Архивная публикация 2007 года: "Последнее искушение Скорсезе"
Мартину Скорсезе наконец повезло: с седьмой попытки он получил долгожданного «Оскара» за боевик «Отступники». Повезло ли кинематографу?
Жизнь триумфатора
Предполагается, что авторитетные кинопремии венчают труд принципиальный, знаменующий некий рывок в творчестве автора и в искусстве вообще. Иначе какой смысл в этих золоченых цацках?
В Скорсезе камень бросить невозможно — живой классик, автор нескольких великих лент. На «Оскара» он номинировался шесть раз, но все безуспешно. В 1976 году его «Таксист» уступил дорогу «Рокки» Джона Эвилдсена, в 1980-м — «Бешеному быку» обломали рога «Простые люди» Роберта Редфорда, в 1988-м — «Последнее искушение Христа» проиграло «Человеку дождя» Барри Левинсона, в 1990-м «Хорошие парни» — «Танцам с волками» Кевина Костнера, в 2002-м «Банды Нью-Йорка» сдались под степовой атакой «Чикаго», в 2004-м «Малышка на миллион долларов» нокаутировала «Авиатора». Каждый раз на последнем повороте Мартина Скорсезе кто-нибудь обходил. Так что мастер не слишком кокетничал во время церемонии, когда, принимая награду, просил еще раз проверить конверт.
Нужно было разорвать этот порочный круг? Вот ведь великий Стэнли Кубрик так и ушел, не дождавшись своего «Оскара». Над Скорсезе сжалились, на седьмой раз и волею голосования круг разорвали. Наверное, правильно. Гуманно.
Формально «Отступники» — прекрасный фильм. Сюжетно напряженный, даже захватывающий. В нем на новой для себя высоте сыграл Леонардо Ди Каприо, серьезная работа и у Марка Уолберга. Правда, Джек Николсон обходится своими штампами, а Мэтт Дэймон, кроме них, ничего другого и не знает. Но в целом хороший фильм.
Но лучший ли у Скорсезе, как должно следовать из оскаровского триумфа?
По-моему, честнее было сообразить что-то вроде премии за вклад в киноискусство. Потому что именно в «Отступниках» крайне мало от Скорсезе-художника. Его сделал Скорсезе-профессионал. На чужом для себя материале. Так умелый плотник копирует стул работы Гамбса из дворца — собственного творчества тут нет, а есть ремесло очень высокого класса.
О предшественнике «Отступников» я уже писал и теперь только напомню о существовании гонконгской картины «Двойная рокировка», для которой драматург Феликс Чонг придумал великолепный ход с перекрестным внедрением полицейского агента в мафию и бандитского «крота» — в ряды полицейских. Он же написал снайперски точные диалоги, создал несколько почти комических ситуаций и прописал характеры персонажей. Фильм этот получил множество наград на разных азиатских фестивалях и, как любая иностранная для США продукция, залетел туда ограниченным тиражом. Голливуд, который, как циклопическая губка, впитывает в себя все коммерчески перспективное, тут же купил и эту счастливую идею — со всеми ее сюжетными ходами, диалогами и характерами. Сценарист Уильям Монахан слегка подправил сюжет в соответствии со вкусами американской публики, но все самое удачное сохранил в нетленном виде, за что и получил своего «Оскара». Потом пришел Мартин Скорсезе, пригласил первых звезд Голливуда и рукой мастера все это воплотил в то, что критика США теперь зовет американским эпосом. Хотя по многим параметрам его фильм уступает малоизвестному в США азиатскому оригиналу.
Жизнь других
Но в целом киноакадемики проявили много мудрости и взвешенности. Так, они остановили победный марш аляповатого бурлеска «Борат: изучение американской культуры во благо славного народа Казахстана», который почему-то ходил в фаворитах и народа, и критики, и многих профессионалов. Свой наградной путь он начинал с обвального успеха у критиков всех крупнейших кинематографических центров Северной Америки, номинации на «Золотой глобус» как лучшая комедия и премии за лучшую мужскую роль Саше Барону Коэну, а закончил единственной номинацией на «Оскара» за лучший сценарий и в итоге не получил ничего. Осекли академики и прытких «Девушек мечты» — этот вполне заурядный мюзикл сначала имел 8 номинаций, но закончил скромной наградой за звук и «Оскаром» певице Дженнифер Хадсон за роль второго плана. Даже выдвинутые на премии три песни из этой картины уступили первенство гимну «зеленых» «Пора нам проснуться» из документальной ленты «Неудобная правда», созданной при участии бывшего соперника Буша на президентских выборах Альберта Гора (в Голливуде симпатии в основном на стороне демократов).
