24 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. История боевых беспилотников: "птички" специального назначения
Military беспилотники

История боевых беспилотников: "птички" специального назначения

Настоящий прорыв в развитии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) произошел в 1990-х годах. Это стало результатом создания современных систем связи и навигации. Переход «птичек» в новое качество обеспечило в первую очередь появление системы глобального позиционирования (GPS).

Многофункциональные беспилотные комплексы

Российские многофункциональные беспилотные комплексы "Орлан-10"

©Вадим Савицкий/ТАСС

«Птичий» рынок. О монополистах и покупателях

Начиная с Ирака (операции «Буря в пустыне», 1990–1991) США широко применяют разведывательные и ударные дроны. БПЛА участвовали в боевых действиях против Югославии, в Афганистане и Сирии, наносили точечные удары по целям в Йемене, Пакистане и Сомали.

Во время войны в Ираке люди впервые сдавались в плен роботам. Официально подтверждено не менее 40 случаев, когда иракские солдаты, завидев в небе БПЛА и опасаясь попасть под огонь артиллерии, начинали размахивать белыми полотнищами.

Интенсивность применения дронов американцами неуклонно возрастала. При президенте Бараке Обаме по территории Йемена, Пакистана и Сомали американские БПЛА нанесли 563 авиаудара, а в 2016 году – 1071 удар по территории Афганистана. Атаки нельзя было назвать избирательными: часто жертвами становились мирные жители.

Шагом вперед стало создание для ВМС США палубного беспилотного самолета-заправщика Boeing MQ-25 Stingray (первый полет совершил 19 сентября 2019 года, первая дозаправка в воздухе – июль 2021-го). БПЛА может доставить 6800 литров топлива на расстояние до 930 км и обеспечить до шести дозаправок в воздухе, что позволило увеличить радиус боевого применения самолетов палубной авиации с 830 до 1300 км.

Беспилотный летательный аппарат Boeing MQ-25 T1

Беспилотный летательный аппарат Boeing MQ-25 T1 Stingray (слева) заправляет пилотируемый истребитель F/A-18 Super Hornet

DOD Photo/Vostock Photo

Израиль активно использует беспилотники против палестинских и иранских вооруженных формирований в секторе Газа, Сирии и Ливане. Согласно статистике, в израильских ВВС дроны совершают большее число боевых вылетов, чем пилотируемые самолеты. БПЛА находятся на боевом дежурстве 24 часа в сутки. Закономерно, что Израиль стал монополистом на мировом рынке беспилотников, продавая свою продукцию более чем в пятьдесят стран (41% мировых продаж).

История боевых беспилотников: от осады Венеции до Второй мировой войны

В последние годы на арену вышли БПЛА турецкого производства. Bayraktar TB2 и дроны других типов применяются в Ливии, Сирии и на Украине. Они сыграли едва ли не ключевую роль в победе азербайджанских вооруженных сил в Нагорном Карабахе.

Преуспел в разработке, производстве собственных беспилотников Иран. Дроны использовались хуситами в Йемене, для атак на военные объекты и нефтеперерабатывающие предприятия в Саудовской Аравии. Иранский Корпус стражей исламской революции применяет их в Сирии.

Заслуживает особого внимания разведывательно-ударный Shahed-149 со взлетной массой 3100 кг. БПЛА может находиться в воздухе до 35 часов, дальность действия достигает 2000 км. Полезная нагрузка – 500 кг, включая разведывательное оборудование и 13 управляемых бомб.

Российский арсенал: время перемен

Многие компетенции по производству боевых беспилотников после развала СССР отечественными предприятиями ВПК были утрачены. Поэтому на каком-то этапе пришлось прибегнуть к импорту. В 2009 году с израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI) был заключен контракт на поставку разведывательных БПЛА.

В 2010 году «Оборонпром» создал совместное предприятие с IAI для локализации производства дронов. Так был налажен выпуск БПЛА «Форпост» (израильский IAI Searcher) и «Застава» (IAI Bird Eye 400).

В середине 2021 года появился «Форпост-Р», обладающий ударными функциями. При максимальной взлетной массе 500 кг беспилотник может нести авиационные средства поражения весом до 100 кг – управляемые ракеты и корректируемые бомбы. Крейсерская скорость беспилотника – до 180 км в час, максимальная продолжительность полета – 10 часов, практическая высота – до 6000 м. «Форпост-Р» применяют в Сирии и в спецоперации по защите Донбасса. В открытых источниках можно найти видео поражения украинской техники с высоты 3–4,5 тыс. метров.

Самый массовый дрон, которым располагают Вооруженные силы РФ, – многофункциональный «Орлан-10». Это машина отечественной разработки, поступившая на вооружение в 2011 году. В 2020-м начато серийное производство усовершенствованного варианта – «Орлан-30».

