4 мая 2025
USD 81.49 -0.07 EUR 92.84 -0.34
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Лишний билетик"

Архивная публикация 2011 года: "Лишний билетик"

Цифровая революция и кризис сильно ударили по музыкальному бизнесу: артистам, как в старые времена, приходится зарабатывать на жизнь гастрольным чесом. Лет двадцать назад российские поп-музыканты мечтали, что когда-нибудь они станут жить, как западные: получать огромные отчисления от продажи дисков и раз в несколько лет ездить в турне в поддержку новой пластинки. Но все вышло совсем не так... Не мы стали жить, как Запад, а западный шоу-бизнес стал чем-то похожим на наш: доходы от продажи пластинок сокращаются, и музыканты вынуждены активно гастролировать и зарабатывать на концертах. Цифровая революция в звукозаписи привела к фактическому разрушению старой модели музыкального бизнеса. "На глазах меняются способы доставки музыки - все большее число пользователей скачивают ее из Интернета, - говорит главный эксперт коммуникационного холдинга Intermedia Александр Тихонов. - Сегодня получить бесплатный или недорогой доступ к музыкальным ресурсам можно путем простого нажатия кнопки". Резкое снижение доходов артистов и продюсеров от продажи звукозаписей привело к сокращению количества новых треков и интенсификации концертной деятельности. Некоторые компании, ранее позиционировавшие себя как чистые рекорд-лейблы, начали активно заниматься организацией концертов. Это касается и международных мейджоров, а также их представительств и дочерних компаний в России. "Кризис не просто повлиял на индустрию - он изменил ее в корне", - считает генеральный директор компании "C.A.T" Андрей Матвеев.

Цифровая революция и кризис сильно ударили по музыкальному бизнесу: артистам, как в старые времена, приходится зарабатывать на жизнь гастрольным чесом. Лет двадцать назад российские поп-музыканты мечтали, что когда-нибудь они станут жить, как западные: получать огромные отчисления от продажи дисков и раз в несколько лет ездить в турне в поддержку новой пластинки. Но все вышло совсем не так... Не мы стали жить, как Запад, а западный шоу-бизнес стал чем-то похожим на наш: доходы от продажи пластинок сокращаются, и музыканты вынуждены активно гастролировать и зарабатывать на концертах. Цифровая революция в звукозаписи привела к фактическому разрушению старой модели музыкального бизнеса. "На глазах меняются способы доставки музыки - все большее число пользователей скачивают ее из Интернета, - говорит главный эксперт коммуникационного холдинга Intermedia Александр Тихонов. - Сегодня получить бесплатный или недорогой доступ к музыкальным ресурсам можно путем простого нажатия кнопки". Резкое снижение доходов артистов и продюсеров от продажи звукозаписей привело к сокращению количества новых треков и интенсификации концертной деятельности. Некоторые компании, ранее позиционировавшие себя как чистые рекорд-лейблы, начали активно заниматься организацией концертов. Это касается и международных мейджоров, а также их представительств и дочерних компаний в России. "Кризис не просто повлиял на индустрию - он изменил ее в корне", - считает генеральный директор компании "C.A.T" Андрей Матвеев.

ЗРЕЛИЩ И КРЕАТИВА

©

Итак, вдруг выяснилось, что альтернативы привычному концертному чесу у российских, да и не только российских, музыкантов практически нет. Но "поднимать деньги" таким способом очень непросто. Как заставить прийти на концерт человека, который может легко послушать интересующую его музыку, не вставая с дивана и практически за так. "Одно дело - скачать трек из Интернета, и совсем другое - пойти на концерт, - говорит Александр Тихонов. - Для этого нужно найти деньги, порой немалые, время, да и выйти из дома - это уже поступок".
"Зритель стал очень требовательным, - считает Андрей Матвеев, - его больше не устраивают рядовые концерты, он хочет чего-то нового, свежего и креативного". Однако с новым и свежим дела обстоят не слишком хорошо. Если кризис конца 1990-х породил поколение новых звезд (Земфира, "Мумий Тролль", "Сплин" и т.д.) и дал толчок творчеству "старичков" ("Машина времени", "Чайф", БГ), то сейчас не наблюдается ни того, ни другого. "Ни одного нового музыкального открытия, - сетует Андрей Матвеев. - Это совсем не радует с точки зрения дальнейшего развития концертного и музыкального рынка страны".
По данным холдинга Inter-Media, реальный объем рынка Москвы и Санкт-Петербурга по количеству билетов в 2009 году составил 30 214 000 штук. При этом предельный объем, то есть объем продаж билетов при условии ежедневного заполнения каждой площадки мероприятиями, на каждое из которых продано 100% билетов, - 646 232 000 штук. Если же оценивать ситуацию по валовым сборам, то реальный объем рынка в 2009 году составил 27 266 284 000 рублей при предельном объеме в 514 581 186 000 рублей. Из этих данных можно сделать вывод, что заполняемость площадок в Москве и Санкт-Петербурге не достигает и 10%!
"Если раньше в среднем 50-60% концертов приносили прибыль, то сейчас эти цифры упали до 20-30%, - говорит пиар-менеджер концертного агентства "Мельница" Евгения Иванова. - Одной из причин является кризис 2008-2009 годов, так как в очередной раз пострадала средняя прослойка населения, составляющая примерно 70% публики, посещающей концерты".
"2010 год стал годом продолжения коммерческого и творческого кризиса в музыкальной индустрии, - считает Андрей Матвеев. - Немногие проекты оказались финансово успешными - их можно пересчитать по пальцам: фестиваль "Нашествие", осенний тур Земфиры, концерт Петра Налича в Зеленом театре, фестиваль "20 лет без "Кино". Общий тренд на падение спроса на рядовые концерты тех или иных исполнителей усугубляется".

