Руслан Байрамов: "В «Этномире» мы не играем в культуру, а проживаем ее"
Существующий уже 15 лет парк «Этномир» на границе Калужской и Московской областей создавался как место, где люди, не имеющие возможности путешествовать по миру, могли бы познакомиться с культурой и традициями разных стран. О том, что «Этномир» сегодня может предложить своим гостям, а также о перспективах развития внутреннего туризма в России «Профиль» поговорил с создателем проекта Русланом Байрамовым.
– Кажется, что в сегодняшней ситуации, когда поездки за границу стали для многих россиян затруднительными, актуальность «Этномира» выросла. Изменилась ли динамика посещений парка в этом году?
– В разные времена, по-моему, всего около 10% россиян имели возможность выехать за границу. Создавая наш парк, мы думали о тех людях, которые не могут часто путешествовать. И не только по миру – в «Этномире» можно посмотреть и нашу большую страну, ее различные регионы. Увидеть и прожить мир в миниатюре – так мы называем это.
Что касается динамики, то на нее влияют различные факторы. Раньше в мае–июне к нам традиционно приезжало много групп школьников, но сейчас эти поездки усложнились: вводятся меры безопасности, школам непросто заказать автобус для экскурсии. Тем не менее люди едут. Мы работаем круглый год, но основной поток идет летом и до конца сентября, а в остальное время приезжают преимущественно на праздники и выходные. Мы, безусловно, растем, и с каждым годом об «Этномире» узнают все больше людей.
Сейчас есть такая общая тенденция во внутреннем туризме: востребованность растет, но чек – количество денег, которые люди готовы потратить на поездку, – скорее, уменьшается. Ведь пока в мире нестабильность, люди стараются сберечь семейный бюджет и больше экономят деньги, чем тратят их.
– А из каких регионов к вам едут больше всего?
– В основном это Центральный федеральный округ: Москва, Калужская область. Можно сказать, что приезжают преимущественно те, кто живут в радиусе 500 километров. Но в целом география широкая, едут со всей страны. А с 2018–2019 годов у нас есть и специальные предложения для иностранных туристов.
– Гости ведь могут приехать не только на день, но и поселиться в нескольких гостиницах «Этномира». Сколько посетителей могут принять ваши отели?
– Гостиницы в «Этномире» вмещают одновременно до 700 человек. А если кто-то хочет разместиться в палатках, то парк может принять и несколько тысяч гостей. Кроме всего прочего, у нас работают летние школьные лагеря. К нам также часто обращаются и государственные органы власти, и представители бизнеса для проведения мероприятий – деловых встреч, мозговых штурмов, форсайтов, конференций. Ведь в «Этномире» особенная среда: посетителей здесь ждут не просто развлечения, но и расширение кругозора, погружение в разные культуры мира. У нас всё направлено на то, чтобы расширить ваши знания и опыт. Наши квесты, мастер-классы – всё работает на образование. Само пространство нашего парка, его архитектура и объекты стимулируют развитие человека.
– Значит, «Этномир» – это еще и площадка для деловых встреч и мероприятий?
– Да, «Этномир» – это среда для межрегиональной и международной интеграции. У нас проходит очень много межрегиональных мероприятий. Например, администрация Калужской области часто обращается к нашей площадке, за что мы ей благодарны. Так, недавно у нас прошел большой форум «Пульс времени», на котором выступали министр здравоохранения Михаил Мурашко и губернатор Калужской области. Готовится еще ряд мероприятий на ближайшее время, в том числе международных.
– Наверное, за годы работы «Этномир» оброс множеством культурных связей с различными странами и регионами?
