Приватизация на паузе
11 июня 1992 года Верховным Советом РФ была утверждена первая программа приватизации на 1992 год. Она положила начало процессу массового перехода от государственной собственности к частной. Спустя пару месяцев, 14 августа, эта программа была существенно изменена - президент Борис Ельцин издал указ о системе приватизационных чеков взамен приватизационных именных счетов, содержащихся в законе о приватизации 1991 года. Момент был специально подобран тогдашними реформаторами в правительстве (Егор Гайдар и Анатолий Чубайс) - Верховный Совет был в отпуске и не успел собраться, чтобы отменить этот указ, срок был пропущен и, благодаря такому нехитрому приему, жизнь пошла по пути введения ваучеров, которые в отличие от счетов, можно было продавать и покупать на рынке.
За 22 года (1993-2014) приватизация принесла в бюджеты всех уровней $54,4 млрд (в курсах соответствующих лет). Сумма кажется большой, но доходы от приватизации никогда не играли ключевую роль в бюджетах. Они имели финансовой значение разве что в бюджете 1997 года — тогда во время экономического спада сокращения мировых нефтяных цен приватизация принесла в бюджет более 1% ВВП поступлений. В нулевые годы с ростом нефтяных цен и образованием профицита бюджета доходы от приватизации потеряли свой смысл, приватизация затухла.
На графике доходов бюджета о приватизации не отражены еще два больших процесса. Первый из них можно было бы назвать приватизированной приватизацией. «Народные IPO» 2006-2007 года - тогда были проданы акции «Роснефти», Сбербанка и ВТБ на общую сумму $27,4 млрд— это сумма, равная половине всех доходов от приватизации за 22 года. Но эти деньги не попали в бюджет, они попали в бюджеты самих приватизируемых компаний путем дополнительной эмиссии акций. В результате доля госсобственности сократилась (при сохранении контрольного пакета у государства), но мощь госсектора в экономике только увеличилась, ведь он получил колоссальный свободный денежный ресурс.
Процесс приватизации в пользу приватизируемых компаний активно продолжается и сейчас. Вот характерная история 2013 года. В законе о бюджете были запланированы доходы от приватизации ВТБ. Но правительство на уровне своих чиновников в наблюдательном совете этого госбанка принимает директиву одобрить продажу его акций в виде продажи казначейских акций ВТБ, которые числятся у него на балансе. При таком способе бюджет не получит ни копейки. И постфактум правительство вносит в Думу закон, который сокращает доходы от приватизации на сотни миллиардов рублей и легализует это незаконное решение чиновников.
Второй процесс, который не нашел отражения на графике — это национализация, обратное превращение частной собственности в государственную. История началась, конечно, с ЮКОСА, в 2007 году госкомпании фактически приобрели имущество (установили контроль) стоимостью в $28 млрд. Парадокс, но государство заработало не на приватизации, а на национализации.
Потом была волна национализаций в связи с образованием госкорпораций, которые устанавливали контроль над целыми отраслями экономики.
Потом - символические покупки госкомпаниями и банками частных с помощью господдержки во время кризиса 2008/2009 годов. Так, в 2009 банк ВТБ приобрел ЗАО «Донстрой Инвест» за 500 рублей в рамках реструктуризации кредита, выданного самим ВТБ в разгар кризиса.
Были и косвенные приватизации. В 2008 государственные ИГ «АЛРОСа» и ОАО «РЖД» купили 90% акций банка «КИТ-финанса» за 100 рублей, пользуясь его отчаянным финансовым положением (в последующем — контроль «РЖД» на 99,5%). «КИТ-финансу» принадлежало 40% акций Ростелекома. Это означало косвенную национализацию «Ростелекома» (43% его уже было у государственного «Связьинвеста»). А в 2011 году Сбербанк приобрел «Тройку-Диалог» примерно за $1 млрд, что означало помимо прочего, фактическую национализацию «АвтоВАЗа» (стало 25,1% у государственной «Ростехнологии», 25,6% — у государственного Сбербанка через «Тройку Диалог»).
Крупнейшая в нашей истории сделка по национализации - покупка в начале 2013 года государственной «Роснефтью» компании ТНК-ВР у частных инвесторов за $44,4 млрд и 12,84% акций «Роснефти»(сделка получилась смешанной — и национализацией, и приватизацией одновременно).
Вообще процессы национализации и приватизации в пользу госсектора в нулевые годы (при Владимире Путине) явно превалировали над процессами реальной приватизации — т. е. продажи госсобственности за деньги в пользу бюджета, который получал в середине нулевых менее $1 млрд в год. Пожалуй, бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов не смог бы более активно проводить национализацию в этот период.
Посткризисное восстановление экономики в 2009-2010 годах привело к формированию мощной программы приватизации на 2011-2013 годы, размером в 0,9 трлн руб. или $28-30 млрд. Но она оказалась по факту выполнена только наполовину (в частности, из-за упоминавшегося выше способа приватизации ВТБ и ряда других компаний). Особенностью современных процессов приватизации является то, что контрольный пакет акций крупнейших компаний остается в руках государства.
Программа приватизации на 2014-2016 годы уже была намного скромнее предыдущей, но и она далека от выполнения. В 2015 году приватизация вообще практически остановилась: за первый квартал доходы консолидированного бюджета от приватизации составили 4,1 млрд рублей или менее 0,01% от доходов бюджета.
Конечно, в условиях международных санкций привлечь крупных иностранных инвесторов к приватизации сложно, но есть и российские инвесторы, а также китайские и некоторые другие. Тем не менее, приватизация просто прекратилась, несмотря на план приватизации и закон о бюджете, в котором предусмотрены доходы только в федеральный бюджет в размере 158,5 млрд рублей.
Замедление приватизации смотрится особенно странно с учетом того, что с прошлого года у нас снова появился дефицит бюджета, и доходы от приватизации вполне могли бы покрыть его если не целиком, то в значительной части.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".