30 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ"

Архивная публикация 2007 года: "МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ"

В Москве мест для пляжного отдыха значительно меньше, чем необходимо. За возможность с комфортом поваляться на солнце москвичи готовы отдавать не маленькие деньги. Но инвесторы все равно боятся вкладываться в этот бизнес.Яочень люблю Москву. Но каждое лето отчаянно завидую своим литовским родственникам. На утренние пробежки они выходят в сосновый лес, на берег большого озера, а если сядут на велосипед и отъедут от города хотя бы на несколько километров, могут выбирать, в каком из десятков прекрасных озер с труднопроизносимыми названиями они сегодня будут купаться.

В Москве выбор, мягко говоря, невелик, да и тот, что есть, оставляет желать лучшего. Например, в Серебряном Бору — одном из самых популярных мест отдыха москвичей — лет восемь назад я наткнулась на труп в воде. С тех пор желание купаться в городских окрестностях пропало. И летом, когда до отпуска еще далеко и возможности уехать из города нет, я то и дело думаю, что никаких денег не пожалею за возможность отдохнуть, не выезжая из города.

Ситуация с пляжным отдыхом в Москве практически не меняется — мест для отдыха уж точно не становится больше. Официально в городе всего 13 зон для купания: Серебряный Бор-2, Серебряный Бор-3, Химки-2, Озеро Белое, Большой городской пруд, Озеро Черное, Школьное Озеро, Рублево, Мещерское, Академические пруды, Водный стадион, Левобережье, Тропарево.

Во всех этих районах — как и на любом участке местности, отдаленно напоминающем пляж, — в жаркие летние дни не протолкнуться. Москвичей не отпугивают даже высокая плата за вход на пляж: там, где только за право попасть на территорию надо заплатить несколько сотен рублей, хозяева вынуждены ограничивать число отдыхающих.

Получается, что спрос на пляжный отдых давно превышает предложение. С чем это связано? Почему в городе, где за деньги можно получить, кажется, любой сервис, до сих пор так трудно организовать пляжный отдых?

Бизнес на 20 дней в году

«Строить бизнес на пляжах просто невозможно. Никогда ведь нельзя что-либо запланировать, — сокрушается Максим Иванов, уже пятый год управляющий «Пляжем номер один» в Серебряном Бору. — У нас же теплых солнечных дней за все лето — не более двадцати».

Практически все опрошенные «Профилем» хозяева московских пляжей именно непредсказуемую московскую погоду называют своим главным врагом и причиной, почему инвесторы столь неохотно вкладывают деньги в этот сегмент.

«Пляжи — очень сезонный продукт, — вторит Иванову Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». — Профессиональным инвесторам, которые рассчитывают на постоянный доход, этот бизнес не очень интересен. Ведь довольно дорого все это организовать и поддерживать».

Но даже если повезло с погодой, праздновать успех рано: хорошо, если водоем, на берегу которого построен пляж, будет открыт для купания. К примеру, в этом сезоне специалисты Роспотребнадзора пока так и не разрешили купание в четырех из 13 городских зон: в районе Академических прудов, Водного стадиона, Левобережья и Тропарева.

Правда, со всеми этими невзгодами инвесторы борются по мере сил. На любом более-менее оборудованном пляже вы обязательно найдете крытые кафе, где можно спрятаться от дождя или просто посидеть с кружкой пива в плохую погоду. Проекты посерьезнее обзаводятся большими шатрами — там в любую погоду можно проводить вечеринки.

Пляжи давно перестали быть просто местом, где можно поваляться на солнце: сегодня здесь играют в гольф, поют караоке, катаются на гидроциклах и даже берут уроки виндсерфинга. Вкладывая в пляж деньги, инвесторы стремятся создать максимально универсальный продукт. Высший пилотаж — это когда территория, летом используемая как пляж, не простаивает и зимой.

