Работа довела: как в России реабилитируют тех, кто пострадал на производстве
Ежегодно около 2,3 млн человек в мире страдают из-за производственного травматизма и профзаболеваний. В результате государства и сами граждане несут значительные экономические потери. Специалисты Счетной палаты проверили деятельность реабилитационных центров для пострадавших на производстве, которые находятся в структуре Фонда социального страхования РФ (ФСС), и выявили ряд системных недостатков.
Всего таких центров сейчас 12, три из них – «Вольгинский», «Ключи» и «Вятские Увалы» – Счетная палата выбрала в качестве объектов проверки. Ежегодно здесь проходят реабилитацию более 58 тыс. граждан. От 60% до 80% из них затем возвращаются к трудовой деятельности.
В целом центры эффективно выполняют свои задачи, показала проверка. Все три стали предоставлять услуги в рамках госзадания с 2017 года, что эффективно сказалось на результатах их деятельности. Выросло число пострадавших, направляемых для получения реабилитационных мероприятий, а утвержденный норматив госзадания достаточен для предоставления полного спектра услуг. Сами пациенты также достаточно высоко оценивают качество оказываемых услуг, показало анкетирование.
Тотальный недострой
Вместе с тем в работе реабилитационных центров есть системные проблемы, которые требуют дополнительного внимания. Среди них – низкий (36%) уровень освоения бюджетных субсидий, выделяемых центрам на капитальное строительство. По данным аудиторов, причина – в невыполнении обязательств подрядчиками и постоянном пересмотре проектно-сметной документации. Сроки ввода объектов в эксплуатацию неоднократно переносились, что привело к их удорожанию на 214 млн рублей. За пять лет из пяти объектов был достроен только один, но и он на момент проверки не эксплуатировался.
Кроме того, Счетная палата отметила некорректную отчетность центров: по итогам 2020 года они указали высокие показатели предоставления услуг (от 94% до 100%), хотя в реальности цифры были ниже из-за приостановки деятельности в период ковидных ограничений. Пандемия также помешала центам выполнить майские указы президента и в полной мере выплатить зарплаты медработникам.
Сам выбрал и сам заплатил
Еще одна проблема связана с неполной загрузкой имеющихся ресурсов – от 64,5% до 85,7% коечного фонда в 2020–2021 годах, тогда как около трети пострадавших Фонд направлял на реабилитацию в сторонние организации.
Председатель Координационного совета ОНФ по делам инвалидов Иван Бирюков считает, что нет необходимости требовать от ФСС направлять пострадавших лишь в собственные реабилитационные учреждения.
«Право граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение полноценной реабилитации подразумевает самостоятельный выбор гражданином оптимального для него поставщика услуг. Ограничение права выбора инвалида влечет за собой дискриминацию, что является недопустимым. Более того, искусственное ограничение конкуренции между организациями разной формы собственности или подведомственности (в том числе государственными и частными организациями) создает риски снижения качества оказываемых услуг», – подчеркнул он.
По мнению эксперта, возможность пациента самостоятельно определять подходящего для себя поставщика услуг повысит их доступность и расширит спектр, в том числе за счет частичной доплаты.
Глобальная проблема
По оценкам Международной организации труда (МОТ), ежегодно в мире жертвами несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний становятся около 2,3 млн работников, рассказали в Институте социальной политики НИУ ВШЭ. К сожалению, нет исследований, измеряющих для России экономические потери от подобных заболеваний и травм, но пример других стран показывает, что они оцениваются на уровне 5–6% ВВП. Для самих пострадавших это несет не только утрату части трудовых доходов, но и дальнейшее ухудшение физического и ментального здоровья, снижение качества и удовлетворенности жизнью.
По мнению ректора Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузели Улумбековой, меры по учету и охране здоровья трудоспособного населения в РФ, в том числе проводимые ФСС, недостаточно эффективны. Хорошо, что в структуре фонда есть реабилитационные центры, но этого мало для того, чтобы исправить неудовлетворительную ситуацию с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями. О проблеме свидетельствует, в частности, высокая смертность мужчин и женщин трудоспособного возраста (в 2019 году в РФ она была почти в 3 и 2,1 раза соответственно выше, чем в странах ЕС). С советского времени (1990 г.) данный показатель не снизился, подчеркнула Улумбекова.
Также стабильно высока доля граждан, впервые признанных инвалидами (270 тыс. человек трудоспособного возраста ежегодно). С 2014 года сохраняется высокая доля работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (38–39% в среднем по РФ).
Официальная статистика, свидетельствующая об улучшении показателей производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваемости с временной утратой трудоспособности, вызывает серьезные сомнения, полагает эксперт. Более того, в РФ она ведется четырьмя разными ведомствами по разным методикам: Росстатом, Рострудом, ФСС и Роспотребнадзором.
«Случаи профессиональных заболеваний и производственного травматизма недостаточно выявляются и не связываются с профессиональными вредностями и условиями труда. Более того, сами работники предпочитают замалчивать случаи заболеваний, в том числе профессиональных, и травм во избежание потери заработка», – пояснила Гузель Улумбекова.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".