12 июля 2025
USD 77.89 -0.02 EUR 91.12 -0.38
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Потехе -- часы"

Архивная публикация 1999 года: "Потехе -- часы"

На прошлой неделе старейшая швейцарская часовая фирма Patek Philippe привезла на мировую премьеру в Москву девятую коллекцию своих часов. Линия Patek Philippe Sculpture предназначена специально для нашей страны. Что само по себе случай уникальный.Времена, когда венцом дизайнерской и инженерной мысли в производстве наручных часов считался массивный Rolex, канули в Лету. Теперь, приобретая дорогие часы, россияне, как правило, следуют мировым тенденциям часовой моды. Которая сегодня предписывает выбирать утонченные, так называемые интеллигентные часы: корпус из белого металла (платины или белого золота), минимум драгоценных камней. (Часы-"скелетоны" с прозрачным корпусом, в котором часовые внутренности видны как на ладони, уже не так актуальны, как год-два назад.)
Ну и само собой разумеется, что лучшие часы делают в Швейцарии.
Точность -- оружие королей

Больше полутора столетий назад два компаньона -- поляк Антони Патек и француз Андриен Филипп -- поставили перед собой задачу "делать самые лучшие и дорогие часы". Их идея осуществилась. Клиентами Патека и Филиппа стали самые именитые особы прошлого века: королева Виктория, принц Альберт, Папа Римский Лев XIII...
Сейчас продукция Patek Philippe насчитывает восемь основных линий: Calatrava, Golden Ellipse, Nautilus, Neptun, Gondolo, Aquanaut, сложнофункциональные Complicated Watches с хронографами, лунным календарем и минутным репетиром, La Flamme (женская линия).
На днях Patek Philippe привезла на мировую премьеру в Москву восьмую, совершенно новую линию -- Patek Philippe Sculpture, исполненную в стиле a la russe. Часы из этой коллекции имеют заводную коронку, покрытую темно-синей "царской" эмалью, близкой по стилю к украшениям императорской России. Так, по крайней мере, считают швейцарцы. "Русский акцент" новой коллекции Patek Philippe -- неспроста.
Как уверяют специалисты, в последние годы чуть ли не половина дорогих часов, производящихся в Швейцарии, оседает в России.
Возможно, что-то из новой коллекции приглянется и бывшему российскому премьеру. Пока же Виктор Степанович довольствуется Patek Philippe серии Golden Ellipse на черном кожаном ремешке с ручным заводом и корпусом в форме авангардно-традиционного двойного прямоугольника из белого золота. Дизайн этих часов был навеян стилем 30-х годов art deco.
Patek Philippe носят также вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, российские поп-звезды Валерий Леонтьев и Дмитрий Маликов. А небезызвестный рекламный магнат и знаменитый "белый орел" Владимир Жечков подарил президенту группы компаний "Видео Интернешнл" Юрию Заполю на день рождения Patek Philippe стоимостью $25 тысяч.
Солнечный круг -- стрелки вокруг

Если Patek Philippe время от времени все же экспериментирует с формой своих часов, то другая старейшая марка, Breguet, остается на редкость консервативной. За двести с лишним лет существования Breguet практически ни разу не менял дизайн своей продукции. Почти все часы этой марки -- круглые.
Зато Breguet принадлежит авторство многих инженерных новшеств. Самое важное из которых -- специальная пружина, для гонга минутного репетира, с успехом применяющаяся и в современных наручных часах. Если включить его механизм, репетир "озвучит" точное время и мелодично отзвенит часы и минуты -- разным тоном. Говорим "репетир", подразумеваем Breguet. Популярность этой марки в прошлом веке была такова, что "брегетом" в России назывались любые карманные часы. Вспомним "Евгения Онегина": "...когда недремлющий брегет уж прозвонит ему обед". По признанию думского депутата Владимира Семаго, упоминания часов этой марки в бессмертном произведении великого поэта оказалось достаточно, чтобы он, разбогатев, немедленно приобрел себе Breguet Classigue за $10 тысяч. Есть Breguet с минутным репетиром и в часовой коллекции генерального директора группы "Плаза" Умара Джабраилова. Он считает, что такими часами очень удобно пользоваться в темноте.
От простого к сложному

Однако, как признался г-н Джабраилов, вообще-то он предпочитает другую швейцарскую марку -- Frank Muller.
Умар Джабраилов: "Я спокойно мог бы обходиться обычными кварцевыми часами или, например, часами "Победа". Но положение обязывает, поэтому хоть одни часы "крутой" марки у человека, занимающегося серьезным бизнесом, быть должны. Так получилось, что сегодня я надел часы Breguet. Но вообще-то мне больше нравится форма часов Frank Muller: в ней много эстетики. Кроме того, Muller делает усложненные часы, а я люблю все сложное. А потом, я тут недавно узнал, что сам Франк Мюллер -- моего возраста, и это мне тоже очень импонирует. Я даже планирую купить у него часы, сделанные специально для меня, на заказ".
Frank Muller действительно новое имя в часовом бизнесе, он на рынке всего десять лет. Мюллер -- уникальный мастер, новатор, некоторые его модели считают даже авангардными. Например, он ухитрился переместить хронометр, обычно располагающийся между цифрами "5" и "6", в пространство между "тройкой" и "четверкой". Что, соответственно, повлекло и полное переустройство механизма.
Часам от Frank Muller отдает предпочтение и первый зампред правления Собинбанка Сергей Кириленко: "Часы очень надежные и очень точные. Для меня это много значит. Ну, еще и то, что имя Frank Muller в России пока не слишком известно, хотя в мире это очень рейтинговая марка. Когда в Москве все носят Breguet и Patek Philippe, я предпочитаю что-то оригинальное".
Крылья "среднего класса"

Такой оригинальностью не может похвастать часовая марка Longines: она бьет все рекорды по "носимости" у политиков и государственных чиновников.
Longines -- фирма с более чем вековой историей. Ее символом стала крылатая клепсидра -- "крылышки", украшающие циферблат всех часов этой марки. С самого начала Longines выпускала модели для тех, кто не чужд авантюризма. Одна из коллекций фирмы, Pioneer's Watch, выпущенная в 20-х годах нашего века, предназначалась для полярников и авиаторов.
Сейчас марка не считается особо элитарной: ее еще называют самой высокой часовой маркой для среднего класса (простые мужские Longines из золота стоят $1--1,5 тысячи, при этом они очень точны и весьма надежны -- в них, например, можно купаться в море).
Людям, живущим (теоретически) на государственную зарплату, считается просто неприличным носить супердорогие наручные часы. Поэтому многие чиновники вспомнили о подаренных им Longines (почему-то именно эти часы чаще всего дарят), запрятав подальше в темные чуланы более дорогие часовые марки.
Часы Longines на браслете серии Conquest есть у московского мэра Юрия Лужкова и депутата Госдумы, эндээровца Дмитрия Голованова. Longines носит еще один близкий к движению НДР товарищ -- помощник Виктора Черномырдина Никита Масленников. Кроме того, часам этой марки отдает предпочтение экс-председатель Центризбиркома Александр Иванченко. На вопрос, почему они выбрали именно эту марку, все вышеперечисленные господа ответили: "Подарили, вот и ношу".
Кстати, по итогам проведенного автором этих строк блиц-опроса выяснилось, что часы Longines носит большая часть мужчин редакции журнала "Профиль".
Наука побеждать