«Зимой мы планируем устроить тут каток, кататься на снегоходах, — рассказывает, оглядывая пляжный песок, Андрей Гришин, F&B директор комплекса Beach Club на Водном стадионе. — Теперь ведь очень популярно проводить тим-билдинги на открытом воздухе — не важно, летом или зимой. Наша площадка подходит для этого идеально».

Beach Club — новый пляж со старым названием, открывшийся в этом году на территории водного стадиона «Динамо». Про прежний Beach Club говорили, что репутация у него не очень: пьянки, драки, шум-гам. Новые инвесторы решили создать место для комфортного отдыха уставших от городской жизни обеспеченных горожан. Вложились всерьез: на территории возникает иллюзия, что никакая это не Москва, а, к примеру, Италия. Белый песок, комфортные лежаки и полотняные зонтики, уютное кафе и отдельная веранда для корпоративных праздников. Размер вложений не раскрывается, но по всему видно: обосновались всерьез и надолго. И, даже несмотря на то, что купаться в районе Водного стадиона пока нельзя, инвесторы уверены: уже в этом году они оправдают вложения и комплекс начнет приносить прибыль.

Не прибыли ради

Создатели Beach Club, уверенные в прибыльности своего проекта, скорее исключение, чем правило. Большинство компаний, управляющих московскими пляжами, уверяют: даже оправдать вложения в этом бизнесе крайне сложно.

«Невозможно держать пляж с входным билетом в 30—50 рублей без внешней поддержки, — уверяет Максим Иванов. — Вообще, в условиях, когда ничего невозможно запланировать, мы все работаем, как альтруисты и меценаты, не ради денег. Я коренной житель этого района, помогаю Серебряному Бору выжить — чтобы он остался зоной отдыха, а не был застроен домами».

Надо сказать, «Пляж номер один» — не единственный бизнес Иванова. Он держит кафе на территории «Пляжа №3», но главный бизнес — в центре: известные среди светской тусовки кафе «Джельсомино» и «Прадо». Такая схема, когда пляж — не основной объект вложения средств для хозяев, довольно распространенная.

К примеру, популярный в прошлые годы у москвичей пляж «Покровский берег» — один из проектов группы компаний «Конти», специализирующейся на строительстве жилья. «Суперпляж», переехавший в этом году из Строгино в Крылатское, тоже не единственное место приложения сил его учредителей. Иван Хэнсон, один из владельцев пляжа, рассказывая о разнообразной деятельности своих партнеров, вспоминает и event-агентство, и организацию клубного отдыха, и даже проведение спортивных соревнований. И уверяет, что пляж для них — проект не коммерческий, а место, где им самим было бы приятно отдыхать с друзьями.

«Когда люди говорят о том, что занимаются меценатством, они все-таки лукавят, — уверяет Андрей Гришин из Beach Club. — Делали бы для себя, строили бы себе дачи... Правильно? Если уж влезают в такие проекты, значит, надеются заработать». Его мнение легко подтверждается и простыми расчетами.

Язык цифр

«В мае, когда было жарко, мы с друзьями вчетвером поехали на пляж в Серебряный Бор, — уютно расположившись на лежаке, рассказывает 33-летний Алексей. — Сезон официально еще не начался, вход на пляж был бесплатным. Мы провели там весь день, естественно, проголодались. Взяли четыре шашлыка — 2 тыс. рублей на четверых, пива — от 200 рублей за пластиковый стакан, заплатили за шезлонги — по 250 рублей на человека. Когда посчитали свои расходы, ужаснулись».

Действительно, хотя хозяева московских пляжей единодушно жалуются на невыгодный бизнес, цифры доходов кажутся очень уж внушительными. Попробуем посчитать. Стоимость входного билета на пляж начинается с 50 рублей. Скорее всего, не меньше сотни посетителям придется отдать за парковку. Прокат шезлонга или лежака обойдется не дешевле 200 рублей в день. Возможность покататься на катамаране, лодке или гидроцикле — от 300. Еда и напитки, прокат мячей, теннисных и бадминтонных ракеток, полотенец, тир, караоке, детский городок, куда родители могут на время сдать своих чад, — были бы деньги, а куда их на пляже потратить, точно найдется.

Правда, чтобы оценить прибыль адекватно, надо знать размер первоначальных вложений, а озвучить эту цифру мало кто возьмется. Например, затраты на оформление разрешительных документов вообще сложно выразить в деньгах: только инстанций, где надо согласовывать документы, не меньше полутора десятков. Помимо разрешительных документов вкладываться придется в закупку оборудования, зарплаты персонала (на одном московском пляже «Профилю» назвали просто феерические суммы, которые получают сотрудники ЧОП, охраняющие пляж, — 4500 рублей в сутки) и т.д.

«Сумма ежегодных вложений в содержание пляжа — около $200 тыс.», — говорит Максим Иванов.

Правда, «Номер один» — пляж категории VIP, закрытый, вход только по клубным картам. Содержание более демократичной площадки, скорее всего, обойдется дешевле. При этом, к примеру, на «Пляж №3» в Серебряном Бору, по рассказам администраторов, в жаркие выходные приезжает до 7 тыс. посетителей, а значит, только от входных билетов (по 50 рублей с человека) управляющие компании получат не менее 350 тыс. рублей ($14 тыс.). Две жаркие недели — и вложенные деньги гарантированно «отбиты».

На «Суперпляже» в Крылатском хозяева ожидают за сезон увидеть примерно 100 тыс. посетителей. Минимальная стоимость входа на пляж при этом — 300 рублей (в будние дни, в пасмурную погоду бесплатно). Получается, опять же, прибыль только от входных билетов будет не менее 30 млн. рублей ($1,2 млн.)!

Еще один источник дохода — сдача в аренду пляжных площадок для частных вечеринок и корпоративных мероприятий. К примеру, аренда площадок на территории того же Серебряного Бора обойдется от 90 тыс. до 450 тыс. рублей в день. Можно использовать пляж и как рекламную площадку. Так, на «Суперпляже» в Крылатском все, от полотенец до бунгало-бара и сцены в центре пляжа, организаторы готовы рассматривать в качестве рекламных носителей. В больших шатрах на белых кожаных диванах небрежно раскиданы подушки с логотипом журнала-партнера, по всей территории глаз то и дело натыкается на рекламные растяжки «официальных партнеров проекта».

Лучше не будет?

Получается, что, несмотря на риски, пляж все-таки может быть весьма выгодным проектом. «Думаю, вкладываться в более демократичные, чем у нас, площадки, где вход может стоить, скажем, 200 рублей, тоже выгодно, — рассуждает Гришин из Beach Club. — Можно зарабатывать за счет большого потока людей. Видимо, в будущем году люди это поймут. Хотя подходящих площадок недостаточно».

Площадок, пригодных для создания пляжей, действительно крайне мало. «В Москве проблема с отсутствием «большой воды», — говорит Олег Репченко. — Есть Москва-река, которая протекает через город, а в городе пляжи не построишь в силу плотной застройки. Там, где река выходит из города, она грязная. Остается кусочек там, где река входит в город. Места, где можно организовать пляжи, можно по пальцам пересчитать».

Получить в аренду существующие площадки — как, впрочем, и любые площади в Москве — крайне сложно. Отвечая на вопрос, как им это удалось, арендаторы, как правило, закатывают глаза и разводят руками, намекая на почти непреодолимые трудности и наличие нужных связей. Даже если удалось оформить аренду, никаких изменений на площадке, скорее всего, сделать будет нельзя: капитальное строительство в лесопарковой зоне запрещено.

Но даже если все бумаги должным образом оформлены и обустройство пляжа идет полным ходом, арендаторы и управляющие компании все равно допускают возможность, что пляж может быть в любой момент закрыт. Вот и получается, что каждый сезон для них как последний.

Выходит, для потребителей ситуация в ближайшее время вряд ли изменится. Придется нам с вами, как жителям Лондона или Парижа, привыкать к тому, что мегаполис и пляж — вещи несовместимые. Или уезжать на лето куда-нибудь к родственникам, в леса и на озера.