Кучно шли претенденты на актерские призы, выбрать лучших из лучших было трудно. И хотя дивно хороши все пять исполнительниц главных женских ролей Мерил Стрип, Джуди Денч, Пенелопа Крус, Кэйт Уинслет и Хелен Миррен, по праву победила последняя, виртуозно сыграв в английском фильме «Королева» ныне здравствующую Елизавету II. Более спорен выбор среди мужчин: премия за роль диктатора Уганды Иди Амина в кинодраме «Последний король Шотландии» досталась Форесту Уитакеру скорее из политических и политкорректных соображений — мощное и победительное участие чернокожих кинематографистов в наградных кампаниях стало предметом особой заботы и гордости Американской киноакадемии. Но гениальный Питер О’Тул, который в фильме «Венера» поразительно сыграл умирающего от рака старого актера, обидным образом потерял, возможно, последний шанс еще раз получить высшее признание коллег.
Самой большой несправедливостью оказался проигрыш фаворита всей оскаровской гонки — мультикультурной фрески мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Вавилон», фильма не только художественно убедительного, но и важного как общественное послание разодранному на части миру. Его считали основным претендентом на все главные премии, и он заметно опережал картину Скорсезе, но в итоге удовольствовался лишь премией за музыку.
Зато радует результат в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»: победителем оказалась дебютная картина молодого режиссера из ФРГ Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других» — психологическая драма на хорошо знакомую нам тему двойной морали социалистического мира. Ее герои — популярный драматург и знаменитая в Восточном Берлине театральная актриса — живут под неусыпным надзором гэдээровской охранки «штази». Победа этой картины — большой успех немецкого кино, которое в последние годы не избаловано ни участием в международных кинофестивалях за пределами Германии, ни международными наградами.
Вообще в этой скучноватой церемонии 79-летнего «Оскара» чувствовалась некая усталость — словно все уже сильно поднадоело, и наградной праздник катится по инерции. Речи с их слезами и благодарностью прабабушке жесткой рукой сокращены до минимума, от некогда шикарного шоу остались рожки да ножки, знаменитые ведущие — элегантный Билли Кристал, саркастичный Билл Мюррей и несдержанная на язык Вупи Голдберг — уступили место малоизвестной актрисе на роли закадровой «озвучки» Эллен с небезопасной для перспектив «Оскара» фамилией Дегенерес и провинциальными шуточками. Не было ни Майкла Мура с его скандальными политическими манифестами, ни тонких намеков на войну в Ираке, ни отважных выпадов в адрес Буша. Зато выход на сцену бывшего вице-президента Альберта Гора, принявшего вместе с режиссером Дэвисом Гуггенхаймом приз за документальный фильм «Неудобная правда» (о глобальном потеплении на планете Земля), окончательно придал событию вид отчетно-выборного собрания в Белом доме. Даже обычный парад туалетов был сведен к парочке золотых вырезов у дам и черной туче похоронных костюмов у лиц мужского пола. Может, это и правильно: надо по-деловому раздать слонов и пойти ужинать.
Мартину Скорсезе наконец повезло: с седьмой попытки он получил долгожданного «Оскара» за боевик «Отступники». Повезло ли кинематографу?
Жизнь триумфатора
Предполагается, что авторитетные кинопремии венчают труд принципиальный, знаменующий некий рывок в творчестве автора и в искусстве вообще. Иначе какой смысл в этих золоченых цацках?
В Скорсезе камень бросить невозможно — живой классик, автор нескольких великих лент. На «Оскара» он номинировался шесть раз, но все безуспешно. В 1976 году его «Таксист» уступил дорогу «Рокки» Джона Эвилдсена, в 1980-м — «Бешеному быку» обломали рога «Простые люди» Роберта Редфорда, в 1988-м — «Последнее искушение Христа» проиграло «Человеку дождя» Барри Левинсона, в 1990-м «Хорошие парни» — «Танцам с волками» Кевина Костнера, в 2002-м «Банды Нью-Йорка» сдались под степовой атакой «Чикаго», в 2004-м «Малышка на миллион долларов» нокаутировала «Авиатора». Каждый раз на последнем повороте Мартина Скорсезе кто-нибудь обходил. Так что мастер не слишком кокетничал во время церемонии, когда, принимая награду, просил еще раз проверить конверт.
Нужно было разорвать этот порочный круг? Вот ведь великий Стэнли Кубрик так и ушел, не дождавшись своего «Оскара». Над Скорсезе сжалились, на седьмой раз и волею голосования круг разорвали. Наверное, правильно. Гуманно.
Формально «Отступники» — прекрасный фильм. Сюжетно напряженный, даже захватывающий. В нем на новой для себя высоте сыграл Леонардо Ди Каприо, серьезная работа и у Марка Уолберга. Правда, Джек Николсон обходится своими штампами, а Мэтт Дэймон, кроме них, ничего другого и не знает. Но в целом хороший фильм.
Но лучший ли у Скорсезе, как должно следовать из оскаровского триумфа?
По-моему, честнее было сообразить что-то вроде премии за вклад в киноискусство. Потому что именно в «Отступниках» крайне мало от Скорсезе-художника. Его сделал Скорсезе-профессионал. На чужом для себя материале. Так умелый плотник копирует стул работы Гамбса из дворца — собственного творчества тут нет, а есть ремесло очень высокого класса.
