми качествами на сверхзвуковых режимах, а также многофункциональностью истребителей, что позволяет в ходе боя решать различные оперативные задачи.

МиГи и Су состоят на вооружении армий многих стран мира. Но в последнее время коммерческий успех чаще сопутствует самолетам Сухого. Их активно закупают Индия и Китай. По прогнозам руководителей АВПК Сухого, на ближайшие 3--4 года объемы экспортных поставок самолетов с маркой их фирмы составят около $7 млрд.

У миговцев дела обстоят скромнее.

Полтора года назад Эквадор дал согласие на приобретение истребителей Сухого на общую сумму около $600 млн. Но бывший гендиректор "Росвооружения" Евгений Ананьев настоял на том, чтобы в контракте фигурировали не истребители Су-30, а МиГи-29. В результате эквадорцы вообще отказались от закупки российских самолетов.

В пролете


За год с небольшим до презентации истребителя МФИ (октябрь 1997-го) с того же самого аэродрома Летно-испытательного института имени Громова впервые взмыл в небо истребитель с крылом обратной стреловидности С-37 "Беркут" -- детище ОКБ Сухого.

Интересно, что "Беркут" поднялся в воздух через три недели после того, как совершил первый полет новый образец американского "Стелса" F-22. То есть мы буквально наступали американцам на пятки.

Демонстрационный полет "Беркута" наделал много шума. В отечественной и зарубежной прессе его преподнесли как мировую сенсацию и окрестили "супер-самолетом ХХI века".

Но генералы Минобороны и Главного штаба ВВС отнеслись к новому истребителю ОКБ Сухого более чем прохладно. Презентацию самолета не почтил своим присутствием никто из руководства МО и правительства, хотя С-37 создавался по заказу Минобороны.

Оказалось, что причина, по которой российские военные чины проигнорировали новинку, заключалась в "сложных" отношениях между тогдашним главкомом ВВС Петром Дейнекиным и генеральным конструктором ОКБ имени Сухого Михаилом Симоновым.

Последовало официальное заключение военных экспертов от авиации: "Учитывая имеющийся в России научно-технический задел и существующий уровень финансирования, создание истребителя с крылом обратной стреловидности связано с техническим и экономическим риском... ВВС считают неоправданным форсирование работ по этому самолету".

Суховцам дали понять, что денег от Минобороны они не дождутся.

Позже выяснилось, что отрицательное заключение для руководства Минобороны по "Беркуту" было подготовлено именно в МАПО МиГ -- об этом корреспонденту "Профиля" рассказал один из высокопоставленных офицеров управления вооружений МО.

Так "Беркут" был обречен на долгое стояние в ангаре испытательного центра. Хотя, по утверждению многих специалистов, как экспериментальный самолет для отработки новейших технологий он может принести немало пользы.

...Во всем мире давно стало правилом, что при реализации нового крупного проекта компании объединяют свои усилия. Так происходит в США и Европе. Даже украинцы работают над созданием Ан-70 совместно с ФРГ и Францией. И только в России авиапроизводители по-прежнему отгорожены друг от друга высокими заборами -- они готовы жить плохо, если сосед живет еще хуже.

ВЛАДИМИР ЛАРИН, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВ

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".