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?
В условиях кризиса отечественной музиндустрии российские продюсеры пытаются заработать, приглашая в страну зарубежных звезд. За последние два с половиной года Россию посетили такие музыканты мирового масштаба, как Мадонна, Queen,Metallica, Бритни Спирс, Патрисия Каас, Милен Фармер и даже U2, многие годы обходившие "империю зла" стороной.
Однако и это не является гарантией успеха. Взять тот же концерт группы U2 в столице: интерес к нему был средним. "Здесь мы опять оказались не как все, - удивляется Андрей Матвеев, - ни один из концертов мирового тура этого исполнителя не прошел без аншлага - только у нас зритель заполнил 70% стадиона". Согласен с такой точкой зрения и глава агентства ICA Music Андрей Агапов: "50 тыс. зрителей для группы такого масштаба - несерьезный результат".
С точки зрения кассовых сборов самым успешным шоу 2010 года, по мнению Андрея Агапова, можно считать апрельский концерт группы Metallica в рамках мирового турне World Magnetic Tour 2010 в СК "Олимпийский".
А глава TCI Эдуард Ратников к успешным проектам 2010 года относит концерты Rammstein, Metallica и Криса Ри. "Результат шоу Rammstein пока что самый высокий и успешный в году - в сумме было продано 60 тыс. билетов при средней цене 120 евро, - говорит эксперт. - Еще следует вспомнить и результат Metallica - было продано 50 тыс. билетов при средней цене $100. U2 я бы тоже оценил, как не самый плохой проект, потому что на сегодня это большое достижение для нашего рынка. Было продано 59 тыс. билетов при средней цене $105. Промоутеры не вернули всех вложенных средств, но результат все-таки хороший. Я вообще ожидал, что продажи будут не выше 45 тыс. билетов".
"Музыкальная индустрия как таковая - крайне рискованное предприятие, - рассказывает Александр Тихонов. - Объемы вложений вовсе не являются гарантией доходности. В частности, гастроли западных звезд при миллионных оборотах и профессиональной, надежной работе организаторов могут тем не менее принести как сверхприбыль (скажем, $1 млн за одно мероприятие), так и огромные убытки такого же порядка, что связано с мелкими и, казалось бы, незначительными обстоятельствами (погодой, днем недели и т.д.)". Пристальный взгляд покажет, что большая часть концертов звезд с точки зрения продажи билетов является убыточной, и свести концы с концами помогают лишь спонсорские вложения, а это вещь непредсказуемая. При низкой прибыльности организаторы, естественно, стараются экономить на всем, даже на авторских отчислениях, что вызывает все более активные ответные действия со стороны Российского авторского общества - достаточно вспомнить скандал с последним концертом Бейонсе в Москве. Так что имя звезды - это гарантия вовсе не прибыли, а огромного количества проблем.

