14 июня 2024
USD 88.21 -0.81 EUR 94.83 -0.91
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Закрытый вентиль: снизятся ли цены на АЗС после запрета экспорта топлива

erid: LjN8KEkeP

бензин топливо цены Экономика

Закрытый вентиль: снизятся ли цены на АЗС после запрета экспорта топлива

Бензин и дизтопливо в России за последние недели существенно подорожали. Из-за этого ускорился рост цен на товары и услуги, что стало вызовом для отечественной экономики. В чем причины, и когда ждать перемен к лучшему?

Цены на топливо

©Эрик Романенко/ТАСС

Правительство РФ 21 сентября ввело запрет на экспорт автомобильного бензина и дизтоплива из России, в том числе купленного на бирже. Мера временная, как отмечено в постановлении, решение принято «для стабилизации внутреннего рынка».

Накануне вице-премьер Александр Новак в кулуарах Тюменского промышленно-энергетического форума заявил, что на оптовом рынке возникла диспропорция и власти намерены действовать решительно. По его словам, отмечается большой рост цены на нефтепродукты, и снижение курса рубля по отношению к доллару. «То есть мировая экспортная альтернатива достаточно высокая, а внутренний рынок менее премиальный. Но задача стоит на внутреннем рынке цены держать, не повышать, что удается сделать, вертикально-интегрированные нефтяные компании этим занимаются», – сказал вице-премьер.

Правительство временно ограничило экспорт бензина и дизеля из России

Удорожание бензина и дизтоплива стало настоящим вызовом для правительства. Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, выступая в начале сентября в Госдуме, не исключил, что дефицит топлива может остановить полевые работы: «У нас проблемы именно уже с наличием [топлива]. Если мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа».

Тревогу выразила и глава Банка России Эльвира Набиуллина, подчеркнув, что нынешний уровень цен на топливо – важный фактор инфляции. По ее словам, правительство ведет работу над урегулированием ситуации и регулятор ожидает принятия эффективных решений.

Следует сказать, что первые четыре месяца 2023 года не предвещали каких-либо потрясений. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, что называется, был уверен в завтрашнем дне. Он заявлял, что АЗС чувствуют себя очень хорошо, а предложение нефтепродуктов растет. Чтобы не нарушить гармонию, достаточно просто ничего не трогать. И тогда «никакие катастрофические моменты рынок не ожидают».

Прогноз Евгения Аркуши не оправдался: цены на топливо в мае–июне устремились вверх. Сначала – оптовые, затем – розничные. В начале апреля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин АИ-92 торговался примерно по 45 тыс. руб. за тонну, 15 сентября – по 70,44 тыс. руб. за тонну, За тот же период АИ-95 подорожал с 50 тыс. до 76,4 тыс. руб. за тонну, летнее дизтопливо – с 50 тыс. до 73,75 тыс. руб. за тонну.

Дело дошло до того, что в некоторых регионах оптовые цены оказались выше розничных. Не может бизнес покупать дорого, а продавать дешево, не может работать в убыток, говорил тот же Евгений Аркуша уже в сентябре. Ответственность он возложил на Минфин, который поставил интересы бюджета и некоторых секторов экономики над интересами нефтяной отрасли.

С 2015 года в России начал осуществляться «налоговый маневр», суть которого в перенесении фискальной нагрузки на добывающий сектор. Предполагалось, что ежегодное повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет происходить одновременно со снижением таможенных пошлин.

Нерабочая АЗС
©Александр Река/ТАСС

Сохранить стабильные цены на внутреннем рынке в правительстве надеялись за счет снижения акцизов. Решение логичное, учитывая, что цена топлива для конечного потребителя более чем на 80% формируется именно из налогов и акцизов. К сожалению, в этой части «налоговый маневр» дал сбой.

В 2018 году цены на АЗС резко пошли вверх. В ответ правительство снизило ставки акциза в среднем до 3000 руб. за тонну. И на тот момент их доля в стоимости литра бензина и дизтоплива лишь немногим превышала 2 руб. Потом маятник качнулся назад, и в 2023-м акцизы достигли почти 11 руб.

