21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Запрос на интеллект: как изменится российское образование с развитием технологий
вузы Наука и Технологии образование Россия

Запрос на интеллект: как изменится российское образование с развитием технологий

Образование и технологии – сферы взаимосвязанные. Технические вузы обучают тех, кто затем разрабатывает новые технологические решения. Эти разработки, в свою очередь, напрямую влияют на образовательный процесс – как на его форму, так и на содержание. 2020-е принесли нам два главных и по-прежнему актуальных тренда в сегменте EdTech (education technologies – образовательные технологии): онлайн-обучение и генеративный искусственный интеллект (ИИ). Смогут ли они перевернуть консервативную систему образования?

студент очки виртуальная реальность

©Анатолий Жданов/Коммерсантъ/Vostock Photo
Содержание:

ИИ студентам в помощь

Первый «слон в комнате», который обращает на себя внимание, – конечно же, ИИ. Наверное, уже нет сферы, где бы искусственный интеллект так или иначе себя не проявил, но обучение будущих специалистов, пожалуй, одна из самых критических в долгосрочной перспективе. Если не проработать вопрос применения технологии сегодня, в будущем есть риски получить сонм неквалифицированных выпускников.

Как это происходит, в прошлом году показал студент РГГУ, защитивший написанный с помощью нейросетей (конкретно – ChatGPT) диплом. За работу по специальности «менеджмент» он получил «удовлетворительно», а на подготовку, по его словам, потратил 15 часов, из которых девять ушло на редактирование результатов выдачи ИИ. И если бы не похвальба в соцсетях, история имела все шансы остаться нераскрытой.

Я только спросить: можно ли доверять ответам ChatGPT и прочих нейросетей

Компания «Антиплагиат», занимающаяся проверкой текстов на оригинальность, отреагировала мгновенно. В течение недели было анонсировано, что сервис научится проверять материалы на предмет машинной генерации, а сама функция появилась уже спустя несколько месяцев. В недавнем интервью исполнительный директор «Антиплагиата» Юрий Чехович объяснял, что теперь ведется работа над регламентированием: как учитывать применение ИИ в подобных работах.

Думают об этом и вузы. Вот что рассказала «Профилю» директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц: «У университета возникают вопросы: хорошо или плохо, если студент использует ИИ, автор он или не автор, нужно это разрешать или запрещать? Первый вывод был: надо просить студентов указывать, что они использовали нейросеть, описывать, для какой задачи, с каким промптом (запросом на генерацию текста. – «Профиль») они работали, откуда брали данные, как их предобрабатывали и т. д. Это тоже можно оценивать».

Одно ясно: запрещать применение нейросетей, кажется, никто не собирается. Более того, сегодня, по прошествии времени, вузы стали относиться к технологии весьма лояльно.

«Результаты работы генеративных моделей ИИ вполне можно использовать при подготовке рефератов, курсовых, дипломных работ, но не с целью выдать за свои, а как систему поддержки принятия решения», – поделился мнением с «Профилем» ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин. Искусственный интеллект, по сути, является развитием таких инструментов, как счеты, калькулятор, компьютер, добавляет эксперт: «Неразумное использование любого инструмента превращает его во врага. При разумном же подходе ИИ – полезная вещь».


Обучение в шлеме

Помимо ИИ ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин упомянул и другое технологическое направление в образовании – VR/AR. «Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют создавать интерактивные симуляции, визуализировать сложные явления и дорогие технологические процессы», – объясняет эксперт.

Развитие этой сферы в масштабах сегмента EdTech пока не слишком заметно, но есть тенденция к росту. По данным «Росэлторга», в 2023 году российские вузы и школы потратили на VR/AR-оборудование более 1,8 млрд руб. В 2024-м, по оценкам, закупок будет больше.

Виртуальные тренажеры снискали особую популярность в промышленном секторе, где в VR-среде обучают особенностям производства начинающих специалистов. А в середине июня Первый МГМУ им. И.М. Сеченова сообщил о разработке виртуального тренажера будущих фармацевтов.


Кто учить будет

Раз технология стала такой популярной и востребованной, очевидно, что нужны профессионалы, которые сумеют с ней работать не как пользователи, но как профильные специалисты. В России этот вопрос прорабатывается на государственном уровне – в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект». К марту 2024-го в вузах запущено 86 профильных магистерских и 36 бакалаврских образовательных программ. По официальной статистике, подготовлено уже более 17 тыс. специалистов, а к 2030-му планируется довести этот показатель до 70 тыс.

Горе от диплома: почему российское образование не может обеспечить экономику специалистами

Кроме того, в этом году четыре вуза – ИТМО, МФТИ, НИУ ВШЭ и Университет Иннополис – совместно с ключевыми ИИ-разработчиками страны «Яндексом» и «Сбером» запустили первую профильную программу высшего образования для ИИ-архитекторов и исследователей. Ожидается, что ее выпускники (по срокам получается аккурат к 2030 году) будут разрабатывать алгоритмы, применяемые в ключевых сферах: генеративка, беспилотники, роботы, системы компьютерного зрения и так далее.

«В инженерном деле сейчас происходят перемены, вызванные цифровой революцией, – объясняет Михаил Гордин. – Выпускники должны уверенно владеть компетенциями, необходимыми для создания перспективной техники, которая становится все более интеллектуальной. С другой стороны, они должны усвоить фундаментальные междисциплинарные знания, что позволит им развиваться как профессионалам в будущем». Для этого, уточняет эксперт, образовательные программы и учебные планы разрабатываются совместно с работодателями и специалистами-практиками, с применением современных инструментов.

Соответственно, в рамках тренда на технологическую ориентированность можно выделить и такой аспект, как постоянное привлечение в вузы технических специалистов.

Переходим в онлайн

«А вот к технологиям дистанционного обучения и онлайн-курсам мы относимся настороженно, – продолжает Гордин. – Гибкость планирования студентами изучения материалов может обернуться низким качеством обучения. Тому есть объективные причины: сложно достичь и поддерживать нужную концентрацию внимания».

Надо сказать, что эксперт комментировал вопрос с позиции подготовки инженеров, на которых прежде всего специализируется Бауманка. Учитывая, что вуз объединяет теоретические занятия с практикой в разных форматах, едва ли можно было ожидать иного ответа. Вероятно, в этой сфере такой подход действительно применим слабо.

Вкалывают роботы: где смогут заменить человека антропоморфные машины

Тем не менее сегмент онлайн-образования, начав активно развиваться во время пандемии, продолжает увеличиваться, хотя и меньшими темпами. Агентство Smart Ranking подсчитало, что российский EdTech-рынок за 2023 год вырос на 32%, суммарная выручка крупнейших компаний в сфере онлайн-образования составила более 119 млн руб. Иными словами, заданный в 2020 году тренд на дистанционное обучение сохраняется. Но за счет чего, если вузы настроены по отношению к такому формату скептически?

«Онлайн-образование стало неотъемлемой частью высшего образования в России, но повлияло, скорее, на его форму, нежели на содержание, – объясняет Дарья Гриц. – Некоторые исследователи отмечают, что в принципе не осталось «чистого офлайна» в университетах: так или иначе везде есть онлайн-компонента. Во многом это произошло под влиянием пандемии COVID-19, когда университеты вынужденно попробовали разные форматы, и в отдельных случаях они оказались адекватными задачам».

В качестве примера таких задач эксперт приводит обучение навыкам программирования или работы с данными в Excel, где онлайн-форматы оказались успешнее офлайна. Первая российская онлайн-магистратура появилась в МФТИ еще в 2016-м, а сегодня их уже более 80, причем больше половины – в сфере IT, рассказала Дарья Гриц. И на протяжении восьми лет виден растущий спрос на удаленное обучение. «Вероятно, онлайн-магистратура – наиболее адекватный формат профессионального развития для взрослого работающего человека», – полагает она.

Слова эксперта подтверждаются данными Smart Ranking: дополнительное профессиональное образование (ДПО) уже который год лидирует по суммарной выручке в сегменте EdTech – в 2023-м его доля составила 35%. Кстати, отметим, что на втором месте – онлайн-образование детей (30%), и, судя по динамике, по итогам этого года оно может выйти на первое место.

Персонализация обучения

Особенности онлайн-площадок вкупе с инструментами генеративного ИИ позволяют аналитикам выделить еще один тренд – персонализацию обучения

Виктор Коротаев/Коммерсантъ/Vostock Photo

Почему устаревают знания

Почему дополнительное профобразование набирает популярность? И здесь «виноваты» технологии. Научно-технический прогресс к концу первой четверти XXI века стал настолько стремительным, что многие профессии слишком быстро устаревают: одни автоматизируются, другие и вовсе уходят в небытие.

Современный студент, получая профильное высшее образование, не может быть уверен, что его знания сохранят актуальность через пару десятилетий. Соответственно, в 30–40 лет для многих наступает переломный момент, когда нужно либо активно осваивать иные навыки, либо вовсе менять профессию. И именно онлайн-курсы обеспечивают людям, которые в большинстве своем не могут бросить текущую работу по финансовым соображениям, возможность параллельно приобретать новые умения и специальности.

Обучение на онлайн-площадках заметно отличается от традиционного. Предполагается, что состоявшийся человек имеет четкую мотивацию и нацелен на самостоятельную работу. А значит, его не нужно подгонять учить теорию и выполнять домашние задания. Есть лекции в формате видео или текстовые, с заданиями и тренажерами. За помощью можно обратиться к наставникам, «домашки» проверят ревьюеры, но коммуникация с ними только в момент возникновения проблемы либо на «контрольных точках». Это, к слову, позволяет преподавателям вести по несколько потоков студентов параллельно (как мы помним, число желающих войти в новые профессии год от года растет).


Персональная учебная программа

Особенности онлайн-площадок (гибкий график, интерактивные задания, возможность объединяться в проектные команды и т. д.) вкупе с инструментами генеративного ИИ позволяют аналитикам выделить еще один тренд – персонализация обучения. Пока на этом пути сделан лишь первый шаг: в рамках онлайн-курсов студент может сам выстраивать образовательный процесс, решать, когда и как ему выполнять то или иное задание.

В будущем контент – формат подачи и освещаемые в рамках курса аспекты – с помощью генеративного ИИ может быть настроен под потребности каждого конкретного студента с учетом его возраста, жизненного опыта, целей и задач и других факторов. Это позволит решить и проблему разного уровня подготовки учащихся: вместо вузов и образовательных платформ разрыв компенсирует тот же ИИ, адаптировав программу обучения.


О пользе коллективного труда

Развитие технологий напрямую влияет и на социологический аспект в образовании. Например, в числе EdTech-трендов аналитики упоминают, казалось бы, посторонние аспекты: командные образовательные проекты, социально-эмоциональное обучение, получение управленческих навыков.

Спроси по-человечески: как нейросети изменят систему поиска информации в интернете

Ректор Бауманского университета, отвечая на вопрос о внедрении инновационных технологий в образовательные процессы, также первым поставил проектное обучение. «Студенты учатся, решая реальные проблемы и применяя теоретические знания на практике. В центрах инженерных компетенций мы задействуем и индивидуальные, и групповые проекты – это особенно важно для современных инженеров, ведь их труд коллективный», – рассказал он. Работая как единый организм, специалисты разного профиля смогут создавать большие организационно-технические системы для нашей страны, подчеркнул Михаил Гордин.

Иными словами, технологическое развитие в перспективе напрямую зависит от того, насколько слаженно будут работать специалисты в синергии. Отсюда вытекает необходимость и в менеджерском обучении, и в социально-эмоциональных навыках: они потребуются как для работы в командах, так и в разработке новых проектов и выводе их на рынок.

Потребность в управлении возникает и при взаимодействии с технологиями напрямую, точнее – с конкретной технологией. Как было раньше: ты либо специалист, либо менеджер и управляешь специалистами – третьего не дано. Теперь же у работника появились инструменты генеративного ИИ. Вот тут-то ему и нужны менеджерские навыки: чтобы заставить нейросеть выдать релевантный и точный результат, ее надо «убедить» это сделать, то есть составить грамотный промпт-запрос. Если вдуматься, это примерно то же самое, что делегировать задачу другому члену команды или подчиненному. Ну а чтобы оценить, проверить и доработать выдачу, потребуются навыки специалиста.

Стремительное распространение генеративных алгоритмов показывает, что методы, используемые в системе высшего образования последние 100, 50 и даже десять лет, сегодня становятся устаревшими, не отражают требования новой реальности, подводит итог Дарья Гриц. «Что это за новая реальность? В первую очередь речь идет о генеративных алгоритмах, внедрение которых уже внесло революционные изменения в систему разделения труда, повлияло радикально на рост производительности, позволяя решать очень сложные задачи без участия самого человека», – уточняет она.

Таким образом, заключает эксперт, дальнейшее технологическое развитие будет связано не с ростом производительности человека, а с увеличением производительности алгоритма. И в данном контексте нужно думать не о каких-то частных переменах в сфере высшего образования, а об изменении системы в целом.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".