24 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Присцилла: Элвис и я": София Коппола рисует акварельный кинопортрет жены короля рок-н-ролла
кинофильмы Культура

"Присцилла: Элвис и я": София Коппола рисует акварельный кинопортрет жены короля рок-н-ролла

Наверное, София Коппола, режиссер фильма «Присцилла» – а в оригинале он озаглавлен именно так, – очень бы удивилась, если бы узнала, что в российском прокате ее картина носит несколько иное название. Для нее было принципиально рассказать не о том, кто уезжал на съемки и гастроли, а о той, что ждала его дома, «храня семейный очаг».

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

©Capella Film

Такое инвертированное повествование радикально даже для сегодняшнего дня. Мы привыкли смотреть байопики об известных мужчинах (из недавних примеров можно упомянуть «Оппенгеймера» или того же «Элвиса» База Лурманна), чьи жены изредка появляются на экране, чтобы поддержать их или, наоборот, вступить с ними в конфликт. Это роли второго, а чаще всего и вовсе третьего плана. Жена «короля рок-н-ролла», впоследствии актриса и предпринимательница Присцилла Пресли, напротив, в кадре почти каждую минуту хронометража картины. До сей поры не слишком известная актриса Кейли Спейни, сыгравшая Присциллу, получила на Венецианском кинофестивале награду за лучшую женскую роль. Академики «Оскара» картину Софии Копполы незаслуженно проигнорировали.

"Задира" и "Танцуй, Селедка!": две трагикомедии об отцах, бросивших дочерей

Спейни убедительно изображает Присциллу в разном возрасте: от тинейджерства до относительной зрелости. С Элвисом (Джейкоб Элорди) она познакомилась в 14 лет, когда тот проходил военную службу в Германии, куда переехала и ее семья. Пресли был уже большой звездой в свои 24. В трактовке Софии Копполы, которая основана на автобиографии самой Присциллы, Элвис страдал вдали от родины, тосковал по недавно умершей матери и в совсем еще юной девочке сразу почувствовал поддержку и связь с домом. В менее благосклонных к артисту источниках можно прочитать о других интерпретациях его интереса к несовершеннолетним девушкам.

Кейли Спейни мастерски, без слов, одними лишь глазами и мимикой, выражает волнение и восторг, которые у любой ее ровесницы вызвал бы интерес со стороны такого человека. Коппола говорила о том, что, несмотря на «экзотический» сеттинг, любая молодая девушка может соотнести свои переживания с теми, что испытывала героиня ее картины – и это тоже верно. Этот юный трепет перед тем, кто неимоверно нравится, передан так точно, что становится очевидно: противостоять чувствам в подобной ситуации было невозможно. И Присцилла ждала, ждала несколько лет, пока Элвис, вернувшийся в США, не звонивший и не писавший, вспомнит о ней. В конечном итоге предложит переехать в Грейсленд и жить под опекой его родителей.

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

Кадр из фильма "Присцилла: Элвис и я"

Capella Film

В США надежды на счастье медленно, но верно начинают рушиться. Героиня ходит в школу, где все шушукаются за ее спиной, в то время как Элвис большую часть времени проводит в Голливуде. Когда он дома, Присцилла вынуждена сопровождать его на всех тусовках, соотносимых с забавами пятиклассника, а потом еле просыпается на учебу. Ее школьные оценки от этого страдают. Элвис дает ей таблетки, которые принимает и сам. Присцилла читает то ли о выдуманных, то ли о реальных интрижках Элвиса с каждой партнершей по киноэкрану, в то время как с ней он вступать в интимные отношения очень долгое время отказывается.

Фестиваль независимого кино "Сандэнс"-2024: Снежный человек, Кристофер Рив и любовь в мире без людей

Когда-то в классической уже картине Софии Копполы «Мария-Антуанетта» совсем еще дети, король и королева, никак не могли даже приблизиться к тому, чтобы произвести на свет наследника. У Элвиса, правда, очевидно, свои причины так себя вести – Коппола лишь намекает на возможные варианты. Постановщица, как и всегда, работает на полутонах, уводя за пределы кадра все самое неприятное и откровенное.

София Коппола в своих нежных, словно акварельных, картинах часто рисует изнанку той жизни, о которой, казалось бы, можно лишь мечтать. Герои «Трудностей перевода» погружены в меланхолию, находясь в шикарном японском отеле. Персонаж фильма «Где-то» ведет бессмысленную разгульную жизнь кинозвезды, которая не делает его счастливым. Поверхностные подростки в «Элитном обществе» лишь мечтают прикоснуться к роскоши и поэтому начинают грабить дома голливудских звезд. Жизнь Присциллы со стороны тоже могла казаться сказкой, но на самом деле все было гораздо сложнее.

Коппола специально ставит встык сцены: в одной Пресли счастливо проводят свой медовый месяц (эти кадры выполнены в пастельных тонах), в другой героиня лежит одна в кровати с пустым взглядом. Хотя Присцилла отчаянно пыталась соответствовать образу идеальной звездной жены (в фильме она даже рисует стрелки и приклеивает накладные ресницы перед отъездом в роддом), ее мир рушился все сильнее и сильнее.

Элвис из обаятельного, нежного, даже скромного возлюбленного стал превращаться в того, кого сейчас бы назвали абьюзером. Разумеется, и у него в жизни были свои проблемы и драмы, но вместо того, чтобы поделиться своими переживаниями с Присциллой, он срывался на нее. «Прости, вспыльчивость – это у меня от мамы», – говорит он ей, кинув в нее стул на глазах у своей команды. А уж желание полностью контролировать жену в те годы и вовсе не было порицаемым.

Джокер, Каллас и Муфаса: самые ожидаемые фильмы 2024 года

Элвис запрещал Присцилле работать, настаивал на том, что она должна всегда брать трубку, когда он звонил с киносъемок. Указывал, как она должна одеваться и краситься, какого цвета ей нужно купить платье, а какого – не стоит, даже если оно ей нравилось. Обесценивал ее советы по поводу таблеток, которые ему стоило бы прекратить принимать. Устраивал скандалы и истерики, когда она находила послания от его любовницы. Элвис управлял жизнью Присциллы, а его жизнью, в том числе личной, управлял менеджер, и все это делало отношения героев абсолютно нездоровыми.

Когда Пресли стал ослаблять свою хватку, Присцилла начала чувствовать свободу. Поначалу это ощущение было болезненным: любимый еще человек потерял к ней интерес. Но потихоньку самостоятельность, возможность заниматься своими, интересными ей делами ей понравилась. Когда Элвис окончательно перешел границы допустимого, она ушла. «Присцилла: Элвис и я» в конечном итоге – картина о радости и необходимости женской эмансипации.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".