21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Дороги, которые мы открываем: что важнее – строить новые трассы или модернизировать имеющиеся
автомобили Автомобили дороги Россия

Дороги, которые мы открываем: что важнее – строить новые трассы или модернизировать имеющиеся

Совсем недавно, в 2022 году, правительство приняло пятилетний план дорожной деятельности, куда включены самые важные и крупные трассы, которые предстоит построить, реконструировать или капитально отремонтировать. Документ должен ежегодно актуализироваться, но в 2024-м править его пришлось уже дважды. При этом финансирование не сокращается, оно по-прежнему составляет рекордную сумму – 14 трлн руб.

©Пресс-служба губернатора Вологодской области/РИА Новости
Содержание:

Опора на опорную сеть

Для начала решили, что традиционное деление на федеральные, региональные и местные дороги мало того что устарело, еще и не отражает поставленные сегодня экономические задачи. Вернее, не соответствует их уровню, поскольку финансирование идет по разным статьям (из разных источников и по разным принципам). Поэтому было предложено сформировать так называемую опорную сеть дорог.

Термин «опорная сеть автодорог» введен в законодательство в прошлом году. В нее попали примерно 140 тыс. км самых важных для экономики автомобильных трасс – это около 9% всей дорожной сети страны. В перечень входят все федеральные, а также некоторые региональные и межмуниципальные дороги, которые, например, связывают столицы регионов. Сюда же относятся и любые магистрали с высокой интенсивностью движения (если по ним проезжает более 10 тыс. авто в сутки). Так вот, не менее 85% дорог опорной сети, согласно распоряжению президента страны, должны быть отремонтированы к 2030 году. И что самое важное: работы финансируются в рамках того самого правительственного плана дорожной деятельности до 2028 года (в размере 14 трлн руб.).

Более того, по решению правительства региональные и межмуниципальные трассы, ведущие к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным портам, будут тоже включены в опорную сеть автодорог России. Правда, для этого потребуется как минимум получить одобрение от Федерального дорожного агентства «Росавтодор» и Минтранса России. Государство, как пояснили в правительстве, готово финансировать эти объекты в приоритетном порядке (наряду с другими трассами, входящими в опорную сеть). «Решение позволит выделить наиболее востребованные для страны дороги и обеспечить их необходимое развитие в приоритетном порядке», – так пояснили в кабинете министров.

Трасса на карте: куда протянутся новые автодороги России в ближайшие несколько лет

До 1 февраля регионы должны подать соответствующую заявку в Росавтодор, а решение относительно включения дороги в опорную сеть примут в Минтрансе и правительстве. Причем оно не будет окончательным и бесповоротным: если, например, вокзал или порт утратил свое значение (закрылся, поток грузов перенаправили и т. д.), трассу из перечня могут исключить.

Кроме того, к 2030 году поставлена задача улучшить качество среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30%, а к 2036-му – на 60%. Одних усилий дорожников для этого маловато, да и как подсчитать такой показатель, я не очень понимаю. Впрочем, для достижения этих целей Минэкономразвития России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти уже сформировали перечень, состоящий из 2319 «опорных населенных пунктов».

Многие эксперты призывали (и призывают) власти не начинать новых крупных проектов, а сосредоточить ресурсы на поддержании в рабочем состоянии действующей дорожной сети, реконструкции существующих дорог. Что, собственно, и происходит. Вот несколько примеров. На северо-западе – модернизация федеральной дороги Р-23, соединяющей Санкт-Петербург, Ленинградскую и Псковскую области и далее к границе с Республикой Беларусь. Очень важная трасса с точки зрения транзита, а также весьма востребованная жителями этих регионов. Так вот, до 2028 года на самых загруженных участках в ходе реконструкции ее доведут до параметров IБ категории (по две полосы движения в каждом направлении, разделительный барьер, ограждение, освещение и т. д.). Это здорово, ждем!

А на южном направлении – автодорога Р-22 «Каспий», тоже важное звено транспортной инфраструктуры: она востребована как у грузоперевозчиков (объемы растут с каждым годом), так и у туристов. Модернизация этой транспортной артерии имеет большое значение для развития межрегиональных и международных связей со странами Каспийского бассейна, а особенно для Волгограда, через который она проходит.

Трасса в обход Волгограда станет основной частью маршрута, что позволит ускорить пассажирские и грузовые перевозки, а также улучшить экологические условия проживания в городе-миллионнике за счет вывода транзитного транспорта за его пределы. Уже в этом году завершится один из трех этапов работ. Новый участок протяженностью 25 км соединит федеральные трассы Р-22 и А-260 и позволит вывести за пределы города почти 8 тыс. автомобилей ежедневно. Южная часть обхода протяженностью 12 км соединит две федеральные трассы – Р-22 «Каспий» и подъезд к Элисте с региональной автодорогой Волгоград – Котельниково – Сальск. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2025 год. И только тогда город нормально вздохнет…

Выделение дорог, которые ремонтируют и обслуживают в первую очередь, в некую особую категорию – это хорошо, это нормальная практика, уверен научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Ведь региональные и местные дороги, не попавшие в опорную сеть, будут финансироваться, как и раньше, по своим программам, денег из них никто не заберет. Тем более что по поручению президента к 2030 году должно быть отремонтировано 85% дорог, входящих в городские агломерации. Главное, уверен профессор, сосредоточить все силы и средства на расширении, содержании и ремонте уже существующих дорог. Ведь, как известно, чем дольше дорогу не обслуживать, чем дороже будет стоит ее восстановление.

