3 мая 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Бюджет на грани. Тысячелетия"

Архивная публикация 1999 года: "Бюджет на грани. Тысячелетия"

На прошлой неделе закончила работу согласительная комиссия парламента и правительства по проекту бюджета-2000. В двадцатых числах октября планируется его первое чтение в Государственной думе. О том, что представляет собой согласованный проект бюджета и что он сулит нам в следующем году, "Профилю" рассказывает председатель бюджетного комитета Госдумы Александр ЖУКОВ.Бюджет-2000 обещает быть очень жестким. При этом вероятность его принятия до Нового года есть. Если первое чтение пройдет без серьезных осложнений, у нас появится надежда вступить в 2000 год с уже принятым документом.
В ходе обсуждения на согласительной комиссии удалось урегулировать ряд разногласий между правительством и парламентом. Основных спорных вопросов было три.
Первый -- дисбаланс в распределении бюджетных, особенно налоговых, доходов между центром и регионами.
Второй -- наше предложение по восстановлению Дорожного фонда и источников его формирования.
И наконец, третий -- необходимость увеличения расходов на оборону и поиск источников этого увеличения (по словам министра финансов Михаила Касьянова, оборонные расходы должны составить как минимум 26 млрд. рублей, то есть около $1 млрд.-- "Профиль"). Это не связано напрямую с операцией в Чечне. Хотя этот фактор, конечно, учитывается.
По распределению всех доходов федерального и региональных бюджетов правительство предложило соотношение 47% к 53% в пользу центра. Ни Дума, ни Совет Федерации с этой схемой не согласились. После согласования пропорция стала 48%: 52%.
В первоначальном проекте бюджета не был предусмотрен Дорожный фонд (из него финансируется строительство не только федеральных, но и региональных автомобильных дорог.-- "Профиль"). Но после первых же консультаций мы почувствовали, что правительство готово пойти на уступки и его восстановить. Это, безусловно, облегчило процесс согласований. Дорожный фонд и источники его формирования в результате были восстановлены. Ведь 3/4 поступающих в фонд средств остаются в регионах, а четверть поступает в федеральный бюджет. Таким образом, отчасти был решен вопрос диспропорции в распределении доходов между центром и регионами. А 5 млрд. из средств, запланированных для поступления в фонд, решено было направить на нужды национальной обороны. Всего же, как я уже говорил, расходы на эти цели были увеличены на 26 млрд. рублей (со 119 млрд. до 145 млрд.).
Для решения этих вопросов прежде всего было предложено пересмотреть расчетные показатели ВВП на 2000 год. Правительство согласилось с тем, что расчет получился заниженным. Прежде всего потому, что реальные показатели ВВП за 1999 год также превысили расчетные.
Дело в том, что ВВП на будущий год рассчитывали в мае, когда верстался бюджет. Тогда получилась цифра в 5100 млрд. (в 1999 году планировалось 4100 млрд.-- "Профиль"). Но в течение лета промышленность постоянно и сильно росла. С учетом этого роста была рассчитана новая цифра: 5350 млрд. А поскольку все налоги привязаны к размеру валового продукта, такое существенное увеличение привело к росту доходов бюджета.
Еще на 13 млрд. доходы регионов увеличились за счет новой схемы распределения подоходного налога с физических лиц. Была принята новая шкала этого налога (подробнее см. "Профиль" N36 за 1999 год; самая высокая ставка -- 30% -- предусмотрена с годового дохода свыше 150 тысяч рублей). В прошлые годы 3% налога уходило в федеральный бюджет, остальное оставалось в регионах. Теперь центру решено оставлять 2% налога.
Довольно существенного роста доходов планируется достичь и за счет увеличения собираемости налогов. Это прежде всего касается налогов и акцизов на водку и табак. Правительство предлагало ставку акцизов на водку в размере 50%. Но дело в том, что сильно увеличивать этот тариф нельзя, так как это неизбежно приводит к уходу большой части отрасли в тень. Поэтому акциз был увеличен на 40% (сейчас ставка акциза на водку составляет 6 рублей за литр, на спирт -- 12 рублей за литр.-- "Профиль"). Правительство предлагало ставку акциза по табаку увеличить на 140%, но сошлись на цифре 100% (сейчас ставка акциза составляет 20,5 рубля за 1000 сигарет с фильтром и 7 рублей за 1000 сигарет без фильтра.-- "Профиль").
Кроме того, в бюджете заложено около $6 млрд. внешних заимствований. Это кредиты МВФ, ВБ и японского правительства.
Бюджет верстался исходя из оптимистичных прогнозов правительства, которое предполагает, что Россия сможет договориться о реструктуризации своих внешних долгов, что сохранятся высокие цены на нефть (не ниже $16--18 за баррель) и продолжится рост промышленности. Тогда расчетный размер инфляции составит 18%, а среднегодовой курс -- 32 рубля за доллар.
Был у правительства и пессимистический сценарий: если реструктурировать долги не удастся, промышленный рост остановится, а мировые цены упадут. В этом случае инфляция предполагается более 30%, курс, соответственно, примерно 40 рублей за доллар.
Однако правительство полагает, что первый сценарий более вероятен. Кстати, ЦБ тоже обнародовал свою версию развития событий -- в Основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем тоже по двум сценариям.
Худший из них совпадает с оптимистическим правительственным. Лучший вообще сулит рост промышленности на 6--10%, существенный рост реальных доходов населения и укрепление рубля. ВВП при этом прогнозируется на уровне 5300--5600 млрд. рублей. Этот сценарий основывается на том, что будет сохраняться реальный рост промышленности, что можно будет увеличить денежную базу на 30% путем связанных кредитов на развитие промышленности и т.п.
Но все это лишь прогнозы. Бюджет по-прежнему подчинен одной цели: любыми средствами расплатиться с внешними долгами. Мы продолжаем оставаться под постоянной угрозой дефолта. Да к тому же зависим от массы внешних причин: мировых цен на энергоносители, решения международных организаций о выделении новых кредитов и реструктуризации старых долгов. Именно поэтому финансирование ряда статей бюджета оказалось крайне урезанным. Однако удалось договориться о том, что при распределении бюджетных средств в следующих чтениях приоритетными будут национальная оборона, сельское хозяйство, наука и промышленность.
Я очень надеюсь, что мы вступим в 2000 год с уже принятым федеральным бюджетом. Иначе финансирование будет осуществляться помесячно в размере 1/12 от общего объема расходов бюджета 1999 года. Этого едва хватит на выживание. Более того, у чиновников будет слишком большая степень свободы в распределении средств, что особенно опасно в год президентских выборов.

