25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. От Калининграда до Чукотки: проекты, которые изменят российский туризм
внутренний туризм Путешествия туризм

От Калининграда до Чукотки: проекты, которые изменят российский туризм

Майские на Шпицбергене, горные лыжи в Адыгее, круизы в Арктике, вторая Анапа на Черном море, новый Сочи на Каспии… «Профиль» рассказывает о самых перспективных проектах, которые кардинально изменят туристический отдых в России.

Туристы на горнолыжном курорте

©Руслан Шамуков/ТАСС

Содержание:

Каспий вместо Черного моря

Российское побережье Каспийского моря после распада СССР оказалось совершенно забыто туристами. Но уже через несколько лет Каспий может оттянуть на себя часть турпотока с черноморского побережья. Для этого там построят курорт, который должен стать ни много ни мало аналогом Сочи.

Первоначально о строительстве каспийского круглогодичного мегакурорта сообщалось в августе. Он появится в Каякентском районе на юго-востоке Дагестана и будет занимать площадь примерно 200 га, где возведут отели на 30 тыс. номеров. Инвестиции оцениваются в 300 млрд руб.

Госзаказ на пляжный отдых: в России построят новые морские курорты

В сентябре во время Восточного экономического форума (ВЭФ) глава Дагестана Сергей Меликов подтвердил журналистам эти планы. «Мы действительно отрабатываем предложения по созданию в Дагестане, на Каспийском побережье, нового города-курорта, – сказал он. – В проекте по созданию курорта Каякент в Каякентском районе, такое наименование пока даем, предполагаем создать всероссийский детский центр по типу «Артека», «Орленка», «Океана».

Там же, на ВЭФ, проект представили президенту России Владимиру Путину, который идею поддержал и дал соответствующие поручения. Глава государства напомнил, что в СССР дагестанский Каякент был одним из лучших бальнеологических курортов с термальными источниками и лечебными грязями с уникальными свойствами. По мнению президента, Россия может создать там «центр, не уступающий самым известным зарубежным курортам».

Власти Дагестана рассчитывают, что первых туристов новый курорт в Каякенте сможет принять в 2025 году. «Курорт предлагаем развивать как бальнеологический, лечебный кластер. Там же возможно создание других рекреаций, которые вместят в себя все виды туризма, существующие сегодня», – сказал Меликов на ВЭФ.

По каспийским волнам

Строительство аналога Сочи на Каспии – далеко не единственные планы властей по развитию туристического потенциала региона. Ожидается, что в 2024 году там запустят морские круизы, чего в современной России пока не было.

О запуске морских путешествий заявляла в октябре на Каспийском экономическом форуме экс-глава ликвидируемого Ростуризма Зарина Догузова. «На астраханских верфях строится теплоход «Петр Великий». Мы рассчитываем, что к концу следующего года он будет полностью готов и уже спущен на воду, а с 2024-го начнется судоходство», – прогнозировала Догузова.

«Петр Великий» – четырехпалубный круизный лайнер вместимостью 300 пассажиров. По аналогичному проекту (с небольшими изменениями) два года назад был построен теплоход «Мустай Карим», совершающий круизы по Волге, а также в Азовском и Черном морях. В Объединенной судостроительной корпорации рассчитывают, что работы на «Петре Великом» завершат уже до конца 2022 года, а в 2023 году судно будет готово к навигации.

Маршруты пока не утверждены, но, скорее всего, это будут круговые путешествия по Каспию с посещением портов всех пяти прибрежных стран – России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана.

На склоны Адыгеи

Горнолыжным курортам Кубани, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии вскоре придется подвинуться: на рынок зимних направлений выходит Адыгея, где намерены построить на Лагонакском нагорье горнолыжный курорт мирового уровня.

Родные просторы: как государство помогает развитию отечественной туриндустрии

Соглашение о развитии Лагонаки было подписано между властями республики и НАО «Красная Поляна» в прошлом году на Петербургском экономическом форуме. Инвестиции оцениваются в 25 млрд руб. Премьера зимнего сезона в Лагонаки, как ожидается, состоится в 2025 году. Туристам нового горного курорта будут доступны 25 км трасс (преимущественно «синих» и «зеленых»), шесть канатных дорог, около 600 гостиничных номеров в отелях 4* и 3*, комплекс активных зимних развлечений для всей семьи, включая прокат снегоходов и тюбинг. Ожидается, что курорт сможет принимать ежегодно до полумиллиона туристов.

Инвесторы уверены, что всесезонный горный экокурорт «Лагонаки» станет эталоном комплексного подхода в создании с нуля рекреационной территории с сохранением окружающей среды, а архитектурный облик курорта будет ориентиром для горнолыжных кластеров на ближайшие десятилетия. В архитектуре зданий используют стиль «неошале», а на территории комплекса введут экоправила: передвижение на электромобилях, использование экоматериалов при строительстве, внедрение энергосберегающих технологий и систем рекуперации.

Отдых под северным сиянием

Пляжные фото с отдыха – уходящий тренд. «Я под северным сиянием», «я кормлю северного оленя», «я в чуме» – именно такие подписи скоро будут под фотографиями российских туристов в соцсетях, потому что Арктика станет одним из основных направлений.

Попасть в Арктику стало значительно проще. Залететь на российский «край Земли» теперь можно по пути из Москвы на Урал и в Сибирь: в начале ноября на Ямале заработала первая в России программа стоповера под названием «Путешествие на Полярный круг». Программа создана авиакомпанией «Ямал» совместно с властями региона и командой Visit Yamal.

Смысл стоповера в том, что пассажир во время перелета может задержаться на сутки в Салехарде, где ему предложат проживание в отеле 4*, трансфер из аэропорта и обратно и различные развлечения: церемонию пересечения Полярного круга, катание на оленьей упряжке, визит в чум и т. д. Причем все это включено в стоимость авиабилета. Пока предложение доступно лишь для двух рейсов «Ямала» – из Москвы в Тюмень или Горно-Алтайск с пересадкой в Салехарде, но в случае успеха программы власти региона пообещали расширить ее и на другие рейсы.

Катание на оленьих упряжках

Катания на оленьих упряжках

Shutterstock/FOTODOM

Кроме того, в ЯНАО скоро подтянутся и горнолыжники, так как в регионе появится первый в Арктике горнолыжный курорт. Его назвали «Рай-Из». Планируется построить 20 км горнолыжных трасс, подъемники, спортивные школы, отели и рестораны. Инвестиции в проект оцениваются в 13 млрд руб.

Предполагается, что первых гостей «Рай-Из» примет в 2026 году. Уникальность курорта в том, что климат позволит тут кататься с октября практически по июнь, а зимой это можно будет делать под северным сиянием. Курорт расположится в местности, где живут коренные народы со своими традициями, сохраняемыми веками, поэтому у гостей будет возможность познакомиться с их бытом, попробовать настоящую местную кухню, принять участие в развлечениях.

Но и это еще не все. Ожидается, что скоро вдоль российского побережья Арктики запустят морские круизы на ледоколе. Первый лайнер – самый мощный в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» – в начале этого года получил характеристику passenger ship. Это значит, что теперь судно может возить туристов: лайнер принимает до 93 человек.

«Мир» на Шпицбергене

Новым направлением арктического туризма для россиян может стать Шпицберген, где на российской территории уже в 2023 году планируют реконструировать причалы и создать центр обслуживания морских судов. «Это позволит нам непосредственно на Шпицбергене обслуживать круизный поток, что разгрузит порт в городе Лонгйир», – заявил в ноябре в ходе международного форума «Дни Арктики и Антарктики в Москве» гендиректор государственного треста «Арктикуголь» Ильдар Неверов.

Кроме того, ожидается, что уже к концу этого года на российской территории архипелага Шпицберген появится возможность расплачиваться картами «Мир».

Российский трест «Арктикуголь» владеет на Шпицбергене территорией 251 кв. км. На ней расположены две законсервированные шахты – «Пирамида» и «Грумант» – и одна действующая – «Баренцбург». Формально территория Шпицбергена безвизовая для россиян, но из-за отсутствия прямых рейсов добраться до архипелага сейчас можно только через Норвегию, для чего нужна шенгенская виза.

Бородатый тюлень на бело-голубом льду арктического Шпицбергена, Норвегия, моторная лодка с туристами на заднем плане.

Тюлень на льду архипелага Шпицберген

Shutterstock/FOTODOM

Туризм на Шпицберген приносит Норвегии неплохой доход: ежедневно из Осло в аэропорт Лонгйир на архипелаге совершается по три-четыре рейса разных авиакомпаний. Для сравнения: до пандемии из России на Шпицберген выполнялось около 5–6 рейсов в год. Но сейчас нет и их. После того как Норвегия присоединилась к санкциям против РФ, получить визу для посещения Шпицбергена стало очень сложно. Поэтому руководство «Арктикугля» ведет переговоры с губернатором Шпицбергена о возможности запуска прямых чартерных рейсов из России на архипелаг.