В Москве мест для пляжного отдыха значительно меньше, чем необходимо. За возможность с комфортом поваляться на солнце москвичи готовы отдавать не маленькие деньги. Но инвесторы все равно боятся вкладываться в этот бизнес.Яочень люблю Москву. Но каждое лето отчаянно завидую своим литовским родственникам. На утренние пробежки они выходят в сосновый лес, на берег большого озера, а если сядут на велосипед и отъедут от города хотя бы на несколько километров, могут выбирать, в каком из десятков прекрасных озер с труднопроизносимыми названиями они сегодня будут купаться.

В Москве выбор, мягко говоря, невелик, да и тот, что есть, оставляет желать лучшего. Например, в Серебряном Бору — одном из самых популярных мест отдыха москвичей — лет восемь назад я наткнулась на труп в воде. С тех пор желание купаться в городских окрестностях пропало. И летом, когда до отпуска еще далеко и возможности уехать из города нет, я то и дело думаю, что никаких денег не пожалею за возможность отдохнуть, не выезжая из города.

Ситуация с пляжным отдыхом в Москве практически не меняется — мест для отдыха уж точно не становится больше. Официально в городе всего 13 зон для купания: Серебряный Бор-2, Серебряный Бор-3, Химки-2, Озеро Белое, Большой городской пруд, Озеро Черное, Школьное Озеро, Рублево, Мещерское, Академические пруды, Водный стадион, Левобережье, Тропарево.

Во всех этих районах — как и на любом участке местности, отдаленно напоминающем пляж, — в жаркие летние дни не протолкнуться. Москвичей не отпугивают даже высокая плата за вход на пляж: там, где только за право попасть на территорию надо заплатить несколько сотен рублей, хозяева вынуждены ограничивать число отдыхающих.

Получается, что спрос на пляжный отдых давно превышает предложение. С чем это связано? Почему в городе, где за деньги можно получить, кажется, любой сервис, до сих пор так трудно организовать пляжный отдых?

Бизнес на 20 дней в году

«Строить бизнес на пляжах просто невозможно. Никогда ведь нельзя что-либо запланировать, — сокрушается Максим Иванов, уже пятый год управляющий «Пляжем номер один» в Серебряном Бору. — У нас же теплых солнечных дней за все лето — не более двадцати».

Практически все опрошенные «Профилем» хозяева московских пляжей именно непредсказуемую московскую погоду называют своим главным врагом и причиной, почему инвесторы столь неохотно вкладывают деньги в этот сегмент.

«Пляжи — очень сезонный продукт, — вторит Иванову Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». — Профессиональным инвесторам, которые рассчитывают на постоянный доход, этот бизнес не очень интересен. Ведь довольно дорого все это организовать и поддерживать».

Но даже если повезло с погодой, праздновать успех рано: хорошо, если водоем, на берегу которого построен пляж, будет открыт для купания. К примеру, в этом сезоне специалисты Роспотребнадзора пока так и не разрешили купание в четырех из 13 городских зон: в районе Академических прудов, Водного стадиона, Левобережья и Тропарева.

Правда, со всеми этими невзгодами инвесторы борются по мере сил. На любом более-менее оборудованном пляже вы обязательно найдете крытые кафе, где можно спрятаться от дождя или просто посидеть с кружкой пива в плохую погоду. Проекты посерьезнее обзаводятся большими шатрами — там в любую погоду можно проводить вечеринки.

Пляжи давно перестали быть просто местом, где можно поваляться на солнце: сегодня здесь играют в гольф, поют караоке, катаются на гидроциклах и даже берут уроки виндсерфинга. Вкладывая в пляж деньги, инвесторы стремятся создать максимально универсальный продукт. Высший пилотаж — это когда территория, летом используемая как пляж, не простаивает и зимой.

«Зимой мы планируем устроить тут каток, кататься на снегоходах, — рассказывает, оглядывая пляжный песок, Андрей Гришин, F&B директор комплекса Beach Club на Водном стадионе. — Теперь ведь очень популярно проводить тим-билдинги на открытом воздухе — не важно, летом или зимой. Наша площадка подходит для этого идеально».