На прошлой неделе закончила работу согласительная комиссия парламента и правительства по проекту бюджета-2000. В двадцатых числах октября планируется его первое чтение в Государственной думе. О том, что представляет собой согласованный проект бюджета и что он сулит нам в следующем году, "Профилю" рассказывает председатель бюджетного комитета Госдумы Александр ЖУКОВ.Бюджет-2000 обещает быть очень жестким. При этом вероятность его принятия до Нового года есть. Если первое чтение пройдет без серьезных осложнений, у нас появится надежда вступить в 2000 год с уже принятым документом.

В ходе обсуждения на согласительной комиссии удалось урегулировать ряд разногласий между правительством и парламентом. Основных спорных вопросов было три.

Первый -- дисбаланс в распределении бюджетных, особенно налоговых, доходов между центром и регионами.

Второй -- наше предложение по восстановлению Дорожного фонда и источников его формирования.

И наконец, третий -- необходимость увеличения расходов на оборону и поиск источников этого увеличения (по словам министра финансов Михаила Касьянова, оборонные расходы должны составить как минимум 26 млрд. рублей, то есть около $1 млрд.-- "Профиль"). Это не связано напрямую с операцией в Чечне. Хотя этот фактор, конечно, учитывается.

По распределению всех доходов федерального и региональных бюджетов правительство предложило соотношение 47% к 53% в пользу центра. Ни Дума, ни Совет Федерации с этой схемой не согласились. После согласования пропорция стала 48%: 52%.

В первоначальном проекте бюджета не был предусмотрен Дорожный фонд (из него финансируется строительство не только федеральных, но и региональных автомобильных дорог.-- "Профиль"). Но после первых же консультаций мы почувствовали, что правительство готово пойти на уступки и его восстановить. Это, безусловно, облегчило процесс согласований. Дорожный фонд и источники его формирования в результате были восстановлены. Ведь 3/4 поступающих в фонд средств остаются в регионах, а четверть поступает в федеральный бюджет. Таким образом, отчасти был решен вопрос диспропорции в распределении доходов между центром и регионами. А 5 млрд. из средств, запланированных для поступления в фонд, решено было направить на нужды национальной обороны. Всего же, как я уже говорил, расходы на эти цели были увеличены на 26 млрд. рублей (со 119 млрд. до 145 млрд.).

