Стандарт букв и чисел: как проверяют качество бензина и дизтоплива на АЗС
Борьба с контрафактным топливом в России почти завершилась. Акцизы и уточнения Налогового кодекса привели к тому, что заниматься им стало невыгодно. Практически все, что продается сейчас на автозаправочных станциях (АЗС), соответствует стандартам.
На сайте Российского топливного союза (РТС) на голосование был поставлен вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством бензина, продаваемого в вашем регионе?». Ответов «да» – 62,6%, «нет» – 37,4%. РТС уверяет, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) выпускают то, что положено по техрегламенту. К ним претензий нет и не было. Но контрафакт в обороте все еще встречается, несмотря на значительное сокращение его объемов за последние пять лет.
Для российского производителя топлив ориентир – ГОСТ. Это строгий документ, однако если он что-то не предусмотрел или его требования выполнить сложно (либо не хочется), выручают техусловия (ТУ). Они позволяют отступить от ГОСТа по ряду параметров. Производитель обязан сообщать потребителю, по стандарту или же по ТУ выпущен продукт и по какому именно. Потребителю это, может, и не очень интересно, но контролирующие органы ежегодно ужесточают проверки качества моторных топлив (МТ) и их соответствия ГОСТу.
Как акциз контрафакт победил
Не так давно, в 2018 году, Росстандарт сообщал, что каждая восьмая АЗС России торгует суррогатным моторным топливом. Минэнерго давало более высокую оценку – 30%, т. е. почти треть топлива была «левой». Сегодня проблема почти решена. Госорганы контролируют вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) по всей цепочке. Махинации практически исключены. Особенно в сетях АЗС «большой четверки» – «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Татнефть». Такие крупные компании не будут рисковать своей репутацией.
В России около 50% АЗС не входят в ВИНКи. Среди этих независимых станций есть сети («Трасса», «Нефть Магистраль»), а есть бесчисленные единичные АЗС. Последние и могут «химичить». Вычисляется это просто. Допустим, какая-то компания получила с нефтебазы по 100 тонн 92 и 95-го бензина, а реализация его на колонках составила 80 тонн для 92-го и 120 тонн для 95-го. Значит, 20 тонн волшебным образом подняли октановое число и цену.
Для этого есть два пути. Во-первых, откровенный обман, когда одно МТ выдается за другое. Это вычисляется на проверках и наказывается. Во-вторых, повышение октанового числа с помощью присадок еще до колонки, в резервуаре. Это тоже вычисляется и тоже наказывается. Добавлять присадки могут только НПЗ, но не ретейлеры.
Другое дело дизель. Его никогда не подделывали. Просто под названием «дизель» продавались нефтепродукты, которые дизелем не являются. Номенклатура продуктов большая, но общее у них одно: они уходят с завода без уплаты акциза. Дешевый безакцизный продукт на нефтебазе может стать якобы дизелем и продаваться существенно дороже. Все манипуляции – только на бумаге.
Раньше в Налоговом кодексе каждый вид продукции был поименован и либо облагался акцизом, либо нет. Например, выпуск печного топлива, похожего на дизель, не облагался акцизом, и производитель легко продавал его – спрос-то со стороны оптовиков был большой! С помощью подмены накладных с базы оно уходило в качестве дизтоплива.
По характеристикам настоящий дизель и его подделка похожи, поэтому для старой дизельной техники, которой у нас много, подмена незаметна. Трактору «Беларус», например, высококачественное топливо не нужно, мотор не сломается. Для него что печное топливо, что дизель – все одно. Другое дело легковой автомобиль с дизельным двигателем с системой common rail. Печное топливо для него может обернуться капремонтом.
С 2018 года были введены акцизы на ранее неподакцизные нефтепродукты, и махинации с документами начали терять смысл. Тем не менее лазейки остались, поскольку номенклатура топлив очень широкая и всегда можно найти что-то, что дешевле настоящего МТ. Печное топливо обложили акцизом, но появилось в обороте судовое маловязкое топливо и тоже стало якобы дизелем.
Таких вариантов подмен множество, поскольку гамма продуктов НПЗ очень широкая, теоретически – сотни наименований, из них лишь пара десятков коммерческих, описанных в стандартах и в Налоговом кодексе.
Американский химик Бенджамин Силлиман в 1855 году обнаружил, что сырая нефть при нагревании распадается на фракции, каждая со своей температурой кипения. При 70 градусах по Цельсию можно из колонны (которая по принципу работы схожа с самогонным аппаратом) отбирать бензин, при 170°С – керосин, при 270°С – дизтопливо, при 450°С – мазут, при 600°С – битум. Но границы не жесткие, тот же дизель или почти дизель можно получить и при 260°С, и при 280°С, что и позволяло проводить манипуляции с ним по бумагам. За него можно было выдать подобное, близкое, но не то.
С подменой документов государство борется своими документами. Сейчас в Налоговом кодексе есть понятие «средних дистиллятов» – им дали признаки идентификации и почти все они стали облагаться акцизом. Но в признаках идентификации были допущены ошибки.