– Так и есть. И связей становится все больше. Концепция «Этномира» подразумевает строительство этнических дворов разных стран, и мы привлекаем к их созданию и посольства, и бизнес, и общественные организации. Мы стараемся, чтобы дом или этнодвор каждой страны был наполнен аутентичным контентом, и делаем так, чтобы в обустройстве участвовали все. У нас, например, вы можете увидеть очень красивый этнодвор Южной Азии: там и культурный центр Индии, и дома Шри-Ланки и Непала. Совсем скоро в этнодворе Юго-Восточной Азии откроется пагода Мьянмы. Строится этнодвор Китая, в рамках которого возводятся апартаменты «Дао». Представлены и российские регионы: очень хорошо у нас работает, в частности, дом Дагестана. Мы приглашаем к партнерству бизнесменов со всей страны, чтобы у каждого региона Российской Федерации в «Этномире» был свой дом.
– Что нового появилось в «Этномире» в последнее время?
– Только что открыли очень красивый парк «Дикий мир России», где прямо в лесу вы можете увидеть реалистичные скульптуры животных, обитающих на территории нашей страны. У нас появился экоглэмпинг «Тайга». Там, прямо в лесу, будут располагаться всесезонные домики в стиле сибирских жилищ.
Важно, что теперь люди имеют возможность купить себе жилье на территории «Этномира». Мы уже продаем апартаменты в парке и жилые дома в коттеджном поселке «Мир».
– Есть ли у «Этномира» связи с научным этнологическим сообществом?
– С самого начала мы сотрудничали с Институтом этнологии и антропологии РАН и его руководителем в то время Валерием Александровичем Тишковым. Они были нашими первыми консультантами. Также мы работаем с разными вузами. Раньше считалось, что невозможно в живой и увлекательной форме подать ту информацию о традициях и культуре разных народов, которая содержится в научной литературе. Но наш опыт показал, что это реально. Мы сотрудничаем с Русским географическим обществом, с Федеральным агентством по делам национальностей, с Министерством культуры и Министерством образования. Все они к нам очень по-доброму относятся, потому что наша задача – создать живую историю. У нас в «Этномире» не «якобы культура» и «якобы образование», а настоящая культура и настоящее образование. Вся деятельность нашего фонда «Диалог культур – единый мир» направлена на сохранение и продолжение традиционных культур, на раскрытие этих традиций для молодежи в новом качестве с сохранением сути. Благодаря этому у нас все по-настоящему, и мы это делаем от души. Поэтому мы уверены в своей устойчивости, и к нам все эти годы продолжают ездить посольства разных стран, нас поддерживают федеральные и региональные органы власти. Ведь мы здесь не играем в культуру, а проживаем ее, проживаем образование, проживаем опыт. С каждым годом эта ценность «Этномира» все больше заметна как для посетителей, включая молодежь, так и для бизнеса, и для страны в целом.
– Возвращаясь к теме внутреннего туризма. Каковы ваши личные наблюдения: с какими проблемами он чаще всего сталкивается, и что можно сделать для его стимулирования?
– Власти уже сделали очень много для развития внутреннего туризма, например, упростили получение разрешений и другие процедуры. Все же у нас долго не занимались туризмом: после распада СССР основной вектор был вовне – хотели посмотреть мир. Да и в северных широтах у нас солнышка маловато. Но сейчас Сочи, Краснодар, Калининград, Дагестан совершили хороший рывок в этом плане. Конечно, желательно, чтобы общий уровень доходов людей повышался и у них оставались деньги на путешествия. Хотя и сейчас стоимость поездок по стране вполне разумная. Главное, чтобы сервис на местах соответствовал ожиданиям тех, кто побывал за границей. Люди постепенно начинают открывать для себя свою страну. В Европе, преодолев небольшое расстояние, можно увидеть другую страну или даже несколько стран сразу, а у нас расстояния большие. В Америке люди очень мало выезжают за границу, у них сильно развит внутренний туризм. У нас есть на что посмотреть, один Байкал чего стоит! Наши жемчужины – у нас их сотни: красота природы, городов. И если увеличивать еще и въездной туризм, то это могла бы быть гигантская статья доходов и для государства, и для частного бизнеса.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".