Впрочем, пресловутые швейцарские Rolex не собираются окончательно сдавать позиции. Rolex и сейчас греют сердца и утяжеляют запястья некоторых российских промышленников и банкиров. Правда, предпочтение уже отдается не массивным, в золоте, образцам, а более скромным моделям из актуального сейчас белого металла -- платины и белого золота.
Например, вице-президент Росбанка Михаил Алексеев и глава "Норильского никеля" Александр Хлопонин носят одинаковые часы -- Rollex Submariner -- стоимостью примерно $20 тысяч.
Михаил Алексеев, вице-президент Росбанка: Сам я часы никогда не покупаю. Мне их дарят друзья на дни рождения. В прошлом году, например, подарили Breitling. Еще ранее -- горнолыжные Suunto, самые "крутые", на мой взгляд, часы по возможностям. В них имеются компас, высотомер для определения количества метров над уровнем моря, будильник и все виды секундомеров. В этом году мне подарили часы Rolex Submariner с металлическим корпусом, таким же металлическим ремешком и автоподзаводом, которые годятся для подводного плавания на глубине 100 футов, или 300 метров".
Бизнесмен Анатолий Климин, глава компании "Том Клайм", тоже одно время носил Rolex, а теперь остановил свой выбор на французских Cartier Pasha ($55 тысяч), купленных два года назад за границей.
Анатолий Климин: "Вообще-то Cartier -- ювелирная фирма, а не часовая. Но для меня это не принципиально. В часах для меня больше важен дизайн, чем технические возможности часового механизма. Еще я выбрал Cartier потому, что это очень известная фирма с хорошей репутацией. При покупке часов меня заинтересовали две вещи. Во-первых, наличие при красивом, как я уже сказал, дизайне лунного календаря. Это очень важно, потому что люди подвержены эмоциям, которые изменяются в зависимости от того, в какую фазу вступила луна. А во-вторых, фирма пообещала, что, когда наступит 2000 год, произойдет какой-то сюрприз. Какой, не знаю (не крутить же стрелку 362 раза вперед!), так что вот теперь жду наступления нового тысячелетия".
Известный водочник-фармацевт Владимир Брынцалов не так давно сменил свой золото-бриллиантовый Vacheron Constantin на российскую "Победу". На вопрос, для чего он это сделал, г-н Брынцалов отвечает: "А я люблю побеждать". Если следовать этой логике, то главный редактор "Известий" Михаил Кожокин (в недавнем прошлом зампред правления ОНЭКСИМбанка), видимо, мечтает прославиться, признаваясь, что предпочитает простенькие часы "Слава".
А вот председатель совета директоров АО "Уральские машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе не носит часов вовсе.
-- А зачем? -- говорит Каха Автандилович.-- Сейчас они есть у каждого. Поэтому всегда можно просто спросить: который час?

На прошлой неделе старейшая швейцарская часовая фирма Patek Philippe привезла на мировую премьеру в Москву девятую коллекцию своих часов. Линия Patek Philippe Sculpture предназначена специально для нашей страны. Что само по себе случай уникальный.Времена, когда венцом дизайнерской и инженерной мысли в производстве наручных часов считался массивный Rolex, канули в Лету. Теперь, приобретая дорогие часы, россияне, как правило, следуют мировым тенденциям часовой моды. Которая сегодня предписывает выбирать утонченные, так называемые интеллигентные часы: корпус из белого металла (платины или белого золота), минимум драгоценных камней. (Часы-"скелетоны" с прозрачным корпусом, в котором часовые внутренности видны как на ладони, уже не так актуальны, как год-два назад.)

Ну и само собой разумеется, что лучшие часы делают в Швейцарии.

Точность -- оружие королей


Больше полутора столетий назад два компаньона -- поляк Антони Патек и француз Андриен Филипп -- поставили перед собой задачу "делать самые лучшие и дорогие часы". Их идея осуществилась. Клиентами Патека и Филиппа стали самые именитые особы прошлого века: королева Виктория, принц Альберт, Папа Римский Лев XIII...

Сейчас продукция Patek Philippe насчитывает восемь основных линий: Calatrava, Golden Ellipse, Nautilus, Neptun, Gondolo, Aquanaut, сложнофункциональные Complicated Watches с хронографами, лунным календарем и минутным репетиром, La Flamme (женская линия).

На днях Patek Philippe привезла на мировую премьеру в Москву восьмую, совершенно новую линию -- Patek Philippe Sculpture, исполненную в стиле a la russe. Часы из этой коллекции имеют заводную коронку, покрытую темно-синей "царской" эмалью, близкой по стилю к украшениям императорской России. Так, по крайней мере, считают швейцарцы. "Русский акцент" новой коллекции Patek Philippe -- неспроста.