Новый порт пяти морей

Развитие российского туризма связано не только с северными и южными территориями. Не менее масштабные проекты есть и в европейской части страны. Один из таких – мегакурорт «Завидово» в Тверской области. Там создали курортную зону с яхт-клубом, кемпингом, отелями и всесезонным спа-комплексом. Курорт уже принимает около четверти миллиона туристов ежегодно, но теперь его хотят расширить.

В начале ноября о планах развития «Завидово» Владимиру Путину докладывал тверской губернатор Игорь Руденя. По его словам, тут появится центр спортивных и водных развлечений, кстати, крупнейший среди подобных сооружений в Европе, а также отели более чем на 1100 номеров, конгресс-центр и горнолыжный склон. «На территории будет сразу три отеля, а еще крытый центр спортивных и водных развлечений: горки, аттракционы. Не придется скучать и любителям горных лыж – круглогодичный склон здесь же, неподалеку», – рассказал Руденя главе государства.

По прогнозам властей, после реализации проекта к 2025 году туристический кластер будет принимать около миллиона человек в год. Инвестиции составят около 33 млрд руб.

Но главное – это открытый в сентябре речной порт в «Завидово». Уже в следующем сезоне он будет принимать до семи круизных судов одновременно, что может изменить всю логистику речных круизов на Верхней Волге. Если сейчас теплоходы отправляются в основном из Москвы, то не исключено, что в будущем часть круизов будет стартовать из «Завидово». Это поможет сократить пассажирам не менее двух суток пути, которые сейчас теплоход тратит на прохождение шлюзов канала им. Москвы.

Добраться из столицы до «Завидово» сейчас можно примерно за полтора часа (расстояние – 115 км). А в 2024 году на курорте появится транспортный узел с железнодорожной станцией, и путь будет занимать менее часа.

Туристы на городской набережной

Речной туризм становится все более популярным в России

Владимир Смирнов/ТАСС

По рекам Сибири

Пассажиропоток в круизах по рекам России из года в год показывает колоссальный прирост. И если для многих отраслей туризма пандемия и антироссийские санкции ничего хорошего не принесли, то для речников это стало периодом расцвета. Закрытие европейских стран и отказ многих мировых круизных компаний от работы с российским рынком вызвали ажиотажный интерес россиян на отдых на российских реках.

И надо отдать должное крупнейшим круизным операторам, которые не расслабились на волне спроса, а практически каждый год предлагают новые уникальные маршруты. К примеру, два года назад были запущены круговые круизы по Байкалу и экспедиционные путешествия по Енисею (между Красноярском и Дудинкой).

В 2023 году круизная навигация вернется на Обь и Иртыш, которые составляют самую длинную речную систему России. Все лето теплоход «Северная сказка», который придет сюда из Волги, будет совершать 11-дневные круизы между Сургутом и Тобольском. Навигация продлится до 31 августа.

Долина спа

Новые курорты, маршруты, проекты в сфере туризма сейчас реализуются по всей стране – от Калининграда до Чукотки. Но и традиционные места отдыха не отстают. К примеру, в районе Красной Поляны идет строительство огромного горнолыжного курорта «Долина Васта». Реализация проекта началась в прошлом году, а инвестиции составят более 80 млрд руб. Посетивший стройку в начале года вице-премьер Дмитрий Чернышенко даже отметил, что «город не видел подобной масштабной стройки со времен Олимпиады».

Авторы проекта говорят, что новый курорт – это логичное продолжение развития курорта «Роза Хутор». Между собой его даже называют «Роза Хутор-2», но при этом номерной фонд «Васты» будет больше, чем на «Розе», – более 3 тыс. номеров.

В интервью ТАСС директор компании «Васта Дискавери» Сергей Бачин рассказал, что кроме горнолыжного отдыха на всесезонном курорте будет «большой акцент на бальнеологию, санаторно-курортный отдых, природный туризм. Дело в том, что в этом месте достаточно много минеральных источников, нарзанов и как раз той живительной влаги, которая туристам будет не просто приятна, но и оздоровительна».

Ожидается, что курорт заработает в 2029 году. Впоследствии «Долину Васта» интегрируют в систему отдыха (транспорт, ски-пассы) со всеми остальными курортами Красной Поляны.

Вторая Анапа

Не менее масштабный проект будет реализован и на Черном море – в станице Благовещенской рядом с Анапой. Он получил название «Новая Анапа». Его площадь составит 800 га, инвестиции – порядка 250 млрд руб. Фактически это будет новый город, в котором построят 50 новых отелей на 15 тыс. номеров, а также развлекательные кластеры, рестораны, пляжные клубы и т. д. По прогнозам властей, «Новая Анапа» поможет увеличить турпоток в Краснодарский край на 2–3 млн человек в год.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».