14 апреля 2024
USD 93.44 -0.28 EUR 99.73 -0.95
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Родные просторы: как государство помогает развитию отечественной туриндустрии
внутренний туризм нацпроект Экономика

Родные просторы: как государство помогает развитию отечественной туриндустрии

По итогам прошлого года доля туриндустрии в ВВП России составила 2,4%. В рейтинге стран «Группы двадцати» (G20) по этому показателю наша страна занимает 14-е место. Насколько реальны планы правительства за счет мер господдержки и стимулирования частной инициативы в ближайшие годы улучшить ключевые показатели отрасли, разбирался «Профиль».

Конные упряжки с санями в ожидании туристов

©Юлий Ахромеев / РИА Новости

Содержание:

О целях и средствах их достижения

В начале ноября президент Владимир Путин побывал в Тверской области, где работает особая экономическая зона (ОЭЗ) «Завидово». Она создана в 2015 году в интересах развития туристического кластера. За семь лет резиденты ОЭЗ инвестировали более 16 млрд руб. в строительство двух гостиниц и оздоровительного комплекса для всесезонного отдыха, кемпинга, яхт-клуба.

В результате появился современный курорт, который привлекает десятки тысяч отдыхающих. По итогам 2021 года турпоток составил около 300 тыс. человек. После открытия на реке Шоша порта, способного принимать одновременно семь круизных судов, и здания вокзала показатель может существенно вырасти.

Внутренний туризм в России вырос на 10% в 2022 году

Пример Тверской области подтверждает значение поддержки отечественной туриндустрии со стороны федеральных и региональных властей и привлекательность отрасли для частных инвесторов.

В 2019-м была утверждена Стратегия развития туризма в России, рассчитанная на период до 2035 года. Она должна обеспечить условия для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного на рынке туристического продукта. Также в повестке усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности отдыха и оздоровления для миллионов россиян.

Среди приоритетов – снятие административных барьеров для бизнеса, совершенствование законодательства с учетом современных требований, повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Также должны быть сформированы цифровая инфраструктура и сервисы, без которых сегодня невозможно успешное продвижение продуктов для въездного и внутреннего туризма.

В мае прошлого года начал реализовываться национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Документ содержит три основных раздела: развитие туристской инфраструктуры, повышение доступности туристских услуг и совершенствование управления в сфере туризма.

Нацпроект ставит амбициозные, но вполне достижимые цели. В частности, намечено в 2,1 раза увеличить число туристских поездок по стране – с 65 млн в 2019 году (последний год до пандемии COVID-19, приведшей к резкому снижению турпотока) до 140 млн в 2030-м. В 1,7 раза планируется увеличить количество рабочих мест в отрасли – с 2,5 млн до 4,2 млн. В совокупности это должно обеспечить прирост вклада туриндустрии в ВВП страны в 2,2 раза – с 3,6 трлн до 8,3 трлн руб.

Туристы на Казанском вокзале

Расходы на транспорт в среднем чеке тура при поездках внутри России могут достигать 40%

Валерий Шарифулин/ТАСС

Зеленый свет для частных инвестиций

Выполнение задач нацпроекта по развитию туристской инфраструктуры возложено на акционерное общество «Корпорация «Туризм.РФ». Эта структура была создана в декабре 2021 года по решению правительства. Основное предназначение корпорации – работать в режиме «единого окна» для бизнеса, чтобы оказывать помощь инвесторам на всех этапах создания новых объектов туризма и индустрии гостеприимства.

Госзаказ на пляжный отдых: в России построят новые морские курорты

Под патронатом корпорации «Туризм.РФ» на принципах частно-государственного партнерства к 2030 году планируется реализовать примерно 600 проектов. На сегодняшний день отобраны и получили поддержку 53 проекта в 27 субъектах Федерации общей стоимостью 387 млрд руб., из которых на федеральный и региональные бюджеты приходится 36,5 млрд руб., остальные затраты берет на себя бизнес.

Государство поддерживает частные компании, работающие на внутреннем туристическом рынке, и другими способами. Например, стимулирует спрос через возмещение части затрат (кешбэк) на поездки по стране. С учетом накопленного опыта эти программы совершенствуются, расширяется круг участников как со стороны предприятий и организаций, оказывающих туристические услуги, так и со стороны потребителей.

На сайте «Национальные проекты России» подробно разъясняется, как оформить и получить кешбэк за путешествие по стране, как вернуть часть средств, потраченных на путевку ребенку в детский лагерь, как воспользоваться услугами туристического авиачартера. В свою очередь, интерес для бизнеса представляет информация о порядке оформления льготного кредита на строительство и реконструкцию отеля, гранта на развитие туристического проекта в регионе и другие вопросы.

От ведомства – к министерству

В октябре текущего года был упразднен Ростуризм, курировавший нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Полномочия профильного ведомства переданы Минэкономразвития, которое уже подключилось к работе. Важно, чтобы организационно-штатные мероприятия не повлияли на сроки выполнения намеченных планов и размеры господдержки.

Замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков на встрече с представителями туриндустрии РФ в ноябре обсудил текущую ситуацию в отрасли. Он подтвердил, что все ранее принятые обязательства по программам поддержки туризма, включая льготное кредитование, остались в силе. Таким образом, базовая структура нацпроекта сохранится.

Названы города России, которые жители страны хотели бы посетить в ближайший год

Правда, при этом нельзя исключать донастройки отдельных механизмов выполнения поставленных задач. В частности, корректировки могут потребоваться после разработки и утверждения туристического мастер-плана России. Этот документ необходим, чтобы обеспечить комплексный подход к развитию туристской инфраструктуры в регионах. Кроме того, мастер-план позволит точнее прогнозировать и перераспределять туристские потоки. Для этого нужны данные по номерному фонду, возможностям авиакомпаний и РЖД, наличию междугородных и межрегиональных автобусных маршрутов. Особенно актуальны такие данные в периоды пиковой нагрузки – сезон летних и новогодних отпусков, дни национальных праздников.

Есть еще одна задача, которую Минэкономразвития по поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко сейчас решает совместно с Минкультуры и Агентством стратегических инициатив. Речь о создании туристических маршрутов по военно-историческим местам. Срок подготовки предложений в правительство – январь 2023 года. Инициатива направлена на патриотическое воспитание детей и молодежи, поэтому в поручении акцент сделан на потребности этой целевой аудитории. Предлагается, в частности, продумать организацию туров в интерактивном режиме с использованием современных компьютерных средств и других цифровых технологий. В дальнейшем можно будет, например, включить поездки по военно-историческим местам в школьную программу, а также сделать их обязательными в планах работы детских летних лагерей.

Заработать на кешбэке, не разориться на билете

В середине мая 2022 года были подведены итоги первого года реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Большинство целевых показателей оказалось не только выполнено, но и перевыполнено. Так, первоначально рассчитывали, что количество турпоездок по России в 2021 году составит 52,2 млн, по факту цифра составила 56,5 млн (рост более чем на 8%).

Пора домой: как внутренний туризм повлияет на развитие индустрии гостеприимства

Основная заслуга в данном случае принадлежит государству, которое существенно увеличило расходы федерального бюджета на поддержку отрасли – с 7 млрд руб. в 2019 году до 39 млрд руб. в 2021-м. В 2022 году объемы финансирования составили уже 70 млрд руб. Из этой суммы 38,8 млрд руб. направлено на развитие туристской инфраструктуры.

В превышении цифр прогнозируемого турпотока проявился эффект комплексного подхода, при котором деньги выделяются не на отдельные региональные проекты, а с учетом потребностей целых территорий, допустим, Дальнего Востока или Северного Кавказа. Объемы такой помощи год от года увеличиваются. Если в 2021 году из бюджета нацпроекта получили господдержку 452 общественные и предпринимательские инициативы по развитию внутреннего туризма, то в 2022 году – почти 800.

Большую роль в стимулировании внутреннего туризма играют программы туристического кешбэка, которые доступны при оплате услуг картой «Мир». В прошлом году на эти цели потрачено 11 млрд руб., в текущем выделено 12,5 млрд руб. Игра определенно стоит свеч: за счет увеличения турпотока регионы смогли дополнительно заработать порядка 100 млрд руб. Примечательно, что туристический кешбэк изменил соотношение бизнес-поездок и поездок с целью отдыха. Раньше первый показатель был в два раза выше, теперь же картина противоположная.

Нацпроект сделал более выгодными и защищенными инвестиции в крупные проекты с длительным сроком окупаемости. Например, такие, как строительство горнолыжного курорта в парке «Три вулкана» на Камчатке, курорта «Лагонаки» в Республике Адыгея и круглогодичного горного курорта «Долина Васта» в Краснодарском крае.

Расширение географии внутреннего туризма по мере создания новых туристских центров неизбежно приводит к росту конкуренции между регионами. И это выгодно для потребителей, поскольку в борьбе за клиентов компании вынуждены снижать цены на свои услуги, вводить бонусные программы, причем делать это не в ущерб качеству.

Проблема, от решения которой в немалой степени зависит будущее нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», – недостаточное развитие логистической инфраструктуры. Расходы на транспорт в среднем чеке тура при поездках внутри России могут достигать 40%. Сэкономить действительно сложно, когда цены на железнодорожные билеты сопоставимы с ценами на авиабилеты или выше их, и даже кешбэк нельзя считать полноценной компенсацией. Связано это не только с большими расстояниями, но и со слабым развитием чартерных авиаперевозок на внутренних линиях. Ситуация меняется, однако пока крайне медленно. Так, в 2021 году чартерами смогли воспользоваться всего 26 тыс. человек, в этом году, по прогнозам, – до 30 тыс. человек. Прямо скажем, достаточно символические цифры, если вспомнить о десятках миллионов россиян, которые каждый год отправляются в путешествие по родной стране.

Автор – профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».