В среднесрочной перспективе неизбежен дальнейший рост. 31 июля 2023 года президент подписал закон, устанавливающий акцизы на 2024–2025 годы. Согласно документу, ставка на бензин пятого экологического класса на 2024 год составит 15048 руб. за тонну, на 2025-й – 15650 руб., на 2026-й– 16276 руб. (сейчас ставка – 14345 руб.). Акциз на бензин экологического класса ниже пятого составит соответственно 15458 руб., 16076 руб. и 16719 руб. (сейчас ставка – 14736 руб.); на дизтопливо – 10425 руб., 10842 руб. и 11276 руб. (сейчас ставка – 9938 руб.).

Временное ограничение экспорта топлива из РФ не распространяется на ЕАЭС

Помимо акцизов этот закон скорректировал топливный демпфер. Механизм ввели в 2019 году в интересах насыщения внутреннего рынка. Работает он так: если экспортные цены выше внутрироссийских, то государство компенсирует нефтяными компаниям часть разницы. Таким образом реализация бензина и дизтоплива в России обеспечивает прибыль, сопоставимую с экспортом. Демпфер хорош при профицитном бюджете. В 2023 году доходы резко упали, в январе–июле дефицит в годовом выражении достиг 2,8 трлн руб. Львиную часть составили выплаты нефтяникам – 653 млрд руб. И у Минфина появился веский аргумент, чтобы на 50% сократить эту статью расходов.

Новые правила, позволяющие экономить в среднем около 30 млрд руб. в месяц, введены с 1 сентября текущего года и будут действовать до 31 декабря 2026 года. Столь существенное сокращение демпфера окончательно разбалансировало внутренний рынок моторного топлива. Уже с августа заметно ускорились темпы роста оптовых и розничных цен.

Правительство пыталось минимизировать негативный эффект путем повышения минимальных долей продажи бензина и дизельного топлива на бирже – с 12% до 13% и с 8,5% до 9,5% соответственно. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление 2 августа, однако ситуация продолжала ухудшаться.

Президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников в интервью «РБК Инвестициям» объяснил, что происходит. По его словам, какие-то объемы моторного топлива, реализуемые через торговую площадку, до российских потребителей вообще не доходят, поскольку их направляют на экспорт.

Специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов назвал и другие причины нынешнего кризиса. В частности, имел место сезонный фактор: миллионы россиян в этом году отправились в отпуск на личных автомобилях, а сельхозпроизводители в августе–сентябре начали собирать новый урожай. НПЗ, как и всегда, переориентировались на выпуск дизтоплива, поэтому в некоторых регионах возник дефицит бензина. «Свою роль сыграли обвал рубля и рост мировых цен на углеводородное сырье. В мае баррель нефти марки Brent стоил $70, а в сентябре – более $90», – отметил собеседник «Профиля».

Доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве РФ Дарья Швандар напомнила, что в августе на плановый ремонт остановили несколько НПЗ. Это обернулось сокращением предложения на рынке нефтепродуктов. Проблема должна решиться сама собой, после того как заводы возобновят работу, но для этого потребуется определенное время.

Сложнее было разобраться с «серым» экспортом. Девальвация рубля сделала более выгодными поставки нефтепродуктов за границу. Вернуть топливо на российские АЗС можно через инструменты протекционистской политики – экспортные пошлины, но правительство действовало более решительно, говорит эксперт.

Жесткие административные меры в данном случае оправданы, поскольку усилия, которые государство предпринимало до этого, успехом не увенчались. Так, с 1 января 2023 года начисляется дополнительный платеж к экспортной пошлине на бензин и дизтопливо в размере 20 тыс. руб. за тонну, если компания не является производителем. Однако «серый» экспорт это не остановило.

Теперь, когда весь экспорт запрещен, появилась надежда, что предложение на внутреннем рынке моторного топлива с лихвой покроет спрос. Цены на АЗС в этом случае пойдут вниз, что снизит темпы инфляции. Правда, здесь есть и оборотная сторона медали: бюджет недосчитается доходов от экспорта нефтепродуктов, что создает другие риски для экономики и социальной сферы.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль