Сказки, романсы и скелеты в шкафу
В нашем обзоре — концерты, спектакли и выставки, которые помогут создать хорошее настроение накануне праздника, а также с пользой провести первые дни нового года.
Новый год Пирелли
В числе новых выставок Мультимедиа-арт-музея — «Всемирный алфавит» Марка Рибу и «Календарь Пирелли-2015», автором которого в этом году стал американский фэшн-фотограф Стивен Мейзел. Марк Рибу — живой классик, чьи снимки вошли в золотую коллекцию XX века. В качестве репортера агентства Magnum Photos он объездил Ближний и Дальний Восток, Индию, Непал, побывал во Вьетнаме, Камбодже, Советском Союзе, Польше и Чехословакии. Рибу стал свидетелем множества военных конфликтов, историю которых хранят его фотографии. Он одним из первых среди западных фотографов посетил Китай, открыв европейцам обыденную жизнь этой страны в человеческом, а не идеологическом измерении. Стивен Мейзел — один из самых востребованных современных фотографов, безупречный стилист, известный своей исключительной способностью раскрывать не всегда очевидную красоту и умением минимальными средствами создать яркий, наполненный образ.
Выставки «Всемирный алфавит» и «Календарь Пирелли», Мультимедиа-арт-музей, до 1 февраля
Песни Татьян
Семь красавиц из ВИА «Татьяна», выпускниц московских музыкальных и театральных вузов, удивительно органичны в своих ретрообразах. Песни 30–60-х годов из репертуара Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой и Анны Герман они исполняют с блестящим артистизмом, превращая каждую из них в мини-спектакль. Девушки то ребячески задорны, то задумчиво-лиричны, то кокетливы, и каждая неповторима в своей роли. Это как раз тот случай, когда весь коллектив — индивидуальности, когда невозможно выделить лучших, более ярких и талантливых. Их ретро, пожалуй, моложе некоторых новинок, потому что они поют «не под старину», а здесь и сейчас, для тебя сегодняшнего. И не попасть под их очарование просто невозможно.
Большой новогодний концерт ВИА «Татьяна», Театр эстрады, 29 декабря
Карлсон, который живет на катке
Малыш и Карлсон выходят на лед — в новогодние каникулы герои сказки Астрид Линдгрен закружатся в невероятных пируэтах на арене Ледового дворца «Сокольники». Роль Малыша исполнит чемпионка мира в парном катании Мария Петрова, его родителей — двукратные чемпионы мира среди профессионалов Елена Леонова и Андрей Хвалько, ну а Карлсона — в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, шоумен Михаил Галустян. Обладатель приза зрительских симпатий в телепроекте «Ледниковый период», он в фигурном катании уже не новичок. Создатели шоу говорят, что для подготовки трюков на льду и в воздухе Галустян в течение нескольких месяцев дневал и ночевал на катке. Словом, к образу Карлсона он подошел серьезно — все-таки война с домомучительницей Фрекен Бок требует изрядной физической подготовки.
Ледовое шоу «Малыш и Карлсон», Ледовый дворец «Сокольники», 29 декабря — 8 января
Сказка о детстве и Рождестве
Какой же Новый год и Рождество без «Щелкунчика» с его «Вальсом цветов», ожившими игрушками, танцем феи Драже и знаменитым финальным па-де-де Маши и Принца. Билеты на праздничные балеты в Большом театре уже давно раскуплены, но еще можно попасть на спектакли в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко, где он идет в редакции Василия Вайнонена, одной из самых известных редакций «Щелкунчика». Как говорил Борис Асафьев о балете Чайковского, «Щелкунчик» — это симфония о детстве на переломе, когда юность уже тревожит смутными предчувствиями, но еще сильно детское ощущение жизни. Это всегда праздник, сказка для детей и взрослых, которая никогда не надоедает, — неслучайно в некоторых семьях есть традиция каждый Новый год ходить на этот спектакль.
Балет «Щелкунчик», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 29–31 декабря, 2–3 января
Романсъ из прошлой жизни
Неслучайно название нового спектакля в Театре наций, посвятившего этот сезон русской классике, написано в дореволюционной орфографии: «Русскiй романсъ». Романс — это что-то из другой, несегодняшней жизни. В своем спектакле один из самых интересных молодых режиссеров, основатель питерского театра Post Дмитрий Волкострелов пытается, по его словам, «покрутить ручку», найти в, казалось бы, навсегда ушедшем жанре живые интонации и чувства. И ему это удается. Романс зародился и развивался как салонная музыка, которая исполнялась в узком кругу друзей. Таков и этот спектакль: камерный, интимный, но при этом не ностальгический. Волкострелов не тоскует по прошлому, он делает его частью настоящего. Романс в спектакле — одновременно и главный герой, и текст, и сюжет. В основу постановки положены сочинения русских композиторов XIX века от Глинки до Чайковского.
