Нагрузка на ставку: почему учителя в школах вынуждены перерабатывать
Из года в год государство отчитывается о повышении зарплат учителям. И формально повышения происходят, но задача достойной оплаты труда педагога до сих пор не решена. Школьные преподаватели поставлены в условия, когда они вынуждены перерабатывать, а социальный статус учителя остается низким. Собеседники «Профиля» рассказали о причинах и следствиях проблем с недооценкой одной из основополагающих профессий.
Дотянуться до МРОТ
Подавляющее большинство педагогов в России продолжают получать нищенские зарплаты, а мониторинг положительной динамики средних зарплат хорош только для отчетов Минпросвещения, говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН Сергей Гатауллин. Гораздо более репрезентативным является уровень медианной заработной платы учителей, которая примерно на треть ниже средней и составляет менее 40 тыс. руб. после налогообложения за 1,5 ставки. Реальность такова, что в стране практически нет преподавателей, работающих на одну ставку, то есть ведущих 18 уроков в неделю. Ставка учителя в большинстве регионов сейчас меньше МРОТ, размер которого с 1 января 2024 года равен 19.242 руб.
«Я вам могу по Нижегородской области сказать. Если, например, молодой человек придет в школу работать только после вуза на одну учительскую ставку, будет работать пять дней в неделю, вести по четыре-пять уроков в день, то у него зарплата даже до МРОТ не дотянет, до МРОТ ему будет доплачивать школа», – объясняет член совета профсоюза «Учитель», преподаватель истории Дмитрий Казаков.
Не жалейте денег: почему государство не должно скупиться на зарплаты бюджетникам
При этом с точки зрения трудозатрат одна учительская ставка нормальна и сбалансированна. В Трудовом кодексе записано, что педагоги должны работать не более 36 ч. в неделю. То есть 18 ч. в неделю – это уроки, и 18 ч. преподавателю выделяется на подготовку к ним дома и после занятий в школе. Учитель в таком случае может реально заниматься образовательным процессом, детьми. Не будет перерабатывать, у него получится нормально готовиться к урокам, хорошо их проводить, останется время и на повышение квалификации.
Другой вопрос, что денежное вознаграждение за ставку крайне низкое. «Риторика чиновников от образования из парадоксальной переходит в абсурдную, когда звучат заявления, что никогда такой цели и не преследовалось, чтобы учитель достойно жил, честно и добросовестно работая на одну ставку», – отмечает Гатауллин.
Что же происходит, когда мы регулярно слышим, что с такой-то даты зарплата у педагогов повышается на условные 10%? А это говорится о прибавке к ставке. Но большая часть зарплаты у педагогов – компенсационные, стимулирующие выплаты, оплата переработок и так далее. Кроме того, потребительские цены продолжают расти и даже «повышенная» зарплата педагога за ними не поспевает.
Чтобы сводить концы с концами, педагоги вынуждены перерабатывать. Учителей нагружают как можно больше, тем самым их зарплата подтягивается к средней общерегиональной. Предположим, учитель математики или русского языка имеет возможность и соглашается работать на две ставки. Это 36 уроков в неделю и еще 36 ч. на то, чтобы подготовиться к ним. Но такая работа калечит здоровье, да и качество преподавания падает.
«Я не беру нагрузку, отказываюсь брать две ставки, и то у меня их полторы. Заработная плата выходит примерно средней по региону, – рассказывает историк Казаков. – Но это тоже ненормально. Знаете, есть такая пословица "На ставку есть нечего, а на две – некогда"? Если у педагога мало часов, то у него вся мотивация к работе в школе упадет, потому что будет маленькая зарплата, ему не на что станет жить. Поэтому и набирают много уроков».
Гибкие нормативы
Нагрузка на преподавателей увеличилась и в школах, и в вузах. «Предельная норма – 1,5 ставки. Но некоторые виды нагрузки можно вывести из ставки, например работу с дистанционщиками. Таким образом, по факту нагрузка может быть более полутора ставок, – объясняет завкафедрой государственного и муниципального управления университета "Синергия" Мария Байнова. – Кроме того, пропорционально ставкам увеличивается учебно-методическая нагрузка, научная работа в вузах. Увеличение нагрузки приводит к сокращению часов на подготовку к занятиям».
Затянувшийся эксперимент: получится ли платить бюджетникам больше при изменении системы оплаты труда
Законодательство не установило верхнего предела учебной нагрузки для педагогов. Однако работа сверх ставки уже должна оформляться как дополнительная по статье 60.2 Трудового кодекса (ТК). И поскольку такую работу выполняют наряду с основной, то при назначении нагрузки критерии разумности соблюдаться должны, поясняет эксперт сервиса «Актион Образование» группы «Актион» Анна Ивлева.
У учителей рабочее время делится на две части – нормируемую (та самая одна ставка) и ненормируемую. Последняя в часах не выражается. Но в статье 333 ТК сказано, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч. в неделю.
«Увеличить учебную нагрузку можно только в пределах этого времени – до 36 ч. Педагоги вправе брать больше нагрузки, но для этого надо оформить внутреннее совместительство или сверхурочную работу (статья 60.1, 97 ТК, письмо Минтруда от 05.09.2017 № 14-2/ООГ-6849). Поэтому все зависит от желания работника: если он хочет работать больше, то фактически верхнего предела для нагрузки нет. Есть только особенности в оформлении такой работы», – указывает эксперт.
После урока не расходимся
Так насколько должен быть загружен учитель, чтобы получать достойную зарплату? Здесь все зависит от установленной в организации системы оплаты труда и ресурсов организации (статьи 135, 144 ТК).
«Если говорить о бюджетных школах, то им выдают муниципальное задание и выделяют соответствующие субсидии на его выполнение, – рассказывает Анна Ивлева. – Затем организация составляет план финансово-хозяйственной деятельности, который утверждает или согласует учредитель». В статьи расходов закладывают и оплату труда работников. «Насколько финансирование позволит, настолько и можно говорить о достойности оплаты труда педагогов», – добавляет эксперт.
Общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов, напоминает Мария Байнова. Также образование относится к вопросам местного значения. Поэтому материальное обеспечение школ зависит от региона. Во многих из них дефицит бюджетов, и на образование выделяется меньше средств. В Москве, например, есть возможность выделять деньги на образование. В то же время в столице больше требований к учителям, в том числе по достижениям учащихся.
Несмотря на то что преподаватели в Москве получают гораздо больше, чем в регионах, размеры зарплаты и объемы занятости учителей несоизмеримы и в столице. «Зарплаты очень маленькие, постоянно снимают надбавки за ветерана труда, за стаж, за успехи в науке, – говорит учительница младших классов одной из московских школ. – Нет никаких премий, из которых чаще всего в принципе строится зарплата. В школе понятие премии встречается крайне редко».
По ее словам, чтобы довести размер оклада преподавателя до «минимального», одобренного на федеральном уровне (сейчас это порядка 80 тыс. руб.), учителю добавляют огромное количество ненужной нагрузки. Это могут быть дополнительные занятия, продленка, участие в утренниках и мероприятиях с детьми.
Также в Москве учителя должны пользоваться сервисом «Московская электронная школа» (МЭШ). Качество контента многие педагоги оценивают как низкое, поскольку материалы, загруженные в МЭШ, экспертной оценки не проходят. Зато за их использование учитель получает 10 тыс. руб. доплаты ежемесячно.
Что касается дополнительных платных занятий, то по факту родитель платит школе, а школа выделяет преподавателю лишь порядка 30–40%. То есть, если допзанятие стоит 625 руб., учитель получает за него лишь 200–250 руб. При этом педагог покупает все необходимые материалы за свой счет, а материалов на одного ребенка может понадобиться на 100–200 руб. Школа предоставляет максимум кабинет.
Ведение группы продленного дня оплачивается по мизерному тарифу. Если учитель в дополнение к своей основной нагрузке во время учебного процесса проводит с детьми на продленке по пять часов в день трижды в неделю, доплата за месяц составляет 10 тыс. руб.
Когда начались проблемы в отечественном образовании, и почему не получается их решить
Школе нужно показать, что средний доход учителя составляет 80–90 тыс. руб. в месяц, продолжает педагог. И чтобы «догнать» эти показатели, дополнительной нагрузки учителям приходится брать много. Стоит ли говорить, что специалист, каким бы профессионалом он ни был, быстро выгорает.
Ситуацию, когда к неким «нестыдным» для чиновников от образования показателям, к хорошей статистике доходы учителей подгоняются не с помощью повышения заработной платы, а путем увеличения нагрузки на педагога, вряд ли можно назвать нормальной.
«Директора – я знаю точно – ответственны перед своим начальством именно в том, чтобы в их школах была средняя заработная плата по региону. И добиваются они этого разными способами. Основной – как можно больше нагрузить педагогов, в какой-то степени создать дефицит учителей. То есть не особо и стремятся брать новых учителей, у которых маленькая нагрузка будет, потому что это ударит по отчетности. Поэтому в школах и работают перегруженные педагоги», – убежден Дмитрий Казаков.
Формула расчета
Видение того, какой может быть модель вознаграждения труда учителей, у представителей профессии есть. Во-первых, зарплата педагогов – равная, одинаковая для всех регионов России. Во-вторых, финансирование должно осуществляться не из региональных бюджетов, а из центра – из госбюджета. Необходима также разработка единой системы тарифов, единого положения об оплате труда.
Ориентир, по мнению Казакова, должен быть на то, чтобы за одну ставку преподаватель получал не менее двух МРОТ. На сегодня два МРОТ – это около 40 тыс. руб.
Формула расчета зарплаты учителя должна выглядеть следующим образом, предлагает Сергей Гатауллин: 4–5 МРОТ за одну ставку умножаем на региональный коэффициент, который можно рассчитывать на базе индекса потребительских цен. В таком случае проблема на какое-то время потеряет экстремальную остроту. Что касается разумной нагрузки, то 1,2–1,3 ставки выглядит вполне подходящим значением для преподавателей, чувствующих в себе силы брать дополнительные часы.
В том, что зарплаты учителей и врачей в регионах необходимо рассчитывать, отталкиваясь от уровня цен, уверен и председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. «Моя точка зрения, что нужно менять сам критерий определения уровня зарплаты учителей и врачей. Сегодня критерий – от средней зарплаты в регионе. Надо от этого критерия уходить, нужен [критерий] уровень цен», – заявил он в начале марта в беседе с ТАСС.
К сожалению, пока ситуация с зарплатами учителей остается патовой. Вместо обеспечения справедливых выплат педагогам система настроена на то, чтобы увеличивать нагрузку. Проблема заключается в том, что понятие «педагогическая эффективность» ушло из школьной практики, да и воспитательная функция школы сходит на нет. Когда родители вечно заняты, педагоги перегружены, а у классных руководителей не хватает ресурсов и сил, то дети остаются предоставлены сами себе. Отдельный вопрос, связанный с оплатой труда, но выходящий за ее рамки, – это престиж профессии учителя. Только человек, чья профессия высоко ценится обществом, может воспитывать ученика.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".