25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Как принципы Николая Семашко помогли Исландии создать одну из лучших систем здравоохранения
Исландия медицина Общество Россия

Как принципы Николая Семашко помогли Исландии создать одну из лучших систем здравоохранения

Система здравоохранения Исландии признана одной из самых эффективных в мире. Расположенная у Полярного круга страна демонстрирует лучшие показатели здоровья населения при весьма скромных затратах на здравоохранение. Что общего между организацией здравоохранения Исландии и СССР, и чем опыт этой страны может быть полезен России сегодня?

Исландия медицина

©Shutterstock/FOTODOM
Содержание:

Продолжительность жизни

Ожидаемая при рождении продолжительность жизни для исландцев обоих полов в 2020 году составила 83,1 года – на 2,5 года выше средней продолжительности жизни в климатически более благополучных странах Европы и на 10 лет больше, чем в России. Если в России женщины живут дольше мужчин более чем на 10 лет, а в странах Евросоюза – на 5,6 года, то в Исландии этот гендерный разрыв составляет лишь 2,8 года.

Страна продемонстрировала один из лучших результатов в мире по борьбе с COVID-19, смертность от которого в «довакцинном» 2020 году была в 18 раз ниже, чем в среднем по Евросоюзу. При этом затраты Исландии на здравоохранение в 2019 году составили лишь 8,6% ВВП при среднеевропейском показателе 9,9% ВВП.

Так похоже на Россию

Для России опыт исландского здравоохранения крайне интересен по ряду причин. Во-первых, по демографии, территориальному развитию, ресурсному характеру экономики и климату Исландия похожа на многие российские регионы – особенно Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Например, Камчатский край – «близнец» Исландии.

Почему в России пока не удалось наладить производство лекарств и медизделий

Во-вторых, здравоохранение Исландии добилось высокой эффективности, используя принципы Николая Семашко, от которых Россия отказалась в 90-е годы прошлого века. С одной стороны, это государственный и нерыночный характер здравоохранения, централизация и плановый характер управления, приоритет профилактики. С другой – это организационное единство лечебной и профилактической (санитарной) медицины, привлечение к охране здоровья населения, а также интегративная нерыночная модель взаимоотношений медицинских организаций и плательщика: административная подчиненность и хозяйственная подотчетность больниц финансирующему их министерству здравоохранения.

Почему вопреки распространенным мифам о «коммунистическом» и даже «тоталитарном» характере советской модели здравоохранения ее принципы использует Исландия – развитая капиталистическая страна с самым старым в мире парламентом, который был создан еще в 930 году? Причина – схожие суровые климато-географические, демографические и экономические условия, в которых пришлось создавать здравоохранение в обеих странах.

Как и СССР, Исландия создавала свою систему здравоохранения в условиях жесткого дефицита средств, будучи до середины XX века одной из беднейших стран Европы. Как и Советский Союз, Исландия хорошо осознавала риск эпидемий, которые порой уменьшали население этой страны в несколько раз, а также важность борьбы с социальными болезнями через изменение условий труда и жизни людей (в XX веке Исландия лидировала в Европе по заболеваемости туберкулезом).

Врач по клику: что мешает развитию телемедицины в России

Как советские, так и исландские организаторы здравоохранения ломали голову в поисках ответа на вопрос: как гарантировать общедоступность медицины в условиях низкой плотности населения, неразвитости сети городов и мелкоочаговой заселенности основной части территории страны? Из схожести решаемых проблем – практически одинаковый выбор как СССР, так и Исландией наиболее эффективных управленческих решений.

Поэтому, как и в СССР, здравоохранение Исландии носит государственный характер, централизованно управляется министерством здравоохранения, а его развитие идет по пятилетним планам. Санитарная и противоэпидемическая служба Исландии подчинена министру здравоохранения – как этого требовал Н. Семашко и как это было в Советском Союзе, где главный санитарный врач был первым заместителем министра здравоохранения. Большинство исландских медицинских организаций принадлежат государству и не пытаются конкурировать друг с другом (как сегодня в России), а сотрудничают в интересах пациентов в рамках единой, централизованно управляемой сети.

Консультация в Первой Градской больнице

Консультация в Первой Градской больнице имени Н. И. Пирогова, 1963 год

Николай Максимов/РИА Новости

Что такое интегративная модель

Как и в СССР, исландская система здравоохранения построена на нерыночной т.н. интегративной модели (payer-provider partnerships), которая предусматривает административную подчиненность и хозяйственную подотчетность больниц финансирующему их государственному органу или страховщику. Это упрощает документооборот, гарантирует прозрачное и справедливое финансирование медицинской помощи, позволяет быстро решать проблемы с качеством, ограничивает стимулы для приписок, навязывания ненужных услуг и селекции наиболее выгодных для врачей пациентов («снятие сливок»).

Смена задерживается: что мешает восполнить дефицит лекарственных препаратов в России

Сегодня налицо рост популярности этой модели даже в рыночных системах. Например, в США крупнейшая медицинская корпорация Kaiser Permanente с ежегодным оборотом 93 млрд долларов обслуживает 22 млн клиентов, по-советски интегрируя в себе функции страховщика и сети клиник. В Израиле значительная часть больниц принадлежит больничным кассам (страховщикам). В России выгоды интегральной модели используют как коммерческие страховщики, располагающие «своими» клиниками, так и государственные ведомственные клиники (качество помощи которых ощутимо выше, чем в общедоступных российских больницах).

