22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Малютки"-разведчики: как советские подлодки действовали на Ладоге
Military Великая Отечественная война подлодки

"Малютки"-разведчики: как советские подлодки действовали на Ладоге

В истории советского подплава есть очень необычная глава – действия подлодок на Ладожском озере во время Великой Отечественной войны. Само по себе использование субмарин в водах озера – явление необычное. Но еще более удивительно, что отправленным на Ладогу подлодкам было поручено не атаковать вражеские корабли, а заниматься сбором разведывательной информации.

Подводная лодка

Подводная лодка "М-77"

©Vostock Photo
Содержание:

Приказ наркома

Летом 1942 года у Ладожской военной флотилии (ЛВФ) появился новый противник – флотилия объединенных сил Германии, Италии и Финляндии, сформированная для уничтожения советских кораблей на Ладоге и пресечения доставки грузов в Ленинград. Она состояла из десантных барж, торпедных катеров и других кораблей общей численностью свыше 20 единиц. На озере начались тяжелые бои: обе стороны нападали на конвои, обстреливали береговые позиции, высаживали десанты и ставили мины.

Советская "волчья стая": успех и неудача подводников-североморцев

Разгром вражеского десанта на острове Сухо и уход в октябре–ноябре 1942-го большей части немецких десантных барж в Финский залив обеспечили господство ЛВФ на озере. Это позволило ее кораблям воздействовать на фланги вражеской армии на карельском и олонецком направлениях, создав зону безопасности у своего побережья.

Однако советское командование опасалось, что в 1943-м враг снова попробует перебросить на Ладогу по железной дороге катера и малые корабли в рамках подготовки возможного летнего наступления на Ленинград. 14 мая нарком ВМФ СССР приказал командованию Краснознаменного Балтийского флота перевезти по железной дороге из Ленинграда две подводные лодки «М-77» и «М-79» для ведения разведки на подступах к базам противника в северной части Ладожского озера.

Обе субмарины относились к серии VI-бис. Эти 37-метровые «Малютки» водоизмещением 157 тонн были вооружены двумя торпедными аппаратами, 45-мм орудием и пулеметом. Они давали 11 узлов над водой и 6,4 узла в подводном положении. Их экипаж состоял из 17 человек.

Перевозка «Малюток» началась 25 июня 1943-го. Первой в путь отправилась «М-77». Частично разобранную, ее погрузили на две ж/д платформы и повезли на базу ЛВФ в Новую Ладогу, где лодку должны были собрать заново и спустить на воду. Скорость состава в дороге не превышала 10 км/ч, хотя он и мог двигаться быстрее. Но в пути ему встречалось много высоковольтных линий, протянутых над рельсами. Поэтому транспортировку лодки на Ладогу обеспечивали бригады электриков, снимавших провода перед ее приближением.

После переброски «М-77» в путь отправилась «М-79». К июлю 1943-го обе «Малютки» добрались до Новой Ладоги, где началась их сборка. «М-77» первой вступила в строй и уже 5 августа вышла в трехдневное учебное плавание на озере. «М-79» отправилась в боевой поход только в конце сентября.

Подводные разведчики

Командование считало подлодки на Ладоге важным элементом войсковой разведки, обеспечивавшим длительное наблюдение за подходами к вражеским базам, коммуникациями, а также побережьем и островами, оккупированными противником. Кроме того, «Малюткам» ставились задачи по уточнению данных, полученных от авиаразведки, и по выяснению обстановки у вражеских берегов в тех случаях, когда иным образом сделать это было невозможно.

Экипаж подводной лодки "М-79"

Ладожская подлодка "М-79"

Vostock Photo

Поэтому во время кампании 1943-го на Ладоге работы для подводников ЛВФ хватало. С 5 августа по 24 ноября обе лодки совершили 12 походов, в которых экипажи выполняли не свойственные им обычно задания по ведению разведки. Приоритет сохранения скрытности был настолько высок, что «Малюткам» даже запретили применять торпедное оружие, чтобы не демаскировать себя. Также им разрешалось использовать радио во время похода только в случае боевого столкновения, аварии или обнаружения вражеского десанта.

При каждом выходе «Малюток» в разведку, наряду с другими задачами, перед ними ставилась цель – попытаться захватить пленных с рыбачьих лодок или малых катеров. Впрочем, подводники в этом не преуспели, поскольку обнаруживали объекты для нападения близко к берегу – в районах, где субмарины не смогли бы в случае опасности скрыться под водой.

Львиная доля нагрузки в боевой службе выпала экипажу «М-77» капитан-лейтенанта Ивана Татаринова – опытного подводника, уже отмеченного боевыми наградами. В августе–сентябре 1943-го его лодка совершила три похода, успешно ведя разведку у восточного и северо-восточного побережья Ладоги. А вот «М-79» сначала преследовали неудачи из-за ее плохого технического состояния. В период 29 сентября – 11 октября она дважды выходила в море, но вынуждена была вернуться обратно из-за поломок.

Взять на себя выполнение порученного этой лодке задания пришлось «М-77». Вернувшись 7 октября из третьего похода, «Малютка» спустя три дня заменила «М-79» в бухте Мусталахти, где советские корабли в ночь с 11 на 12 октября высадили диверсионную группу. «М-77» встретила их в нужной точке, служа ориентиром на место высадки, которая прошла успешно. После этого лодка оставалась там еще двое суток, ведя разведку.

