Наверх
8 декабря 2022

Пора домой: как внутренний туризм повлияет на развитие индустрии гостеприимства

Туристы на стойке регистрации в отеле
©Shutterstock/FOTODOM

Многие направления выездного туризма сейчас недоступны россиянам. Причина – санкции, введенные недружественными странами. Однако Россию в плане мест и форм организации отдыха можно с полным правом назвать самодостаточной. Хватит ли на всех путешественников номеров в отелях, разбирался «Профиль».

Гости дорогие

Программой туристического кешбэка с начала 2022 года воспользовались более 2,4 млн человек. Они заплатили за туры примерно 44 млрд рублей, сообщила руководитель Ростуризма Зарина Догузова. ТАСС приводит данные ведомства, согласно которым самыми популярными направлениями стали Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московская область, Москва и Татарстан. Также популярностью пользуются Крым, Ставропольский край с его курортами Кавказских Минеральных Вод, Пермский край, Ярославская и Ленинградская области.

Надо понимать, что 2,4 млн россиян, уже определившихся с географией турпоездок на ближайшие месяцы, – всего лишь вершина айсберга. В прошлом году в период с июня по сентябрь включительно только Краснодарский край, Крым и Калининград приняли более 20 млн отдыхающих.

Насильно мил: внутренний туризм переживает период небывалого взлета

Для сравнения: заграничный вояж в 2021 году совершили примерно 7,5 млн россиян. Очевидно, что с учетом закрытых направлений пляжного отдыха большинства европейских стран в этом году многие остановят свой выбор на отечественных курортах.

Это приведет к увеличению спроса на номера в отелях, а вот предложение может отстать. Российская индустрия гостеприимства только начала восстанавливаться от последствий кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции. В 2020 году в РФ насчитывалось 20,4 тыс. гостиниц и отелей, в 2021-м был зафиксирован рост приблизительно на 3%, до чуть более 21 тыс.

В результате номерной фонд увеличился на 3,2% – с 730 тыс. до 753,5 тыс. номеров. Согласно статистике, 85,5% из них – отели и гостиницы обычного типа, 11,1% – хостелы, 3,4% – придорожные мотели. Подъем можно назвать скромным, если вспомнить, что начиная с 2016 года средняя динамика прироста количества гостиничных объектов держалась в диапазоне 6,1–6,5%.

Звездная болезнь

В зависимости от номеров и уровня сервиса гостиницы и отели классифицируются по шести категориям – от нуля до пяти звезд. К категории «без звезды» в РФ относится примерно 11 600 объектов, 500 имеют категорию «1 звезда», 2000 – «2 звезды», примерно 5000 – «3 звезды», около 2000 – «4 звезды» и 330 – «5 звезд».

Если говорить о пляжном отдыхе, то для подавляющего большинства россиян он эконом-класса. В этом отношении показателен пример Краснодарского края – регион располагает около 10 тыс. отелей на 257 тыс. номеров. Однако 224 из них работают в категории «4 и 5 звезд», а по системе «все включено» – всего 80.

Наибольший прирост, на 16,5%, гостиничного номерного фонда в России был зафиксирован в 2014–2015 годах. В 2018-м (год проведения «домашнего» Чемпионата мира по футболу) этот показатель составил 15,1%. На следующий год обозначился другой тренд – рост числа гостиниц с номерами высшей категории. Лидерами среди регионов стали Краснодарский край, Москва и Подмосковье. К высшей категории относят многокомнатные, а также однокомнатные номера типа «сьют», «апартаменты» и «люкс».

В 2020 году общее количество гостиниц и других коллективных средств размещения (КСР) в нашей стране составляло 27 328. Как было сказано выше, это меньше показателя 2019 года, поскольку отрасль понесла потери из-за коронакризиса. По итогам 2021 года отрасль вышла в плюс, правда, рост был на символические 1,3% – до 27 673 штук. Причем гостиниц стало больше на 3%, тогда как количество всех остальных коллективных средств размещения снизилось на 3,8%.

В настоящие время по номерному фонду впереди всех с большим отрывом Краснодарский край – почти 19%. Доля Москвы – немногим более 10%, ниже в рейтинге – Республика Крым, Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан, Башкортостан, Челябинская, Свердловская и Самарская области.

От спортивных рекордов – к строительным

Опережающее развитие отечественной индустрии гостеприимства традиционно обеспечивает участие регионов в статусных мероприятиях, подобных Зимней Олимпиаде 2014 года. Благодаря этому всего за несколько лет номерной фонд гостиниц в Сочи вырос примерно на 40%.

Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией оказало столь же мощное влияние. Номерной фонд гостиниц полуострова практически удвоился. Настолько, что в 2019 году по сравнению с другими регионами РФ предложение превышало спрос. Иными словами, в год один номер в среднестатистической крымской гостинице использовался для размещения всего 19 гостей. Прямо скажем, это не самый высокий показатель загрузки по отрасли.

Дорожные расходы: туристической отрасли прописали курс денежных инъекций

В конце прошлого года правительство приняло госпрограмму «Развитие туризма». Она включает развитие туристической инфраструктуры, повышение доступности туристических продуктов и совершенствование управления в сфере туризма. Срок реализации – до 2030 года. Общий объем финансирования на ближайшие три года составит 724 млрд рублей. Из этой суммы 168,4 млрд выделит федеральный центр, 75,8 млрд рублей – регионы, 542,1 млрд рублей – внебюджетные источники.

Начиная с этого года правительство направляет федеральные субсидии на ускоренное развитие туристической сферы территорий. Планируется вложить их в строительство кемпингов и автокемпингов, также появятся новые пляжи, туристические маршруты культурно-познавательного и экологического направления, предназначенные для безопасного активного отдыха на природе.

Не менее 800 инвестпроектов должны реализовать субъекты малого и среднего предпринимательства с опорой на госсубсидии уже до 31 декабря текущего года. Обязательное условие – собственные средства бизнеса должны составлять не менее 30% от общих затрат.

Однако предусмотрены и дополнительные меры поддержки в виде снижения фискальных платежей. В частности, не так давно было принято решение с 26 апреля 2022 года обнулить ставку НДС для гостиниц и других средств размещения. Льгота введена на ближайшие пять лет, ею смогут воспользоваться как действующие, так и новые объекты индустрии гостеприимства. Это, с одной стороны, ускорит окупаемость инвестиций, а с другой – должно помочь сдержать рост цен на услуги гостиниц.

Ставка на глэмпинги

Кемпинги и автокемпинги, которые в России практически не развиты, представлены в 150 проектах, запланированных на этот год. Кроме того, до начала летнего сезона решено построить 50 быстровозводимых модульных отелей (глэмпингов) на 2,5 тыс. мест. Сначала они появятся на территории Крыма, затем – в других регионах, востребованных для пляжного отдыха.

Была бы прочна палатка: в России набирает популярность новый вид туризма – глэмпинг

В перспективе программу хотят масштабировать, и глэмпинги начнут активно строить на Дальнем Востоке, Алтае, в Хакасии, на Байкале. Капитальное строительство занимает гораздо больше времени. Модульные отели помогут частично удовлетворить стремительно растущий спрос на качественный отдых в России.

Глэмпинг (гламурный кэмпинг) представляет разновидность кемпинга, сочетающего комфорт гостиницы и преимущества отдыха на природе. То есть стандартный номер должен иметь санузел, ванную комнату с горячей водой, кровати и всю необходимую мебель. Модульные отели можно собирать из деревянных комплектующих и металлокаркаса. Проживание не ограничено только летним сезоном, а может быть круглогодичным, был бы спрос на турпутевки.

Определенные сложности могут возникнуть на этапе подготовки и согласования проекта. Пожалуй, главная проблема связана с тем, что необходимо найти участок земли, желательно в шаговой доступности от моря, с развитой транспортной инфраструктурой, удобный для размещения отеля. Понятно, что на побережье Краснодарского края, Калининградской области или Крыма сделать это не так просто.

Подвести и подключить газ, электричество, водоснабжение, построить дорогу, набрать и обучить персонал – все это тоже занимает время. Зато после соблюдения административных формальностей задача решается в предельно короткие сроки. Обычно строительство глэмпинга занимает не более трех месяцев. После этого новый отель готов к приему отдыхающих. В условиях быстрорастущего рынка внутреннего туризма такой формат отдыха может получить очень динамичное развитие.

Автор – эксперт по недвижимости Высшей школы управления финансами

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль