Высокий сезон: индустрия гостеприимства России в поиске рабочих рук
В среднесрочных планах правительства содействовать ускоренному развитию туристической инфраструктуры на территории многих регионов РФ. Стоит задача за шесть лет удвоить вклад отрасли в ВВП страны. Для новых курортов, гостиниц, ресторанов потребуются тысячи рабочих рук. Есть ли они на рынке труда?
Большая стройка
Поддержка внутреннего туризма является одним из приоритетов государственной политики. Отрасль, в которой создано около миллиона рабочих мест, получает беспрецедентное по объемам финансирование из федерального бюджета. Свою лепту также вносят регионы и частные инвесторы.
В 2021–2023 годах в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» федеральное правительство выделило в общей сложности более 150 млрд руб. Номерной фонд, насчитывавший в 2017 году 884,3 тыс., увеличился на 3,1% и по итогам 2022-го составил почти 1,06 млн номеров. Ударными темпами возводятся современные гостиницы: в 2022 году введено в эксплуатацию 11 тыс. новых номеров, в 2023-м – более 10 тыс.
На 5 морях: 10 мегакурортов, которые скоро построят в России
Положительная динамика в ближайшие годы сохранится. Не так давно с подачи Министерства экономического развития объемы финансирования программы льготных кредитов на строительство объектов туристической инфраструктуры увеличили до 620 млрд руб. Средства решено направить на поддержку 189 проектов, которые планируют реализовать в 55 регионах России. Это позволит построить 167 гостиниц на 38 тыс. номеров и 22 других объекта – аквапарки и парки развлечений, горнолыжные комплексы.
По поручению президента Владимира Путина будет реализован амбициозный проект «Пять морей и озеро Байкал». Он предусматривает создание круглогодичных курортов федерального значения в девяти регионах: Краснодарском крае, Крыму, Дагестане, Запорожской, Калининградской и Иркутской областях, Санкт-Петербурге, Приморском крае и Бурятии. Цена вопроса – более 100 млрд руб. К услугам россиян и гостей нашей страны появится 44 тыс. новых гостиничных номеров.
«Для всех наших регионов туризм открывает новые перспективы для развития, для создания рабочих мест, для расширения предпринимательской, творческой инициативы… Уже в горизонте текущего десятилетия вклад внутреннего туризма в ВВП страны должен вырасти вдвое – до пяти процентов», – заявил глава государства на совещании, состоявшемся в конце марта текущего года.
Когда место красит человека
Отечественная индустрия гостеприимства нуждается не только в современных комфортабельных отелях, но и в квалифицированном обслуживающем персонале. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подсчитал, что количество вакансий, которые потенциально могут быть открыты до 2030 года, – не менее 400 тыс. От способности рынка труда РФ удовлетворить потребность в управленцах и гидах, поварах и официантах, горничных и фитнес-тренерах зависит настоящее и будущее отечественной индустрии гостеприимства.
Между тем сейчас ситуация не вселяет оптимизма. С одной стороны, Минэкономразвития на горизонте пяти – семи лет ожидает сокращение спроса на работников в ряде отраслей: в агропроме – на 300 тыс., торговле – на 200 тыс., финансах и страховании – на 100 тыс., недвижимости – на 100 тыс. С другой – этого явно недостаточно, чтобы ликвидировать дефицит кадров в российской экономике, который по итогам 2023 года составил около 4,8 млн человек. «Скамейка запасных» (речь о безработных) очень короткая. В мартовском докладе Росстата «Социально-экономическое положение России» отмечено, что уровень безработицы в стране рекордно низкий – 2,7% (2 млн человек).
Очевидно, что отельеров и рестораторов ожидает жесткая конкуренция за рабочие руки, прежде всего с предприятиями обрабатывающих отраслей. Открытым остается вопрос, насколько они к этому готовы. Индустрия гостеприимства не самая интересная для трудоустройства и карьеры, что подтверждают данные платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter. Количество вакансий в сфере «Туризм, гостиницы, рестораны», опубликованных работодателями в марте 2024-го, увеличилось на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как количество резюме соискателей сократилось на 5%.