Крупные НПЗ, входящие в ВИНК, этим не пользуются. А вот у небольших, которых на жаргоне нефтепереработчиков называют «самоварами», есть соблазн выпускать более дешевые подделки. В России 30 крупных НПЗ и около 80 малых, они и могут обходить акцизы, чуть меняя начало или конец температуры кипения и указывая в паспорте другие цифры дистиллята.
Расширение линейки подакцизных нефтепродуктов, контроль нефтебаз и АЗС сделали свое дело: фальшивый бензин исчез, фальшивый дизель на грани исчезновения. И то, что потребитель получает из «пистолета» автозаправочной колонки, сегодня в 99% случаев соответствует прописанному в ГОСТе.
Многообразное единство
До 1910 года любой производитель МТ выпускал его под собственным брендом. Потребителю было непонятно, что стоит за именем топлива – его качество менялось от НПЗ к НПЗ даже внутри одной корпорации. Порядок в этом первой навела Shell: бензины и масла Shell Spirit были стандартизированы на всех ее заводах. Примеру компании последовали и другие мейджоры.
В 1927-м унификация продолжилась, теперь уже между производителями. Американский институт нефти (API), Национальное бюро стандартов и производители ввели понятие октанового числа (ОЧ) на основе склонности МТ к детонации. Определялось оно двумя методами: моторным и исследовательским.
Первый – в модели работы двигателя на постоянных оборотах, в режиме ровной и скоростной езды по шоссе. Второй – как если бы машина шла по городу, с небольшой скоростью и частыми разгонами/торможениями. Моторный метод называется MON, исследовательский – RON, и полученные с его помощью цифры всегда выше.
Российские производители маркируют бензин с разными ОЧ как буквы и цифры от 75 до 100 (бензины 80 и ниже в РФ больше не используются, хоть стандарт для них и существует). «А» – означает «автомобильный», а не авиационный или судовой. Если это одна буква и две цифры, то ОЧ замерено моторным методом. Если к нему добавляется «И» – исследовательским.
У дизтоплива тоже есть октановое число, которое всегда составляет около 40. Но для владельца дизельного авто знать его бесполезно, поэтому на АЗС дизтопливо обозначают просто ДТ. Зимой ОЧ чуть выше 40, летом может быть и ниже, но «зимние» и «летние» версии – не столько химия, сколько маркетинг.
Закрытый вентиль: снизятся ли цены на АЗС после запрета экспорта топлива
ГОСТ для бензина – 2084-77, для дизеля – 305-2013. Последние цифры означают год принятия стандарта. Это не значит, что сегодня НПЗ выпускают топливо по регламентам 1977 года, они много раз корректировались. А качество дизтоплива описано в 2013 году, т. е. по довольно свежему документу, отменившему предыдущие. В ГОСТе 305-2013 ничего интересного нет: дизель – везде дизель, был бы настоящий. С бензиновым стандартом дело поинтереснее: он описывает хоть и близкие, но не одинаковые топлива.
ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95. В этом ГОСТе нет ни 92-го, ни 98-го бензинов. Они вырабатываются по ТУ 38.001165-97 для 92-го и 38.401-58-122 – для 98-го. Появившийся в конце 2010-х бензин 100 тоже выпускают по ТУ, на каждом НПЗ эти условия свои. Доводят октановое число до 100 присадками. «Сотка» – не предел. Авиабензины (не керосины для лайнеров, а бензины для легкомоторных самолетов) имеют число 115. Выше ОЧ не бывает.
Автовладелец всегда в курсе, бензин с какими цифрами после А или АИ у него в баке, и другими параметрами топлива не интересуется. Между тем у бензина есть 70 основных лабораторных составляющих. ГОСТ использует 20, то есть регламентирует менее трети параметров.
У неподготовленного потребителя вряд ли возникнет желание разобраться в обилии документов, тем более вникать в нефтехимию. В Европе проще: вместо ОЧ – названия, которые примерно соответствуют нашим числам: Regular (у нас – 92), Premium (95), Super (98). В США это Regular, Mid-grade и Premium. У нас 98-й заменил бензин с ОЧ 100 – он дороже, но его эффективность на глаз незаметна, только в лабораторных тестах.
За качество топлива, произведенного по ГОСТу, можно не волноваться: по основным параметрам это правильный бензин. Но вернемся к опросу Топливного союза о качестве. Все-таки 37,4% недовольных – это много. Ответ может лежать не в области топлив, а в психологии покупателя: если ему что-то понравилось, то он, скорее всего, промолчит, если же нет, то обычно об этом скажет.
При сомнениях в качестве МТ на любой АЗС можно потребовать его сертификат. Если там указан ГОСТ 2084-77 для бензина или 305-2013 для дизеля, то все в порядке.
Автор этой статьи задавал инженеру-нефтехимику и двум редакторам нефтегазовых журналов вопрос: решена ли проблема с контрафактным топливом, и если да, то благодаря чему? Ответы были однотипными: «По бензину контрафакта практически нет, по дизелю есть, но крайне мало. А проблему решили за счет роста акцизов». Значит, уже почти все по ГОСТу, а ему можно верить.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".