"Лена и справедливость": необычный портрет российской провинции
В прокат вышел фильм «Лена и справедливость». Для постановщика Екатерины Вещевой он стал полнометражным дебютом, а сценарист Елена Киселёва была соавтором сценария картин Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай», «Грех» и «Дорогие товарищи!». Кончаловский, с которым работала и Екатерина Вещева, стал художественным руководителем «Лены и справедливости», но в процесс не вмешивался – только дал несколько советов перед началом съемок.
Картина с Анной Уколовой в главной роли рассказывает о российской провинции с нежностью и юмором и в то же время делает акцент на характерных для нее проблемах.
Героиня Уколовой Лена работает продавцом в магазине в неназванном городке (снимали в Кашине Тверской области) и живет в двухкомнатной квартире с тремя детьми и гражданским мужем Максудом, мигрантом из Таджикистана. Его изображает Парвиз Пулоди – настоящее открытие фильма (на родине он известен, а в России пока не очень – Киселёвой его порекомендовал Павел Лунгин, у которого он снимался в «Братстве»). У Максуда нет паспорта, и поэтому его, как по расписанию, каждый месяц забирают с работы на стройке или автомойке в отделение полиции. Лена отточенным движением забирает деньги из кассы магазина и приносит полицейскому Вите (Александр Обласов), чтобы мужа отпустили.
Деньги Лена, конечно, всегда в кассу возвращает. Небольшие денежные запасы у главной героини, впрочем, недавно появились: она смогла наконец-то оформить наследство. Максуд уговаривает ее поехать на море с детьми, но сам он, разумеется, составить ей компанию не сможет: ведь паспорта у него нет, и оформить его законным способом совершенно невозможно. Да и незаконным не очень понятно как: не брезгующий регулярными мелкими взятками полицейский Витя говорит, что это было бы для него слишком: «Совсем незаконно».
Жениться на Лене официально Максуд не может по той же причине, но он не вполне даже уверен, что она этого хочет. Надежда на счастливые изменения появляется, когда на защиту Максуда встает криминальный авторитет по кличке Плотник, контролирующий весь город (Виталий Кищенко). Плотник обещает сделать ему паспорт, если Максуд сожжет новый пивной киоск, чей хозяин отказался подчиняться авторитету. Но проблема в том, что там работает девушка из Таджикистана (Сабина Ахмедова), которая к герою очень хорошо относится. Лена даже начинает его ревновать.
Авторы «Лены и справедливости» относятся к своим героям с огромной симпатией и теплотой – такой гуманистический подход не так часто встречается в российском кино. Лена хотя порой и совершает эмоциональные необдуманные поступки, готова на всё ради любимых людей. Она из тех, кто коня на скаку остановит, и бронебойная харизма Анны Уколовой идеально подходит под эту роль. Обаятельный герой Парвиза Пулоди тоже пленяет силой своей любви к родным людям. Его суперспособность заключается в мягкости и нежности, но и он способен на решительные действия. Оба актера словно вообще не играют, им веришь на все сто.
Отлично прописаны и персонажи второго плана, например трио бездомных пьяниц (Николай Шрайбер, Сергей Неудачин, Алексей Шевченков), которые в итоге оказываются не жалкими неудачниками, а бесстрашными неравнодушными людьми. Герои становятся живыми и осязаемыми и благодаря отлично написанным, точным диалогам.
Но несмотря на общий комедийный тон и хеппи-энд, который, по признанию авторов, был для них принципиален, «Лена и справедливость» – не легкая жанровая безделушка. В фильме едва ли не центральное место занимает проблема ксенофобии, как агрессивной, так и бытовой. На Максуда несколько раз нападают хулиганы, а на работе его просят залечь на дно, пока не уедет хозяйка, требующая исключительно русских строителей.
«Русские работники – ну так принято, по умолчанию. Типа как "без вредных привычек", "с чувством юмора"», – как бы подбадривает Максуда начальник. Вроде как ничего личного, просто такая система, унижающая человеческое достоинство, и бороться против нее никто не собирается. «Иди домой. Вечно проблемы с вами, с азиатами. Завтра кто-то другой поработает» – еще одна характерная фраза из уст того же начальника, произнесена она после нападения на Максуда.
Закон в фильме не работает, а агентом справедливости выступает рэкетир, к методам которого очень много вопросов, да и к представлению о справедливости – тоже. Впрочем, на словах у Плотника всё звучит основательно. «Нельзя запирать страну в несколько мегаполисов. Будущее закладывается здесь, в маленьких городах. Здесь надо начинать. Если приучить людей к справедливости, тогда и о законе можно будет подумать. Будет тогда и закон и милосердие. А я закладываю фундамент, веру в справедливость».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".