История боевых беспилотников: солдаты холодной войны

«Орлан-10» входит в состав единой системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ), благодаря чему может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключенными к этой системе. Продолжительность полета – до 16 часов, дальность – до 600 км. Так как полезная нагрузка БПЛА составляет 5 кг, то комплектация аппаратуры меняется в зависимости от стоящей задачи. Разные варианты позволяют вести наблюдение в оптическом и инфракрасном диапазоне, автоматически определять положение включенных GSM-телефонов, станций УКВ-связи, работающих РЛС.

Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Орлана-10» могут глушить GSM-связь, а также простые GPS-приемники. В ударном варианте на беспилотник подвешиваются четыре осколочно-фугасные бомбы. Один боеприпас поражает цели в радиусе до 10 м.

Осенью 2017 года на Черном море проводились опыты по использованию «Орлана-10» с борта фрегата «Адмирал Эссен». Посадка на корабль осуществлялась захватом БПЛА сетью, растянутой на установленных на вертолетной площадке опорах.

Кроме того, на вооружении российской армии находятся мини-беспилотники «Элерон-3СВ», а также работающие на средних и больших дальностях тяжелые тактические аппараты «Форпост-Р» и «Иноходец» (заводское наименование «Орион»).

Беспилотный летательный аппарат "Элерон-3СВ"

Беспилотный летательный аппарат "Элерон-3СВ"

Владимир Пирогов/РИА Новости

Серийное производство «Иноходцев» компания «Кронштадт» развернула зимой 2022 года. Этот беспилотник применялся против бронетехники ВСУ при штурме Мариуполя. Для поражения наземных целей используют противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Корнет-Д», адаптированный для дрона. Система управления и наведения ракеты – автоматическая, защищенная от помех, с телеориентированием в луче лазера.

В 2011 году компания «Сухой» начала разработку тяжелого ударного беспилотника С-70 «Охотник». Осенью 2012-го к проекту подключилась корпорация «МиГ». Первый полет БПЛА состоялся 7 августа 2019 года. «Охотник» провел в воздухе около 30 минут. Машина изготовлена по технологии «стелс». Поставки серийных образцов в ВКС России планируется начать в 2024 году. При массе аппарата 20 т полезная нагрузка БПЛА достигает 2,8 т, скорость – около 1000 км/ч, высота полета – до 10500 м, дальность – до 6000 км.

Предусмотрена возможность работы одного или нескольких «Охотников» совместно с истребителем Су-57. В состав вооружения БПЛА предположительно войдут: ракета класса «воздух–земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 км); дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета X-35; сверхзвуковая ракета X-74M2; 8 корректируемых авиабомб КАБ-250.

Ставка на камикадзе

В последние годы в боевых действиях широко применяются беспилотники-камикадзе. Эти сравнительно дешевые аппараты могут наносить серьезный ущерб противнику. На Украине ВСУ используют поставленные США Switchblade 600 для атак на российские танки и артиллерию и Switchblade 300 – для точечных ударов по личному составу.

В свою очередь, российская армия располагает беспилотниками «КУБ-БЛА» и «Ланцет» производства ижевской компании Zala Aero (входит в концерн «Калашников»). С сентября 2022 года в ходе СВО начали применяться дроны-камикадзе «Герань-2». Они показали себя эффективным средством для разрушения критической инфраструктуры Украины.

Барражирующий дрон-камикадзе Zala "Ланцет"

Барражирующий дрон-камикадзе "Ланцет"

Михаил Воскресенский/РИА Новости

Кроме БПЛА самолетного типа есть дроны вертолетного типа, самый массовый вид – квадрокоптеры. Первый современный квадрокоптер разработала в 2006 году немецкая компания MikroKopter. Он был рассчитан на профессионалов и стоил довольно дорого. Со временем себестоимость производства квадрокоптеров снизилась. Цена самого простого сегодня составляет всего несколько десятков долларов.

Дальность полета таких «птичек» достигает нескольких десятков километров, высота – до 5 км, они могут находиться в воздухе 1 час. Оснащаются фото-, тепловизионной или телевизионной камерами и лазерным дальномером-целеуказателем.

Некоторые квадрокоптеры могут доставлять и сбрасывать на цели небольшие взрывные устройства. Так, на выставке «Армия-2022» демонстрировался дрон, вооруженный шестью ручными гранатами Ф-1 («лимонками»).

Наведение осуществляется по радио с операторского пульта, есть и автономный режим работы. При использовании защищенных радиоканалов связи противник не в состоянии перехватить управление или определить точку старта. Есть факты применения миникоптеров при штурме зданий и подвалов.

Современная война раскрывает все новые и новые возможности дронов. Беспилотники становятся более совершенным оружием, от которого может зависеть победа в локальном бою и даже успех стратегической операции.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".