"Самая большая луна": кринжовое фэнтези об энергетических вампирах
В прокат вышло российское фэнтези «Самая большая луна» – кино, загадочным образом оставшееся без режиссера. Вообще-то, постановщиком еще до недавнего времени значился Алексей Попогребский, соавтор картины «Коктебель», режиссер драмы «Как я провел этим летом», получившей три награды Берлинале, один из создателей сериала «Оптимисты». В общем, режиссер, делающий кино скорее авторское, но захотевший поработать над большим жанровым проектом.
Что пошло не так и почему в титрах картины постановщик теперь вовсе не значится, неизвестно. По крайней мере, пока что создатели фильма не комментируют причины произошедшего. Не исключено, что Алексей просто остался недоволен работой и сам захотел снять свою фамилию. Возможно, его лишили контроля над монтажом. Но все это лишь догадки. К сожалению, пока мы вынуждены оценивать тот продукт, который вышел в кинотеатрах, и вызывает он, за исключением некоторых моментов, большое недоумение.
Разобраться в том, как устроен мир «Самой большой луны», малореально, да и азарта анализировать его внутреннюю логику картина не вызывает (есть подозрение, что этой логики просто нет). Информации, проговариваемой персонажами скоровогоркой, слишком много, но смысловых пробелов в этой информации – еще больше. Никакого постепенного погружения в фэнтезийную реальность и обстоятельного знакомства с героями в фильме нет и в помине – а ведь именно это обычно позволяет проникнуться происходящим, поверить в выдуманный мир.
Мы узнаем, что во вселенной фильма существуют некие сверхсущества эмеры, каждому из которых не хватает какой-то эмоции. Эти эмоции вроде страха или ревности они находят у людей и высасывают из них. Чужие чувства для них – своеобразный наркотик: персонажи иногда называют себя энергетическими вампирами. Они также могут намеренно вызывать у людей определенные эмоции. А еще эмеры не умеют любить и не испытывают физической боли.
Самый могущественный эмер Глеб (Филипп Янковский) ищет других «сородичей», и они присоединяются к сообществу. Но главной задачей для него является поиск пропавшей дочери Кати – избранной, которая поможет эмерам сделать полным эмоциональный спектр и таким образом вернет им дар любить. И еще, кажется, от чего-то спасет (но от чего – непонятно). Когда Катю удается обнаружить, за ней отправляется молодой эмер-полукровка Денис (Иван Ивашов).
Катя (Симона Куст) живет с приемным отцом, который создал приложение по управлению своими и чужими эмоциями (Александр Гришин). Девушка, судя по всему, вынуждена существовать почти в полном уединении и, лишенная внешних стимулов, она обделена и эмоциями. Когда Денис появляется у нее дома и предлагает ей посмотреть на самую большую луну за сто лет, Катя начинает открывать для себя разные чувства. В том числе, конечно, и любовь.
Сама идея, которая лежит в основе картины, содержит в себе большой потенциал, но интересного адекватного развития в «Самой большой луне» она не получает, погребенная под невнятной суетой сюжета. То, что не удалось авторам фильма, прекрасно удалось создателям анимационной франшизы «Головоломка», вторая часть которой сейчас рвет кассу по всему миру (в том числе и в рамках так называемого предсеансового обслуживания в России).
"Я иду играть": скринлайф-триллер о разобщенности детей и родителей
«Головоломка» рассказывает о том, что плохих эмоций нет, что каждая эмоция важна для человека, поэтому не стоит подавлять никакую из них. В сиквеле авторы показывают, как разрушительно на жизнь человека воздействует ситуация, когда власть над ним захватывает ограниченный набор эмоций (в картине героиней-тинейджером завладевает в первую очередь тревога). Эмеры тоже стремятся восстановить полноту своих эмоций. Видимо, Алексей Попогребский решил вспомнить о своем психологическом образовании.
Вторая составляющая «Самой большой луны» – история взросления Кати и ее любви к Денису. Создатели фильма, безусловно, передают большой привет «Сумеркам». Герои тоже бегают по мрачным живописным лесам под луной и чересчур быстро друг в друга влюбляются. Так быстро и так сильно, что остается только похихикать (подобный ход в 2020-е смотрится неубедительно даже в очевидно более талантливой «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга).
"Проклятие «Зов могилы»" и "Полночь с дьяволом": два хитовых хоррора в прокате
И, конечно, герои не могут быть вместе, как и все возлюбленные в романтической культуре. За персонажами «Самой большой луны», как и за героями «Сумерек», охотятся другие, «злые», энергетические вампиры, которых тут называют каннибалами.
Одна из наиболее удачных составляющих «Самой большой луны» – это кастинг. Дебютантка в кино, модель Симона Куст, хоть и не всегда убедительна в актерской игре, но обладает самым важным для киноартиста свойством – киногенией. Ее любит камера, за ней приятно и интересно наблюдать. Можно даже сказать, что она завораживает.
Одетая в яркий и весьма сексуализированный наряд (без этого, видимо, никуда), она напоминает какую-то из героинь ранних фильмов Люка Бессона – опасную и хрупкую одновременно. В голову приходят ассоциации и с Эммой МакКей, Лили-Роуз Депп, Кирой Найтли.
На фоне Симоны Куст более опытный Иван Ивашов в роли Дениса теряется, да и какой-то особенной химии между персонажами нет. Зато наблюдать за тем, как с лица Кати по ходу действия постепенно смывается и стирается макияж, можно вечно: часто ведь в кино героини ходят с идеальным мейком, что бы с ними ни происходило.
А вот художники по костюмам, в отличие от визажистов, выдали множество странных художественных решений. Очень странно одеты эмеры, которые живут в подобии хиппи-сквота с героем Филиппа Янковского. Почему, например, главная помощница Глеба выглядит так, будто сбежала с бала сатаны из «Мастера и Маргариты»? А возможно, с костюмированной вечеринки – как и ее «сожители».
Очень много вопросов к фильму, а ответов, к сожалению, слишком мало. Зато поводов посмеяться масса – пусть и незапланированных создателями картины.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".