О предшественнике «Отступников» я уже писал и теперь только напомню о существовании гонконгской картины «Двойная рокировка», для которой драматург Феликс Чонг придумал великолепный ход с перекрестным внедрением полицейского агента в мафию и бандитского «крота» — в ряды полицейских. Он же написал снайперски точные диалоги, создал несколько почти комических ситуаций и прописал характеры персонажей. Фильм этот получил множество наград на разных азиатских фестивалях и, как любая иностранная для США продукция, залетел туда ограниченным тиражом. Голливуд, который, как циклопическая губка, впитывает в себя все коммерчески перспективное, тут же купил и эту счастливую идею — со всеми ее сюжетными ходами, диалогами и характерами. Сценарист Уильям Монахан слегка подправил сюжет в соответствии со вкусами американской публики, но все самое удачное сохранил в нетленном виде, за что и получил своего «Оскара». Потом пришел Мартин Скорсезе, пригласил первых звезд Голливуда и рукой мастера все это воплотил в то, что критика США теперь зовет американским эпосом. Хотя по многим параметрам его фильм уступает малоизвестному в США азиатскому оригиналу.
Жизнь других
Но в целом киноакадемики проявили много мудрости и взвешенности. Так, они остановили победный марш аляповатого бурлеска «Борат: изучение американской культуры во благо славного народа Казахстана», который почему-то ходил в фаворитах и народа, и критики, и многих профессионалов. Свой наградной путь он начинал с обвального успеха у критиков всех крупнейших кинематографических центров Северной Америки, номинации на «Золотой глобус» как лучшая комедия и премии за лучшую мужскую роль Саше Барону Коэну, а закончил единственной номинацией на «Оскара» за лучший сценарий и в итоге не получил ничего. Осекли академики и прытких «Девушек мечты» — этот вполне заурядный мюзикл сначала имел 8 номинаций, но закончил скромной наградой за звук и «Оскаром» певице Дженнифер Хадсон за роль второго плана. Даже выдвинутые на премии три песни из этой картины уступили первенство гимну «зеленых» «Пора нам проснуться» из документальной ленты «Неудобная правда», созданной при участии бывшего соперника Буша на президентских выборах Альберта Гора (в Голливуде симпатии в основном на стороне демократов).
Кучно шли претенденты на актерские призы, выбрать лучших из лучших было трудно. И хотя дивно хороши все пять исполнительниц главных женских ролей Мерил Стрип, Джуди Денч, Пенелопа Крус, Кэйт Уинслет и Хелен Миррен, по праву победила последняя, виртуозно сыграв в английском фильме «Королева» ныне здравствующую Елизавету II. Более спорен выбор среди мужчин: премия за роль диктатора Уганды Иди Амина в кинодраме «Последний король Шотландии» досталась Форесту Уитакеру скорее из политических и политкорректных соображений — мощное и победительное участие чернокожих кинематографистов в наградных кампаниях стало предметом особой заботы и гордости Американской киноакадемии. Но гениальный Питер О’Тул, который в фильме «Венера» поразительно сыграл умирающего от рака старого актера, обидным образом потерял, возможно, последний шанс еще раз получить высшее признание коллег.
Самой большой несправедливостью оказался проигрыш фаворита всей оскаровской гонки — мультикультурной фрески мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Вавилон», фильма не только художественно убедительного, но и важного как общественное послание разодранному на части миру. Его считали основным претендентом на все главные премии, и он заметно опережал картину Скорсезе, но в итоге удовольствовался лишь премией за музыку.
Зато радует результат в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»: победителем оказалась дебютная картина молодого режиссера из ФРГ Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других» — психологическая драма на хорошо знакомую нам тему двойной морали социалистического мира. Ее герои — популярный драматург и знаменитая в Восточном Берлине театральная актриса — живут под неусыпным надзором гэдээровской охранки «штази». Победа этой картины — большой успех немецкого кино, которое в последние годы не избаловано ни участием в международных кинофестивалях за пределами Германии, ни международными наградами.
Вообще в этой скучноватой церемонии 79-летнего «Оскара» чувствовалась некая усталость — словно все уже сильно поднадоело, и наградной праздник катится по инерции. Речи с их слезами и благодарностью прабабушке жесткой рукой сокращены до минимума, от некогда шикарного шоу остались рожки да ножки, знаменитые ведущие — элегантный Билли Кристал, саркастичный Билл Мюррей и несдержанная на язык Вупи Голдберг — уступили место малоизвестной актрисе на роли закадровой «озвучки» Эллен с небезопасной для перспектив «Оскара» фамилией Дегенерес и провинциальными шуточками. Не было ни Майкла Мура с его скандальными политическими манифестами, ни тонких намеков на войну в Ираке, ни отважных выпадов в адрес Буша. Зато выход на сцену бывшего вице-президента Альберта Гора, принявшего вместе с режиссером Дэвисом Гуггенхаймом приз за документальный фильм «Неудобная правда» (о глобальном потеплении на планете Земля), окончательно придал событию вид отчетно-выборного собрания в Белом доме. Даже обычный парад туалетов был сведен к парочке золотых вырезов у дам и черной туче похоронных костюмов у лиц мужского пола. Может, это и правильно: надо по-деловому раздать слонов и пойти ужинать.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".