Забытый подвиг "Щ-317": как советская "Щука" охотилась на Балтике

Подлодки ЛВФ использовались не только для наблюдения за противником, но и для доставки разведгрупп. Так, 4–7 октября «М-77» получила задание высадить четырех разведчиков в районе мыса Мустаниеми, но не смогла его выполнить из-за непогоды. Куда удачливей лодка действовала 3–8 ноября, высадив разведгруппу в районе мыса Вуохенсало для взятия «языка». Спустя двое суток «Малютка» вернулась за разведчиками. Хотя тем так и не удалось взять кого-нибудь в плен, эта операция все равно имела важное значение, поскольку стала первым успешным опытом взаимодействия подводников и разведчиков на Ладоге.

«М-79» тоже привлекалась к таким заданиям. Несмотря на шторм, в ночь с 19 на 20 ноября она высадила на восточном побережье Ладоги разведгруппу, которая должна была взять «языка». Однако когда 26 ноября лодка вернулась за разведчиками, то не обнаружила их на месте встречи. Они пропали без вести.

А 17 ноября началась уникальная операция, в которой экипажу «М-77» пришлось взять на себя функции разведгруппы. В этом походе «Малютка» направилась в район, расположенный севернее острова Валаам, имея разрешение на торпедную стрельбу. Ей было поручено потопить крупную цель – транспорт или большой буксир и захватить «языка» из команды торпедированного корабля. То же самое касалось встреченных там лодок или катеров. Увы, Татаринов не смог выполнить задания, поскольку не встретил за время похода ни одной цели.

Итальянский торпедный катер MAS 528 (тип MAS 526) на Ладожском озере

Итальянский катер MAS – один из противников советских моряков на Ладоге летом 1942-го

The Finnish Defence Forces/Wikimedia Commons

Самая активная «Малютка»

До зимы 1943-го «М-77» совершила на Ладоге семь походов, а «М-79» – пять. Но затем операции подлодок на озере прекратились на полгода. Сначала южная часть Ладоги покрылась льдом, а с началом весны 1944-го противник там активности не проявлял. Его немногочисленные корабли занимались перевозкой грузов между базами или рядом с берегом под защитой батарей или внутри шхер.

"Малютки" в Линахамари: как советские подводники прорывались во вражескую гавань

С наступлением 1944 года ладожская эпопея для «М-79» завершилась. Ее командир капитан-лейтенант Алексей Клюшкин и члены его экипажа были награждены орденами и медалями, но их лодка больше на задания не выходила. Зато «М-77» приняла участие в Свирско-Петрозаводской наступательной операции, начатой в июне 1944-го. Причем она была не единственной задействованной в ней субмариной.

В 1944 году советское командование решило использовать еще несколько «Малюток» на Ладожском озере. 18 июня из Ленинграда в Новую Ладогу по Неве перешли «М-90», «М-96» и «М-102». В рамках наступления войск Карельского фронта утром 24 июня в устье реки Тулоксы должен был высадиться десант в составе 70-й отдельной морской стрелковой бригады. Три «Малютки» обеспечивали ему поддержку. «М-90» вела разведку в районе высадки, а «М-96» и «М-102» были отправлены на позиции у Валаама, чтобы прикрыть десант в случае нападения противника.

Тулокская десантная операция прошла успешно. После ее окончания три «Малютки» вернулись на Новую Ладогу, а затем ушли в Ленинград. В распоряжении ЛВФ осталась лодка Татаринова, которую 5 июля использовали в качестве разведчика перед десантированием советских войск на остров Лункулансаари. После этого «М-77» вновь пришлось заняться высадками разведгрупп.

Подводная лодка "М-90"

Участница боев на Ладоге – подлодка "М-90" на послевоенном параде. Ленинград, конец 1940-х – начало 1950-х

Vostock Photo

15 июля «М-77» получила приказ принять на борт разведгруппу, чтобы 19-го высадить ее на остров Предтеченский, а 24 июля забрать оттуда. Татаринов успешно выполнил это задание. Его следующий боевой выход также был связан с разведкой. 5 августа «Малютка» высадила на Валаам группу для взятия «языка». И на этот раз разведчикам не повезло – спустя три дня они вернулись на подлодку с пустыми руками.

Для «М-77» это было последнее боевое задание на Ладоге. 20 августа 1944-го она и «М-79» вернулись в Ленинград. Техническое состояние «М-79» было тяжелым, и ее поставили на консервацию. А вот «М-77» в сентябре ненадолго выходила в Ладожское озеро для проведения боевой подготовки. Но в боевых действиях она больше не участвовала, так как была признана непригодной для этого из-за изношенности механизмов.

По мнению историка Евгения Чирвы, операции «М-77» на Ладоге сделали ее самой активной лодкой своей серии. В 1943–1944 годах она совершила там 12 боевых походов. Если к этому прибавить ее походы времен Финской войны и действия на Балтике в 1941-м, то получится, что на счету у нее 18 походов.

В завершение нужно отметить, что использование подлодок на Ладоге для разведки полностью себя оправдало. С их помощью советское командование существенно расширило знания о вражеской береговой обороне. Правда, в заданиях по захвату пленных подводники успеха не достигли, но это произошло по независящим от них причинам. В целом же советские вооруженные силы получили ценный опыт взаимодействия армии и флота в таком важном деле, как войсковая разведка.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".