Классический расклад
Считается, что классический автомобиль – признак не только хорошего вкуса его владельца, но и его дальновидности. И во всем мире олдтаймеры – действительно выгодная инвестиция. Но не в России. Сейчас отечественный рынок классических авто – в глубоком кризисе, и многие коллекционеры вынуждены продавать свои раритеты буквально за бесценок. «Профиль» попросил экспертов объяснить, почему это происходит.
Недавно компания Porsche открыла в Европе первый дилерский центр, ориентированный исключительно на продажу классических автомобилей. Более того, было заявлено о планах на создание целой сети салонов Porsche Classic. К 2018 году их число должно превысить сто площадок. Сейчас речь идет в первую очередь о Европе и США. А вот дойдет ли очередь до России, большой вопрос. И дело тут в целом ряде особенностей отечественного рынка.
Несколько лет назад казалось, что Россия переживает настоящий бум олдтаймеров и классик-каров. Даже люди, весьма далекие от коллекционирования, задумывались над приобретением «возрастного» автомобиля выходного дня. Те же, кому позволяли средства, собирали весьма внушительные коллекции. И это несмотря на то, что дешевой автомобильная классика не была никогда. Самыми доступными традиционно были «американцы». Настоящий «маскл-кар» в приличном состоянии мог обойтись владельцу примерно в два миллиона рублей. «Европейцы» традиционно стоили заметно дороже – здесь интересная машина начиналась уже от четырех миллионов. Пиком развития рынка можно считать 2013 год, когда в «Крокус Экспо» состоялась 21‑я Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина. Еще недавно в Москве проводилось большое количество ралли, ориентированных именно на владельцев раритетных машин. Большая часть соревнований успешно проходит и по сей день, а вот ситуация на рынке поменялась кардинально. И причиной тому не только кризис, хотя он сыграл здесь далеко не последнюю роль.
Сама структура рынка, унаследовавшая многое от «диких» площадок 90‑х, во многом загнала участников в угол. Клиенты покупали машины, не понимая реального уровня их качества. В результате очень много машин с неаутентичными моторами и агрегатами, с плохой реставрацией или неизвестной историей. И сейчас, когда владельцы пытаются продать такие автомобили в России или за границу, их ждет серьезное разочарование. Начиная разбираться в вопросе «постфактум», они выясняют такие нюансы, как количество оригинальных запчастей, легальность документов, и в конце концов получают представление о рыночной стоимости автомобиля еще на момент покупки. Часто такие «открытия» преподносят неприятные сюрпризы.
Но все же подавляющее большинство владельцев классики покупают иномарки. Главные преимущества – желание иметь эксклюзив мирового уровня, довольно простая схема покупки запчастей (их не меньше, чем на советские автомобили, а логистика довольно проста) и, пожалуй, надежность иномарок.
Также можно отметить настоящий всплеск приобретений автомобилей начала прошлого века. В Ралли-клубе классических автомобилей в этом году мы имели удовольствие наблюдать «рено», «шевроле», «хорьх», «мерседесы» с более чем 100‑летней историей – автомобили, которых нет ни у кого в мире, кроме российских коллекционеров».
Но, вне всякого сомнения, главным «убийцей рынка» стала резкая девальвация рубля. Жесткая привязка к курсу евро в сочетании с постоянно растущей ценой перевела «классик-кары» в разряд запредельной роскоши. Если говорить о цифрах, то, к примеру, привезти один и тот же автомобиль два года назад стоило 4 млн рублей, а сейчас стоит уже 10 млн рублей. То есть ценник вырос в два с половиной раза. Из-за сложной экономической ситуации в стране многие владельцы подобных автомобилей пытаются их продать. Соответственно, внутренний российский рынок перенасыщен. При этом, понимая, что продать машину за адекватную (по европейским меркам) цену практически невозможно, хозяева вынуждены расставаться с машинами почти за бесценок. Как следствие, интерес к таким машинам возник у западных коллекционеров. Но из-за описанных выше проблем это касается максимум 30% имеющихся на рынке предложений. Таким образом, наибольшую ценность представляют европейские модели, естественно, в полностью оригинальном состоянии. Однако с вывозом машин за рубеж тоже не все так просто.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что тенденция оттока классических автомобилей из России в следующем году только усилится. Этот процесс не коснется только советской техники, а также машин американского производства. Последние из-за чрезмерно завышенной цены будут постепенно расходиться среди истинных фанатов. Советские же автомобили дадут отличный шанс прикоснуться к миру классических автомобилей тем, кто готов вкладывать не только деньги, но и собственные силы. В то же время ряд отечественных частных коллекций ожидает предсказуемое пополнение. Но на общий фон это практически не повлияет.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".