Спектакль «Русскiй романсъ», Театр наций, 29, 30 декабря, 5 и 6 января
Средневековый рок
Немецкая группа Gregorian перепевает популярные поп- и рок-композиции на манер григорианских хоралов. Это, конечно, стилизация, а не аутентичное звучание, но музыканты к нему и не стремятся. На сцену они выходят в облачении средневековых монахов и каждое свое выступление они превращают в театрализованное шоу с массой визуальных спецэффектов. В их репертуаре — хиты Селин Дион, Мадонны, Милен Фармер, The Beatles, U2, Led Zeppelin, AC/DC, Queen и Rammstein. 10 января «григорианцы» исполнят рождественскую программу Winter Chants.
Концерт группы Gregorian, Crocus City Hall, 10 января
Музыка к неснятому кино
«Из жизни планет» — музыкальное посвящение группы «Мегаполис» неснятым фильмам 1960-х годов. В это время в Советском Союзе рождался новый российский кинематограф, которому аплодировали в Каннах, Берлине и Венеции, но оттепель длилась недолго, а десятки талантливых сценариев были обречены на забвение. Олег Нестеров написал воображаемые треки к сценариям Геннадия Шпаликова, Владимира Мотыля и Андрея Смирнова, которые звучат на фоне архивных фотографий и хроники. Это музыка почти без слов, в которой — надежда и отчаяние, боль и эйфория от творческой свободы, которую у художника не способна отнять ни одна система. И в этих звуках неосуществленные идеи действительно ненадолго обретают осязаемые черты.
Музыкальный спектакль «Из жизни планет», Центр им. Мейерхольда, 30 и 31 декабря
Линии и точки Пауля Клее
Впервые в России — монографическая выставка Пауля Клее, одной из крупнейших фигур европейского авангарда. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея представлено более 150 живописных и графических работ, композиции-гербарии, инструменты и фотографии из мастерских Пауля Клее, а также куклы, участвовавшие в импровизированных представлениях кукольного театра в доме художника. Он оставил огромное и разнообразное наследие — неслучайно своим девизом художник сделал слова «Ни дня без линии». Для неутомимого экспериментатора Клее не было границ и установленных рамок: в его творчестве сочетаются абстрактная и фигуративная живопись, конструктивизм и пуантилизм — впрочем, все это лишь средства для того, чтобы сделать зримым «тайно постигнутое», что он считал главной целью искусства.
Выставка «Пауль Клее. Ни дня без линии», Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина, до 1 марта
Обнаженное море
Американский художник Спенсер Туник известен фотографиями сотен и тысяч обнаженных людей, которых он собирает на оживленных городских площадях, полях, в горах, в море — пейзаж меняется в зависимости от замысла съемки. Так, в 2011 году в его фотоинсталляции «Голое море» на Мертвом море в Израиле приняли участие 1000 человек от 20 до 77 лет. А в 2007 году к «обнаженному» флешмобу Туника на площади Мехико присоединились 18 тыс. человек. Его фотоинсталляции лишены сексуального подтекста, напротив, они подчеркивают уязвимость человека в его наготе. Отчасти это вечное стремление к мифическому «золотому веку» человечества и лишенному социальных условностей обществу. Для самих же моделей Туника участие во флешмобе это, пожалуй, возможность на какое-то время забыть об этих ограничениях и почувствовать себя настоящими.
Выставка Safety in Numbers, Галерея актуального искусства RuArts, до 31 января
Семейная драма со скелетами в шкафу
Пьеса американского драматурга и сценариста Трейси Леттса «Август: графство Осейдж», за которую он получил Пулицеровскую премию, ставилась на лучших сценах мира. В Москве она впервые появилась в прошлом году в Театре Маяковского и сразу стала хитом. Сюжет таков: узнав о пропаже отца, в родительский дом приезжают три его дочери. Их семейная жизнь сложилась неудачно, их больная раком горла мать Виолетта (Евгения Симонова) превратилась в наркоманку. Взаимные обвинения в поломанных судьбах, выяснение отношений, ссоры и примирения — несмотря на то что мрачных скелетов в шкафу у героев предостаточно, пьеса не оставляет ощущения безысходности благодаря юмору и легкой интонации. Одним словом, рекомендуется всем тем, кто считает, что их жизнь летит в тартарары, — бывает намного хуже и ничего — живут. И даже радуются жизни.
Спектакль «Август: графство Осейдж», Театр им. Маяковского, 5 января
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".