Beach Club — новый пляж со старым названием, открывшийся в этом году на территории водного стадиона «Динамо». Про прежний Beach Club говорили, что репутация у него не очень: пьянки, драки, шум-гам. Новые инвесторы решили создать место для комфортного отдыха уставших от городской жизни обеспеченных горожан. Вложились всерьез: на территории возникает иллюзия, что никакая это не Москва, а, к примеру, Италия. Белый песок, комфортные лежаки и полотняные зонтики, уютное кафе и отдельная веранда для корпоративных праздников. Размер вложений не раскрывается, но по всему видно: обосновались всерьез и надолго. И, даже несмотря на то, что купаться в районе Водного стадиона пока нельзя, инвесторы уверены: уже в этом году они оправдают вложения и комплекс начнет приносить прибыль.

Не прибыли ради

Создатели Beach Club, уверенные в прибыльности своего проекта, скорее исключение, чем правило. Большинство компаний, управляющих московскими пляжами, уверяют: даже оправдать вложения в этом бизнесе крайне сложно.

«Невозможно держать пляж с входным билетом в 30—50 рублей без внешней поддержки, — уверяет Максим Иванов. — Вообще, в условиях, когда ничего невозможно запланировать, мы все работаем, как альтруисты и меценаты, не ради денег. Я коренной житель этого района, помогаю Серебряному Бору выжить — чтобы он остался зоной отдыха, а не был застроен домами».

Надо сказать, «Пляж номер один» — не единственный бизнес Иванова. Он держит кафе на территории «Пляжа №3», но главный бизнес — в центре: известные среди светской тусовки кафе «Джельсомино» и «Прадо». Такая схема, когда пляж — не основной объект вложения средств для хозяев, довольно распространенная.

К примеру, популярный в прошлые годы у москвичей пляж «Покровский берег» — один из проектов группы компаний «Конти», специализирующейся на строительстве жилья. «Суперпляж», переехавший в этом году из Строгино в Крылатское, тоже не единственное место приложения сил его учредителей. Иван Хэнсон, один из владельцев пляжа, рассказывая о разнообразной деятельности своих партнеров, вспоминает и event-агентство, и организацию клубного отдыха, и даже проведение спортивных соревнований. И уверяет, что пляж для них — проект не коммерческий, а место, где им самим было бы приятно отдыхать с друзьями.

«Когда люди говорят о том, что занимаются меценатством, они все-таки лукавят, — уверяет Андрей Гришин из Beach Club. — Делали бы для себя, строили бы себе дачи... Правильно? Если уж влезают в такие проекты, значит, надеются заработать». Его мнение легко подтверждается и простыми расчетами.

Язык цифр

«В мае, когда было жарко, мы с друзьями вчетвером поехали на пляж в Серебряный Бор, — уютно расположившись на лежаке, рассказывает 33-летний Алексей. — Сезон официально еще не начался, вход на пляж был бесплатным. Мы провели там весь день, естественно, проголодались. Взяли четыре шашлыка — 2 тыс. рублей на четверых, пива — от 200 рублей за пластиковый стакан, заплатили за шезлонги — по 250 рублей на человека. Когда посчитали свои расходы, ужаснулись».

Действительно, хотя хозяева московских пляжей единодушно жалуются на невыгодный бизнес, цифры доходов кажутся очень уж внушительными. Попробуем посчитать. Стоимость входного билета на пляж начинается с 50 рублей. Скорее всего, не меньше сотни посетителям придется отдать за парковку. Прокат шезлонга или лежака обойдется не дешевле 200 рублей в день. Возможность покататься на катамаране, лодке или гидроцикле — от 300. Еда и напитки, прокат мячей, теннисных и бадминтонных ракеток, полотенец, тир, караоке, детский городок, куда родители могут на время сдать своих чад, — были бы деньги, а куда их на пляже потратить, точно найдется.