В Исландии упор в оказании медицинской помощи сделан не на врачах общей практики (которые в условиях городов превращаются в малонужных «привратников-диспетчеров», ограничивая доступность специализированной помощи), а на компетентных врачах-специалистах, к которым пациент может, не теряя времени, обратиться напрямую. В 2019 году только 15% исландских врачей были врачами общей практики, которые работали преимущественно в сельской местности и на отдаленных территориях – там, где этот подход целесообразен.

Единое финансирование медицинского сектора

Здравоохранение Исландии не просто использует, но и творчески развивает модель Семашко, успешно решая проблемы, хорошо знакомые пациентам как в СССР, так и сегодня в России.

Одной из таких проблем сам Николай Семашко считал межведомственную и межрегиональную разобщенность советского здравоохранения. Вопреки мифам о централизованном бюджетном финансировании советской медицины разные группы населения СССР получали помощь по разным, зачастую децентрализованным и не государственным каналам. Сельская медицина в СССР финансировалась колхозами – негосударственными кооперативами крестьян. Заводские медсанчасти, больницы и санатории содержались за счет средств предприятий. Ведомственная медицина получала деньги из бюджетов «своих» министерств.

Добровольно-обязательно: чем обернется для россиян объединение ОМС и ДМС

Бюджетное финансирование городской медицины зависело от «категории» города и политической значимости республики или области. Отсюда избыточная сложность системы, проблемы управления и неравенство медицинских гарантий разным группам населения.

Сегодня финансирование российского здравоохранения также дезинтегрировано на множество независимых друг от друга каналов, которые оплачивают разные виды медицинских услуг разным группам населения – система ОМС, региональные бюджеты, федеральный бюджет, ведомственные и госкорпоративные системы. Поэтому, как и в СССР, доступность и качество медицинской помощи в России напрямую зависят от того, где человек живет, где и кем работает.

Исландия успешно решила эту проблему, создав солидарную одноканальную общенациональную модель единого государственного плательщика в лице подчиненного Минздраву агентства национального страхования здоровья, которое напрямую – без страховых и региональных посредников – финансирует государственные медицинские организации по всей территории страны, возмещает гражданам их расходы в случае обращения в частные клиники и лечения за рубежом. Частный медицинский сектор есть, но в условиях эффективной общественной медицины спрос на платные услуги невысок. Поэтому доля личных расходов граждан в 2019 году в текущих расходах Исландии на здравоохранение составила лишь 15,5%. Для сравнения: в России граждане выкладывают из личных карманов 36,5% текущих расходов на здравоохранение.

Вовлечение населения в дело охраны здоровья

Еще одно слабое место советского здравоохранения – свойственные любой государственной системе бюрократизм, низкая клиентоориентированность и проблемы с качеством медицинской помощи. Авторы российских реформ 90-х предложили решать эту проблему рыночно-страховыми механизмами. Однако в силу специфики медицины эффективность рыночных инструментов в здравоохранении невысока даже в мегаполисах, а в малых городах, в сельской местности и на малозаселенных территориях о рыночной конкуренции врачей, клиник и страховщиков не может быть и речи.

Поэтому исландцы отказались от заведомо неэффективных в условиях их слабозаселенной страны рыночно-страховых механизмов. Их ноу-хау – системная коммуникация министерства здравоохранения с организованными группами пациентов по наиболее важным нозологиям. В настоящее время таких групп более 70, они получают государственное финансирование, имеют разветвленную сеть по территории всей страны, располагают каналами обмена информации с минздравом и могут влиять на его административные и финансовые решения.

Исландский опыт показал, что институционализация организованных групп пациентов – самых заинтересованных в доступности и качестве медицинской помощи людей, их правильно организованное взаимодействие с централизованным управлением могут обеспечить более эффективную обратную связь здравоохранения с населением, чем рыночные механизмы и страховые посредники. Таким образом, если в СССР принцип Семашко о вовлечении населения в дело охраны здоровья во многом остался декларацией, то здравоохранение Исландии системно опирается на этот принцип.

Экосистема национальных реестров и регистров

Еще одно отличие исландской модели – индивидуализированный подход к управлению здоровьем граждан. Если в СССР и в современной России организация работы здравоохранения построена на популяционных данных, то управление исландской медициной опирается на мощную цифровую экосистему национальных реестров и регистров, которые учитывают индивидуальные данные каждого гражданина.

В стране действуют: регистр несчастных случаев, регистр скрининга рака, регистр онкобольных, регистр причин смерти, регистр коронарных катастроф, регистр выписок из стационаров, реестр выписанных рецептов, реестр инфекционных заболеваний, реестр контактов с частными врачами, реестр контактов первичной медико-санитарной помощи, реестр прерывания беременности, реестр стерилизации, реестр вакцинации, реестр оценок условий в домах престарелых, реестр здоровья находящихся в домах престарелых, реестр практикующих врачей, реестр отказов пациентов от биобанков.

Отдельный национальный реестр факторов здоровья и благополучия собирает данные по условиям труда и жизни конкретных семей. Отсюда возможность управления по целям, преимущественно плановый характер медицинской помощи и профилактический принцип Семашко, который в Исландии носит не популяционный, а индивидуальный характер.

Таким образом, успешное использование и развитие принципов Николая Семашко здравоохранением Исландии – развитой капиталистической страны, по своему территориальному и демографическому развитию похожей на многие российские регионы, – позволяет вернуться к вопросу о продуманности и научной обоснованности рыночно-страховых реформ российской медицины, которые идут с начала 90-х годов.

Правильным ли путем мы идем последние три десятилетия? Не пора ли менять курс? Как минимум, исландский опыт может быть полезным для слабозаселенных российских регионов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Автор – директор Центра исследования проблем здравоохранения Финансового университета при правительстве РФ

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".