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
В области продвижения концертно-зрелищных мероприятий в последние годы намечаются серьезные изменения. Необходимость оптимизации расходов на продвижение артистов в России - важнейший тренд, влияющий на концертный рынок. Учитывая завышенные гонорары артистов, высокую стоимость билетов, коррупционные и другие риски, промоутеры ищут максимально эффективные и недорогие способы организации концертов. "Главная по объему и самая сомнительная по эффективности статья расходов - реклама мероприятий", - говорит Андрей Матвеев. Дорогостоящая прямая реклама постепенно замещается более доступными и современными средствами. Крайне редко для продвижения используется наиболее дорогой инструмент - прямая телевизионная реклама; не менее дорогая радиореклама используется в основном на бартерных началах - на уровне полного или частичного информационного спонсорства; сходная тенденция наблюдается и в прямой рекламе в печатных и интернет-изданиях. Все активнее развиваются методы комплексной пиар-поддержки мероприятий, когда задействуются все виды печатных и электронных СМИ. Особую роль играют социальные сети, работа с которыми дает высокую эффективность.
В продвижении концертно-зрелищных мероприятий промоутеры все больше делают упор на размещение видеоклипов на профильных телеканалах, что при довольно высокой стоимости размещения все же значительно экономичнее прямой рекламы.
{PAGE}
Доля наружной рекламы также сокращается, несмотря на то, что она остается наиболее действенным способом продвижения того или иного мероприятия.
Начинают появляться совершенно новые способы продвижения, в частности, через мобильные сети, среди которых основным (но не единственным) является таргетированная SMS-рассылка на мобильные телефоны. При этом промоутер опирается на конкретные музыкальные приоритеты конкретного абонента (включая возможность обратиться к каждому по имени), имеет возможность контролировать прочтение послания, время доставки и т.д. За рабочий день возможно отправить около 6 млн SMS. Анализ проведенных рекламных SMS-кампаний позволяет утверждать, что отклик по разным сегментам рынка колеблется в пределах от 10% до 45%. Информационная рассылка на 500 тыс. номеров, проведенная для одного из заказчиков, многократно увеличила количество звонков в компанию и популярность сайта - с 1 тыс. до более 60 тыс. ежедневных посещений. Цена вопроса - 0,3-0,99 рубля за одно SMS в зависимости от объема рассылки и содержания сообщения.
Еще одна важнейшая задача на ближайшее будущее: интеграция всего российского рынка в мировую систему гастрольных маршрутов. И предпосылки к этому есть. Так, в будущем году Scorpions проведут широкомасштабный прощальный тур по РФ и СНГ - от Владивостока до Киева.
Однако основная и самая сложная статья расходов промоутера - стоимость контракта с артистом. Ее тоже возможно уменьшить. "Я убежден, что профессионал, который серьезно относится к завтрашнему дню, постарается правильно сформулировать и аргументировать менеджменту артиста стоимость выступления с учетом всех факторов: вместимости площадки, цены на билет, инвестиций спонсоров, - резюмирует Эдуард Ратников. - Это всегда столкновение интересов, ведь задача менеджмента - обеспечить доход своего артиста. Но тут никогда нельзя пасовать, потому что бизнес делается на стадии обсуждения контракта. И если промоутер ставит себе цель получить контракт любой ценой - это не промоутер. Как говорится, король на день, дурак на всю жизнь".
По-прежнему промоутеры стараются привлекать на свои мероприятия спонсоров. "Наиболее крупные концерты в России неизменно проводятся при участии спонсоров, так как окупить их при помощи традиционной продажи билетов (цены на которые выше аналогичных показателей стран Западной Европы), кейтеринга, мерчендайзинга и прочего невозможно. Связано это в первую очередь с географическим положением России (в отдалении от основных гастрольных маршрутов), а также с исторически сложившимися в постсоветское время завышенными гонорарными ожиданиями западных агентов и промоутеров", - рассказывает генеральный директор коммуникационного холдинга InterMedia Евгений Сафронов.
2010 год показал: промоутеры, концертные площадки и билетные операторы стремятся к интеграции, чтобы снизить издержки и компенсировать снижение прибыли за счет увеличения оборотов, запуская новые большие площадки, увеличивая количество концертов (в т.ч. за счет расширения географии гастролей), перепрофилируя бывшие казино в концертные залы, и т.д. Все эти шаги представляются достаточно эффективными в условиях крайне жестокой конкуренции.

9 990 000 билетов в концертные залы двух столиц было продано в 2009 году, 8 453 000 билетов - в драматические театры. За поход в клуб деньги выложили 5 807 000 человек.

По данным агентства InterMedia, в 2009 году концертные залы в Москве и Санкт-Петербурге среди остальных городов ожидаемо сумели сохранить за собой лидерство по посещаемости. Если судить по количеству проданных билетов, их доля составила 33,1% от общего объема. Позади с небольшим отрывом - драматические театры с долей 28%. Клубы как еще один бастион музыкально-концертной индустрии на третьем месте - 19,2%. По 2010 году пока полных данных нет. Но уже можно сказать, что в сентябре общие кассовые сборы начали расти, но еще не достигли докризисной точки. "Выходу индустрии из кризиса, прежде всего, способствует общее оживление экономики и стабилизация финансового положения населения", - считает Александр Тихонов.

ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ РАСХОДОВ ПРОМОУТЕРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТА:
- оплата шоу (гонорары звезд, музыкантов, режиссерско-постановочной группы, агентов и т.д.);
- аренда зала (количество пригодных для больших концертов залов в Москве весьма ограничено);
- транспортные расходы (для российских промоутеров авиа-билеты могут обойтись в копеечку - мы слишком далеко от Европы и США);
- продакшн (режиссерско-постановочная группа, гримеры, костюмеры, аренда света и звука и т.д.);
- затраты на прием (гостиница, питание, бытовой райдер, охрана, перевод и т.д.);
- продвижение (наружная реклама, реклама в прессе, пиар и т.д.).

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".