Для решения этих вопросов прежде всего было предложено пересмотреть расчетные показатели ВВП на 2000 год. Правительство согласилось с тем, что расчет получился заниженным. Прежде всего потому, что реальные показатели ВВП за 1999 год также превысили расчетные.

Дело в том, что ВВП на будущий год рассчитывали в мае, когда верстался бюджет. Тогда получилась цифра в 5100 млрд. (в 1999 году планировалось 4100 млрд.-- "Профиль"). Но в течение лета промышленность постоянно и сильно росла. С учетом этого роста была рассчитана новая цифра: 5350 млрд. А поскольку все налоги привязаны к размеру валового продукта, такое существенное увеличение привело к росту доходов бюджета.

Еще на 13 млрд. доходы регионов увеличились за счет новой схемы распределения подоходного налога с физических лиц. Была принята новая шкала этого налога (подробнее см. "Профиль" N36 за 1999 год; самая высокая ставка -- 30% -- предусмотрена с годового дохода свыше 150 тысяч рублей). В прошлые годы 3% налога уходило в федеральный бюджет, остальное оставалось в регионах. Теперь центру решено оставлять 2% налога.

Довольно существенного роста доходов планируется достичь и за счет увеличения собираемости налогов. Это прежде всего касается налогов и акцизов на водку и табак. Правительство предлагало ставку акцизов на водку в размере 50%. Но дело в том, что сильно увеличивать этот тариф нельзя, так как это неизбежно приводит к уходу большой части отрасли в тень. Поэтому акциз был увеличен на 40% (сейчас ставка акциза на водку составляет 6 рублей за литр, на спирт -- 12 рублей за литр.-- "Профиль"). Правительство предлагало ставку акциза по табаку увеличить на 140%, но сошлись на цифре 100% (сейчас ставка акциза составляет 20,5 рубля за 1000 сигарет с фильтром и 7 рублей за 1000 сигарет без фильтра.-- "Профиль").

Кроме того, в бюджете заложено около $6 млрд. внешних заимствований. Это кредиты МВФ, ВБ и японского правительства.

Бюджет верстался исходя из оптимистичных прогнозов правительства, которое предполагает, что Россия сможет договориться о реструктуризации своих внешних долгов, что сохранятся высокие цены на нефть (не ниже $16--18 за баррель) и продолжится рост промышленности. Тогда расчетный размер инфляции составит 18%, а среднегодовой курс -- 32 рубля за доллар.

Был у правительства и пессимистический сценарий: если реструктурировать долги не удастся, промышленный рост остановится, а мировые цены упадут. В этом случае инфляция предполагается более 30%, курс, соответственно, примерно 40 рублей за доллар.

Однако правительство полагает, что первый сценарий более вероятен. Кстати, ЦБ тоже обнародовал свою версию развития событий -- в Основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем тоже по двум сценариям.

Худший из них совпадает с оптимистическим правительственным. Лучший вообще сулит рост промышленности на 6--10%, существенный рост реальных доходов населения и укрепление рубля. ВВП при этом прогнозируется на уровне 5300--5600 млрд. рублей. Этот сценарий основывается на том, что будет сохраняться реальный рост промышленности, что можно будет увеличить денежную базу на 30% путем связанных кредитов на развитие промышленности и т.п.

Но все это лишь прогнозы. Бюджет по-прежнему подчинен одной цели: любыми средствами расплатиться с внешними долгами. Мы продолжаем оставаться под постоянной угрозой дефолта. Да к тому же зависим от массы внешних причин: мировых цен на энергоносители, решения международных организаций о выделении новых кредитов и реструктуризации старых долгов. Именно поэтому финансирование ряда статей бюджета оказалось крайне урезанным. Однако удалось договориться о том, что при распределении бюджетных средств в следующих чтениях приоритетными будут национальная оборона, сельское хозяйство, наука и промышленность.

Я очень надеюсь, что мы вступим в 2000 год с уже принятым федеральным бюджетом. Иначе финансирование будет осуществляться помесячно в размере 1/12 от общего объема расходов бюджета 1999 года. Этого едва хватит на выживание. Более того, у чиновников будет слишком большая степень свободы в распределении средств, что особенно опасно в год президентских выборов.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».