«Видимая личина сценического образа»
В Москве в театральном музее имени Бахрушина во вторник открылась международная выставка "Театральный костюм на рубеже веков. 1990-2015". Московской публике на ней представлены 1 200 работ 200 участников из 31 страны мира, отражающих мировые тенденции в костюмном дизайне. Продлится выставка с 16 июня по 23 августа.
По словам руководителя проекта, генерального директора Бахрушинского музея Дмитрия Родионова, подобная идея воплощается впервые - никогда ранее на одной площадке не собиралось столько художников по костюмам. "Учитывая всеобщий интерес к этому проекту, мечтаем в будущем проводить такие выставки постоянно, раз в четыре года", - заявил он прессе.
На церемонии открытия организаторы отметили, что "костюм – это вторая оболочка актёра, это нечто неотделимое от его существа, это видимая личина его сценического образа, которая должна так целостно сливаться с ним, чтобы стать неотторжимой". Однако это вовсе не означает, что выставку следует рассматривать только в контексте ее принадлежности к миру театра. Большая часть художников не ограничиваются прорисовкой деталей одежды, которая станет важной частью представления. На многочисленных фотография и рисунках, представленных на фестивале, костюм - это лишь часть органичной композиции. По сути перед зрителем открывается мир театрального арта. Художники отражают свое видение мифологии, открывают зрителю свое восприятие драматургических и комедийных произведений. И порой удивительно, насколько их видение театрального мира отличается друг от друга.
В тайваньском варианте "Венецианского купца" художника Ху Чиа вычурный, пестрый европейский наряд XVI века сменяется на изысканный костюм китайского благородного мужа времен династии Тан. Поляки видят в "Макбете" прежде всего мрачный кельтский миф, с воронами-буревестниками, отсылающими зрителя к японским ужастикам, и тремя сестрами ведьмами в обличиях богини Морриган из кельтских легенд. Англичане экспериментируют с формой и сексуальным содержанием, канадские зарисовки для спектаклей неуловимо напоминаю "Алису в стране Чудес" Тима Бертона - безумие, буйство красок и форм. Походить по выставке стоит хотя бы ради того, чтобы дать пищу воображению и поугадывать, откуда черпал вдохновение каждый отдельный автор.
Для зрителей в Бахрушинском музее, наконец, создали все удобства. Раньше крупнейший театральный музей страны не мог похвастаться мультимедийностью. Но на новой выставке можно найти онлайн-каталоги, видеопроекции, телеэкраны с записями театральных представлений. Чего не хватает - так это более подробного рассказа о спектаклях, костюмы к котором разрабатывали участники фестиваля. Нельзя сказать, что театральные постановки других стран широко известны отечественному зрителю. Но ясно, что представленные на выставке экспозиции вполне могут привлечь внимание столичной публики и пробудить в ней желание увидеть сами спектакли, ведь разнообразный арт и фотографии по сути играют роль своеобразных театральных афиш. А это значит, что следующим логичным шагом после большой международной выставки костюмов мог бы стать международный театральный фестиваль в Москве.
Правда, пока не понятно, как этой идее отнесутся российские власти, которые последнее время неоднозначно реагируют на подобные культурные мероприятия. Совсем недавно первый заместитель министра культуры России Владимир Аристархов обвинял отечественный театральный фестиваль "Золотая маска" в том, что под его личной нам "протаскивают чуждые ценности". И если чиновники видят попытку проталкивания "русофобских" настроений на отечественном фестивале, то чего же они будут ожидать от международного?
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".