Недавнее исследование Московского международного салона образования (ММСО), проведенное среди жителей разных регионов РФ в возрасте 18+, показало, что россияне не считают сферу туризма привлекательной для долгосрочной карьеры. Половина опрошенных признались, что такого рода работа их в принципе не интересует; 42% считают, что для будущей карьеры есть более перспективные отрасли, например ИТ; 39% готовы рассмотреть трудоустройство на определенных условиях (достойная оплата труда, командировки за границу либо в качестве сезонной подработки). Только 10% респондентов назвали сферу туризма работой мечты.
Информированность россиян о крупных проектах, патронируемых государством, остается на низком уровне. Опрос ММСО показал, что всего 3% в курсе перемен, запланированных в отрасли. Это также косвенно подтверждает невысокий престиж индустрии гостеприимства с точки зрения соискателей работы. На предприятиях преобладает неквалифицированный рутинный труд, который к тому же плохо оплачивается, особенно в регионах.
Специалисты по госзаказу
Статусные проекты федерального значения, которые государство намерено реализовать в ближайшие годы, к лучшему принципиально ситуацию не изменят. Так, из 400 тыс. новых рабочих мест, которые должны быть созданы, примерно 320 тыс. не предполагают наличие у сотрудников высшего образования, специальных знаний и подготовки. Для молодых и амбициозных людей такой труд по определению непривлекателен.
Частичной компенсацией по логике могли бы стать достойные зарплаты, но у работодателей на этот счет иные взгляды, менять которые, учитывая существующие бизнес-модели, достаточно сложно. Так, у персонала гостиниц в 2023 году, по данным Минэкономразвития, средняя оплата труда не превышала 37 тыс. руб., что в два раза меньше средней зарплаты в экономике (73,7 тыс. руб.).
С целью хотя бы частично утолить существующий кадровый голод правительство считает целесообразным включить корпоративные программы в систему господдержки содействия занятости Минтруда, направлять студентов профильных учебных заведений на практику, начиная с первого и второго курсов. Еще один вариант – привлечение пенсионеров и подростков старше 14 лет.
Впрочем, такие решения неизбежно будут иметь и нежелательные последствия. Например, приведут к текучке кадров, поскольку практика студентов ограничена несколькими неделями, главное же для них – учеба. К тому же месторасположение вузов и колледжей необязательно совпадает с местонахождением отелей и объектов туристической инфраструктуры. И главное, перманентная ротация персонала отразится на качестве услуг, что вызовет недовольство гостей «ненавязчивым», каким он был во времена СССР, сервисом.
От Калининграда до Чукотки: проекты, которые изменят российский туризм
Кроме того, как представляется, следует ожидать резкого роста доли серых и черных зарплат, при том что гостиничный и ресторанный бизнес и так неблагополучны в плане теневой занятости. Пенсионерам и подросткам официальное трудоустройство далеко не всегда интересно. Первым нужна добавка к пенсии, право на ежегодную индексацию которой в случае официального трудоустройства они потеряют (на разморозку Минфин определенно не пойдет), вторым – карманные деньги, которых будет немного больше, если согласиться на зарплату в конверте.
Для привлечения в туриндустрию кадров, прежде всего молодежи, необходима системная информационная и маркетинговая поддержка, сотрудничество средних и высших учебных заведений с крупными туристическими кластерами, причем с перспективой гарантированного трудоустройства выпускников. Свою роль, думается, могли бы сыграть социальные льготы и преференции по аналогии с системой мер поддержки, которые государство предлагает ИТ-специалистам.
Основой кадровой стратегии должна стать карта проектов, инициированных за последние несколько лет государством и частным бизнесом. Это позволило бы сформировать целостную картину спроса и предложения на рынке труда, направить своего рода госзаказ профильным учебным заведениям на подготовку дипломированных специалистов, которые заполнят вакансии.
Кстати, индустрии гостеприимства России нужны и люди творческих профессий: архитекторы территорий, разработчики интеллектуальных туристических систем, бренд-менеджеры пространства, режиссеры индивидуальных туров, специалисты по имаджинирингу (дисциплина, объединяющая инженерные, дизайнерские и творческие компетенции). Так что на повестке дня пересмотр существующих образовательных стандартов и введение новых учебных программ и дисциплин в вузах.
Максим Казарновский – директор Московского международного салона образования (ММСО)
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".