22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Турецкий ключ от Черного моря: как была принята и работает Конвенция Монтрё
Зарубежье Россия Турция Черное море

Турецкий ключ от Черного моря: как была принята и работает Конвенция Монтрё

В июле 1936 года на Международной конференции в Монтрё (Швейцария) была принята Конвенция, регулирующая режим прохода судов через Черноморские проливы. Документ действует по сей день, поскольку ничего лучшего заинтересованным сторонам предложить не удалось. Чем сегодня этот договор выгоден России?

Немецкая десантная баржа проекта MFP

Немецкая десантная баржа типа MFP, 1944 год

©www.waralbum.ru.
Содержание:

Проливы раздора

Черноморские (Турецкие) проливы – Босфор и Дарданеллы – соединяют Средиземное и Черное моря. Между ними расположено Мраморное море. Под контроль Турции эта система водных артерий перешла в 1453 году, после того как османы овладели Константинополем.

Достаточно долго турки распоряжались проливами по своему усмотрению. Отдельные государства и целые коалиции силой оружия или силой слова (дипломатией) на протяжении нескольких столетий пытались установить выгодный им режим судоходства, особенно активно – в XIX веке.

В 1809-м было заключено англо-турецкое соглашение, в 1840–1841 годах Россия, Турция, Англия, Австрия, Пруссия и Франция подписали так называемые Лондонские конвенции. Парижский мирный трактат 1856 года, который подвел черту под Крымской войной, также содержал соответствующие пункты по проливам.

Уроки турецкого: что стоит за проектом строительства канала "Стамбул"

К вопросу возвращались при принятии Лондонской конвенции 1871 года, а затем Берлинского трактата 1878-го. В документах подтверждалось суверенное право Турции «открывать сказанные проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в случае, если Высокая Порта будет считать это нужным».

По итогам Первой мировой войны Босфор и Дарданеллы могли перейти под контроль России – весной 1915-го страны Антанты подписали тайный договор, по которому Российская империя аннексировала Стамбул и Южную Фракию, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, а также острова Мраморного моря и часть азиатского побережья Турции.

Революционные события октября 1917 года и Брестский мир обнулили договоренности, чем воспользовались Англия и Франция. 30 октября 1918 года Турция заключила Мудросское перемирие со странами Антанты, по которому проливы и Стамбул переходили под контроль оккупационных войск.

Режим судоходства между Черным и Средиземным морями был установлен Севрским мирным договором (1920 год) и уточнен Лозаннским мирным договором (1923 год). Международные акты предусматривали свободный проход через проливы торговых и военных морских судов всех стран.

По инициативе Турции 22 июня – 21 июля 1936 года в Монтрё состоялись переговоры о статусе Черноморских проливов. Участники подписали конвенцию сроком действия 20 лет с возможностью автоматического продления, если никто из подписантов не потребует ее расторжения.

Участники конфрененции в Монтрё, июль 1936

Участники конференции в Монтрё, 1936 год

UBL / Vostock Photo

Правила и исключения

Конвенция определила, что торговые суда всех стран в мирное и военное время независимо от флага и груза имеют право свободного прохода через проливы. Правда, при условии, что Турция не является воюющей стороной. Если же она участвует в войне, то нейтральные страны сохраняют это право, с условием, что не будут оказывать содействие ее врагам.

Подмоченные отношения: что мешает Греции и Турции поделить море

Черноморские державы получили серьезные преференции. Они могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса, кроме авианосцев. Подводные лодки должны следовать в надводном положении. Уведомить о проходе необходимо за восемь дней.

В случае участия Турции в войне или при возникновении угрозы нападения она может по своему усмотрению разрешать или запрещать проход через проливы. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы закрываются для прохода военных судов воюющих держав. Исключение – корабли, возвращающиеся в порты своей основной стоянки.

Для флотов нечерноморских держав Конвенцией введены существенные ограничения по классу, тоннажу и времени пребывания в Черном море. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тыс. т (возможно его повышение до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран). Предельный срок пребывания ограничен 21 сутками. Под запретом проход некоторых классов кораблей, в частности, подводных лодок.

По законам военного времени

Вторая мировая война проверила Конвенцию Монтрё в действии. Турецкая Республика, имевшая договоры о дружбе с Великобританией и СССР, 18 июня 1941 года заключила пакт «О дружбе и ненападении» с нацистской Германией. Восемь дней спустя, 26 июня, Анкара заявила о нейтралитете в войне Германии и СССР.

В 1941–1943 годах Москва и Лондон неоднократно обвиняли Анкару в нарушении режима проливов. В нотах указывалось, что через Босфор и Дарданеллы в обоих направлениях проходят надводные корабли и подводные лодки ВМС Германии и Италии.