Как уверяют специалисты, в последние годы чуть ли не половина дорогих часов, производящихся в Швейцарии, оседает в России.

Возможно, что-то из новой коллекции приглянется и бывшему российскому премьеру. Пока же Виктор Степанович довольствуется Patek Philippe серии Golden Ellipse на черном кожаном ремешке с ручным заводом и корпусом в форме авангардно-традиционного двойного прямоугольника из белого золота. Дизайн этих часов был навеян стилем 30-х годов art deco.

Patek Philippe носят также вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, российские поп-звезды Валерий Леонтьев и Дмитрий Маликов. А небезызвестный рекламный магнат и знаменитый "белый орел" Владимир Жечков подарил президенту группы компаний "Видео Интернешнл" Юрию Заполю на день рождения Patek Philippe стоимостью $25 тысяч.

Солнечный круг -- стрелки вокруг


Если Patek Philippe время от времени все же экспериментирует с формой своих часов, то другая старейшая марка, Breguet, остается на редкость консервативной. За двести с лишним лет существования Breguet практически ни разу не менял дизайн своей продукции. Почти все часы этой марки -- круглые.

Зато Breguet принадлежит авторство многих инженерных новшеств. Самое важное из которых -- специальная пружина, для гонга минутного репетира, с успехом применяющаяся и в современных наручных часах. Если включить его механизм, репетир "озвучит" точное время и мелодично отзвенит часы и минуты -- разным тоном. Говорим "репетир", подразумеваем Breguet. Популярность этой марки в прошлом веке была такова, что "брегетом" в России назывались любые карманные часы. Вспомним "Евгения Онегина": "...когда недремлющий брегет уж прозвонит ему обед". По признанию думского депутата Владимира Семаго, упоминания часов этой марки в бессмертном произведении великого поэта оказалось достаточно, чтобы он, разбогатев, немедленно приобрел себе Breguet Classigue за $10 тысяч. Есть Breguet с минутным репетиром и в часовой коллекции генерального директора группы "Плаза" Умара Джабраилова. Он считает, что такими часами очень удобно пользоваться в темноте.

От простого к сложному


Однако, как признался г-н Джабраилов, вообще-то он предпочитает другую швейцарскую марку -- Frank Muller.

Умар Джабраилов: "Я спокойно мог бы обходиться обычными кварцевыми часами или, например, часами "Победа". Но положение обязывает, поэтому хоть одни часы "крутой" марки у человека, занимающегося серьезным бизнесом, быть должны. Так получилось, что сегодня я надел часы Breguet. Но вообще-то мне больше нравится форма часов Frank Muller: в ней много эстетики. Кроме того, Muller делает усложненные часы, а я люблю все сложное. А потом, я тут недавно узнал, что сам Франк Мюллер -- моего возраста, и это мне тоже очень импонирует. Я даже планирую купить у него часы, сделанные специально для меня, на заказ".

Frank Muller действительно новое имя в часовом бизнесе, он на рынке всего десять лет. Мюллер -- уникальный мастер, новатор, некоторые его модели считают даже авангардными. Например, он ухитрился переместить хронометр, обычно располагающийся между цифрами "5" и "6", в пространство между "тройкой" и "четверкой". Что, соответственно, повлекло и полное переустройство механизма.

Часам от Frank Muller отдает предпочтение и первый зампред правления Собинбанка Сергей Кириленко: "Часы очень надежные и очень точные. Для меня это много значит. Ну, еще и то, что имя Frank Muller в России пока не слишком известно, хотя в мире это очень рейтинговая марка. Когда в Москве все носят Breguet и Patek Philippe, я предпочитаю что-то оригинальное".

Крылья "среднего класса"


Такой оригинальностью не может похвастать часовая марка Longines: она бьет все рекорды по "носимости" у политиков и государственных чиновников.

Longines -- фирма с более чем вековой историей. Ее символом стала крылатая клепсидра -- "крылышки", украшающие циферблат всех часов этой марки. С самого начала Longines выпускала модели для тех, кто не чужд авантюризма. Одна из коллекций фирмы, Pioneer's Watch, выпущенная в 20-х годах нашего века, предназначалась для полярников и авиаторов.