Правда, чтобы оценить прибыль адекватно, надо знать размер первоначальных вложений, а озвучить эту цифру мало кто возьмется. Например, затраты на оформление разрешительных документов вообще сложно выразить в деньгах: только инстанций, где надо согласовывать документы, не меньше полутора десятков. Помимо разрешительных документов вкладываться придется в закупку оборудования, зарплаты персонала (на одном московском пляже «Профилю» назвали просто феерические суммы, которые получают сотрудники ЧОП, охраняющие пляж, — 4500 рублей в сутки) и т.д.

«Сумма ежегодных вложений в содержание пляжа — около $200 тыс.», — говорит Максим Иванов.

Правда, «Номер один» — пляж категории VIP, закрытый, вход только по клубным картам. Содержание более демократичной площадки, скорее всего, обойдется дешевле. При этом, к примеру, на «Пляж №3» в Серебряном Бору, по рассказам администраторов, в жаркие выходные приезжает до 7 тыс. посетителей, а значит, только от входных билетов (по 50 рублей с человека) управляющие компании получат не менее 350 тыс. рублей ($14 тыс.). Две жаркие недели — и вложенные деньги гарантированно «отбиты».

На «Суперпляже» в Крылатском хозяева ожидают за сезон увидеть примерно 100 тыс. посетителей. Минимальная стоимость входа на пляж при этом — 300 рублей (в будние дни, в пасмурную погоду бесплатно). Получается, опять же, прибыль только от входных билетов будет не менее 30 млн. рублей ($1,2 млн.)!

Еще один источник дохода — сдача в аренду пляжных площадок для частных вечеринок и корпоративных мероприятий. К примеру, аренда площадок на территории того же Серебряного Бора обойдется от 90 тыс. до 450 тыс. рублей в день. Можно использовать пляж и как рекламную площадку. Так, на «Суперпляже» в Крылатском все, от полотенец до бунгало-бара и сцены в центре пляжа, организаторы готовы рассматривать в качестве рекламных носителей. В больших шатрах на белых кожаных диванах небрежно раскиданы подушки с логотипом журнала-партнера, по всей территории глаз то и дело натыкается на рекламные растяжки «официальных партнеров проекта».

Лучше не будет?

Получается, что, несмотря на риски, пляж все-таки может быть весьма выгодным проектом. «Думаю, вкладываться в более демократичные, чем у нас, площадки, где вход может стоить, скажем, 200 рублей, тоже выгодно, — рассуждает Гришин из Beach Club. — Можно зарабатывать за счет большого потока людей. Видимо, в будущем году люди это поймут. Хотя подходящих площадок недостаточно».

Площадок, пригодных для создания пляжей, действительно крайне мало. «В Москве проблема с отсутствием «большой воды», — говорит Олег Репченко. — Есть Москва-река, которая протекает через город, а в городе пляжи не построишь в силу плотной застройки. Там, где река выходит из города, она грязная. Остается кусочек там, где река входит в город. Места, где можно организовать пляжи, можно по пальцам пересчитать».

Получить в аренду существующие площадки — как, впрочем, и любые площади в Москве — крайне сложно. Отвечая на вопрос, как им это удалось, арендаторы, как правило, закатывают глаза и разводят руками, намекая на почти непреодолимые трудности и наличие нужных связей. Даже если удалось оформить аренду, никаких изменений на площадке, скорее всего, сделать будет нельзя: капитальное строительство в лесопарковой зоне запрещено.

Но даже если все бумаги должным образом оформлены и обустройство пляжа идет полным ходом, арендаторы и управляющие компании все равно допускают возможность, что пляж может быть в любой момент закрыт. Вот и получается, что каждый сезон для них как последний.

Выходит, для потребителей ситуация в ближайшее время вряд ли изменится. Придется нам с вами, как жителям Лондона или Парижа, привыкать к тому, что мегаполис и пляж — вещи несовместимые. Или уезжать на лето куда-нибудь к родственникам, в леса и на озера.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».