Однако не все претензии соответствовали действительности. Известно, например, что на черноморском театре в 1942–1943 годах воевал итальянский дивизион из шести сверхмалых подводных лодок типа СВ. Эти субмарины (длина – 15 м, ширина – 3 м) попали туда не морским путем. В апреле 1942-го их по железной дороге перевезли из итальянской Специи в румынскую Констанцу.

Какую роль в мировых делах играет Анкара, и хорошо ли это у нее получается

Еще более сложным была логистика транспортировки немецких лодок типа IIB. Исходная точка – германская база Киль. Здесь корабли ставили на понтоны и буксировали по каналу в Гамбург. Далее отправляли вверх по Эльбе в Дрезден.

Следующий этап – сухопутный: 450 км по автомобильным дорогам из Дрездена до Ингольштадта на Дунае. Для перевозки использовали многоколесные трейлеры. Благо габариты субмарин позволяли: длина – 40,9 м, ширина – 4,08 м, высота – 8,18 м.

В Ингольштадте лодки снова ставили на понтоны и буксировали вниз течению по Дуная до Линца или Галаца. Далее субмарины (на буксире либо самостоятельно) следовали через порт Сулина в Констанцу – конечную точку маршрута. Таким образом, итальянские и немецкие подводные лодки проливы не проходили. Другое дело торговые суда, для которых этот путь был открыт Конвенцией. Документ гласит: «Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в проливах».

Впрочем, на время переделать некоторые боевые корабли в мирные транспорты особой сложности не представляет. Достаточно снять вооружение, корпус перекрасить в черный, а надстройки – в белый цвет. В 1942–1944 годах из Черного моря в Средиземное через проливы таким способом немцы отправили несколько десятков быстроходных десантных барж типа MFP (Marinefährprahm) и многоцелевых катеров типа KFK (Kriegsfischkutter).

К аналогичной уловке прибегло и командование ВМФ СССР, когда в конце ноября 1941-го направило из Черного моря на Тихий океан ледокол «Микоян», танкеры «Варлаам Аванесов» и «Туапсе». Эти суда несколько месяцев входили в состав Черноморского флота: ледокол – в качестве вспомогательного крейсера, танкеры – в качестве военных транспортов.

Во время Второй мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции требовали закрыть проливы для судов Германии, Италии и их сателлитов. Добились они своего в июне 1944-го, – турки досмотрели несколько немецких судов и, обнаружив оружие и военную униформу, отказались пропустить в Средиземное море.

Британский посол в Москве по этому поводу писал: «Вопрос о проходе германских судов через проливы официально и публично урегулирован, к удовлетворению союзников. Министр иностранных дел вышел в отставку, а председатель совета министров дал заверения в отношении стремления Турции к искреннему сотрудничеству».

В августе 1944-го Анкара разорвала дипломатические отношения с Берлином, а 23 февраля 1945 года объявила Германии войну. Тем самым препятствия для свободного прохождения через проливы военных и судов стран–участниц антигитлеровской коалиции были сняты.

Закрытый вопрос

В марте 1945-го советское правительство в одностороннем порядке денонсировало советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете 1925 года, выдвинув одним из условий заключения нового договора совместную с Турцией оборону проливов, что предполагало создание советских военных баз на берегах Босфора и Дарданелл.

В июле–августе на Потсдамской конференции советская делегация настаивала на прекращении действия Конвенции Монтрё как не отвечающей современным условиям. «Установление режима проливов, единственного морского пути из Черного моря и обратно, должно находиться в компетенции Турции и Советского Союза – как наиболее заинтересованных и способных обеспечить свободу торгового мореплавания и безопасность в Черноморских проливах», – подчеркивалось в официальном предложении СССР.

Какую роль на международной арене сегодня играет НАТО

В июле 1946-го Москва инициировала переговоры с Анкарой, заняв жесткую позицию. В ответ Турция в 1947 году обратилась за военной помощью к США, а в 1952-м вступила в НАТО. Так вместо советских военных баз на территории Турции появились американские.

В мае 1953-го, после смерти Сталина, Советский Союз снял все требования. Таким образом, Конвенция Монтрё после 1956 года до настоящего времени продолжает свое действие, и Турция ее соблюдает.

Опыт последних десятилетий показывает, что часто Конвенция применяется в интересах России. В августе 2008-го во время операции РФ по принуждению Грузии к миру Турция отказалась пропустить в Черное море госпитальные суда ВМС США «Комфорт» и «Мерси». Основание – их суммарное водоизмещение (около 70 тыс. т) превышало разрешенные 30 тыс. т. С 1 марта 2022 года, после начала специальной военной операции России на Украине, проливы закрыты для иностранных военных кораблей. С этого момента даже союзники Турции по НАТО попасть в Черное море не могут.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".