Сейчас марка не считается особо элитарной: ее еще называют самой высокой часовой маркой для среднего класса (простые мужские Longines из золота стоят $1--1,5 тысячи, при этом они очень точны и весьма надежны -- в них, например, можно купаться в море).

Людям, живущим (теоретически) на государственную зарплату, считается просто неприличным носить супердорогие наручные часы. Поэтому многие чиновники вспомнили о подаренных им Longines (почему-то именно эти часы чаще всего дарят), запрятав подальше в темные чуланы более дорогие часовые марки.

Часы Longines на браслете серии Conquest есть у московского мэра Юрия Лужкова и депутата Госдумы, эндээровца Дмитрия Голованова. Longines носит еще один близкий к движению НДР товарищ -- помощник Виктора Черномырдина Никита Масленников. Кроме того, часам этой марки отдает предпочтение экс-председатель Центризбиркома Александр Иванченко. На вопрос, почему они выбрали именно эту марку, все вышеперечисленные господа ответили: "Подарили, вот и ношу".

Кстати, по итогам проведенного автором этих строк блиц-опроса выяснилось, что часы Longines носит большая часть мужчин редакции журнала "Профиль".

Наука побеждать


Впрочем, пресловутые швейцарские Rolex не собираются окончательно сдавать позиции. Rolex и сейчас греют сердца и утяжеляют запястья некоторых российских промышленников и банкиров. Правда, предпочтение уже отдается не массивным, в золоте, образцам, а более скромным моделям из актуального сейчас белого металла -- платины и белого золота.

Например, вице-президент Росбанка Михаил Алексеев и глава "Норильского никеля" Александр Хлопонин носят одинаковые часы -- Rollex Submariner -- стоимостью примерно $20 тысяч.

Михаил Алексеев, вице-президент Росбанка: Сам я часы никогда не покупаю. Мне их дарят друзья на дни рождения. В прошлом году, например, подарили Breitling. Еще ранее -- горнолыжные Suunto, самые "крутые", на мой взгляд, часы по возможностям. В них имеются компас, высотомер для определения количества метров над уровнем моря, будильник и все виды секундомеров. В этом году мне подарили часы Rolex Submariner с металлическим корпусом, таким же металлическим ремешком и автоподзаводом, которые годятся для подводного плавания на глубине 100 футов, или 300 метров".

Бизнесмен Анатолий Климин, глава компании "Том Клайм", тоже одно время носил Rolex, а теперь остановил свой выбор на французских Cartier Pasha ($55 тысяч), купленных два года назад за границей.

Анатолий Климин: "Вообще-то Cartier -- ювелирная фирма, а не часовая. Но для меня это не принципиально. В часах для меня больше важен дизайн, чем технические возможности часового механизма. Еще я выбрал Cartier потому, что это очень известная фирма с хорошей репутацией. При покупке часов меня заинтересовали две вещи. Во-первых, наличие при красивом, как я уже сказал, дизайне лунного календаря. Это очень важно, потому что люди подвержены эмоциям, которые изменяются в зависимости от того, в какую фазу вступила луна. А во-вторых, фирма пообещала, что, когда наступит 2000 год, произойдет какой-то сюрприз. Какой, не знаю (не крутить же стрелку 362 раза вперед!), так что вот теперь жду наступления нового тысячелетия".

Известный водочник-фармацевт Владимир Брынцалов не так давно сменил свой золото-бриллиантовый Vacheron Constantin на российскую "Победу". На вопрос, для чего он это сделал, г-н Брынцалов отвечает: "А я люблю побеждать". Если следовать этой логике, то главный редактор "Известий" Михаил Кожокин (в недавнем прошлом зампред правления ОНЭКСИМбанка), видимо, мечтает прославиться, признаваясь, что предпочитает простенькие часы "Слава".

А вот председатель совета директоров АО "Уральские машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе не носит часов вовсе.

-- А зачем? -- говорит Каха Автандилович.-- Сейчас они есть у каждого. Поэтому всегда можно просто спросить: который час?

ИНГЕБОРГА АДОМАЙТЕ

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".