Вначале ремонт

Глава Минтранса Роман Старовойт не так давно в Госдуме представил два новых национальных проекта в области транспорта, которые разрабатываются в рамках указов главы государства и стартуют уже в 2025 году. В состав нацпроекта «Инфраструктура для жизни» (он придет на смену другому – «Безопасные автодороги») войдут шесть федеральных проектов: развитие федеральной дорожной сети (в том числе платных дорог); развитие региональных и местных дорог; безопасность дорожного движения; развитие общественного транспорта; развитие инфраструктуры Центрального транспортного узла и некие «общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (развитие интеллектуальных транспортных систем, установка камер и т. д.).

Чем российским дорожникам поможет факторинг

Между прочим, национальный проект «Безопасные качественные дороги» был неоднократно признан не только одним из самых успешных, но еще и одним из самых заметных (и популярных!) среди населения. Еще бы – практически в каждом регионе появились новые дороги, мосты, подъездные пути к социальным и спортивным объектам, памятникам культуры… Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко подвел предварительные итоги реализации, и они впечатляют: с 2019 по 2023 год было построено, реконструировано и отремонтировано 88 тыс. км дорог в стране!

В рамках нового нацпроекта Минтранс планирует к 2030 году довести долю отремонтированных федеральных трасс до 85% (на конец 2023-го показатель составлял 73,8%), региональных и межмуниципальных дорог – до 60% (было 53,4%), а также снизить уровень транспортного риска (число погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств) с 2,36 до 1,58. При этом ремонт федеральных дорог Минтранс сделает приоритетной задачей, а строительство новых объектов отойдет на второй план. Но все строящиеся трассы будут завершены, заверил министр транспорта Роман Старовойт. И пообещал выполнить поручение главы государства – построить к 2030 году 50 новых обходов крупных городов. Только после этого дорожники приступят к новым «большим стройкам» на федеральной сети.

Строительство межрегиональных дорог

Планы строительства дорог в России на ближайшие годы определены, в результате мы должны получить новую сеть – скоростную, безопасную и комфортную

Илья Наймушин/РИА Новости

Для любителей быстрой езды

И, конечно же, будет совершенствоваться и развиваться сеть российских скоростных дорог. Главный пункт в планах госкомпании «Автодор» на этот год – завершение строительства скоростной магистрали М-12 «Восток» (участок от Казани до Екатеринбурга, около 800 км). Причем три участка –обход Нижнекамска и Набережных Челнов (81 км), обход пяти сел в Башкирии (62 км) и участок Дюртюли–Ачит (275 км) – построены с нуля. В остальных случаях будут использоваться участки трассы М-7 «Волга» (после реконструкции). В следующем году трасса дойдет до Тюмени – и далее, вплоть до Владивостока. Здесь не планируется таких крупных проектов нового строительства, как, скажем, от Москвы до Казани. Ведь в целом ряде случаев достаточно построить современные скоростные обходы крупных городов (Тюмени, Омска и т. д.) и расшить самые проблемные места на магистрали, чтобы она «поехала» на всем протяжении, получила новый импульс для развития.

Высокий дорожный сезон: кому выгодны скоростные автомобильные трассы

Еще один важный момент. Новые трассы М-11 и М-12 заложили основу для создания новой дорожной сети – их нужно будет связать с расположенными недалеко столицами регионов. Например, как рассказал глава «Автодора» Вячеслав Петушенко, уже сегодня жители Ульяновска для поездок в Москву чаще всего пользуются не привычной трассой М-5 «Урал», а новой М-12, хотя до нее 170 км. По расстоянию получается чуть дольше, но по времени экономия в пути составляет порядка четырех часов! А что будет, когда Ульяновск и магистраль свяжет современная четырехполосная дорога?..

В ближайшие годы подобные скоростные «связки» появятся между автострадами и городами Нижний Новгород, Казань, Чебоксары, а впоследствии – Челябинск, Пермь… В профессиональной среде этот процесс называется красиво: «включение в трассу». Экономический эффект от такого «включения» даже сложно подсчитать: он огромный.

Совсем недавно удалось замкнуть в единое целое автодорогу М-11 «Нева»: запущен скоростной обход Твери. Всего чуть более 60 км, но этот участок позволил сделать всю магистраль бессветофорной и сократить время в пути на час. И при этом сформировался выход на важнейшую для развития туризма трассу Р-132 «Золотое кольцо». В декабре окончательно сомкнется и другое кольцо – Центральная кольцевая автомагистраль в Московской области (ЦКАД): будет введена в строй новая развязка в районе Малых Вязем и ликвидировано последнее «узкое место» на трассе.

Владимир Путин на церемонии открытия северного обхода Твери и обхода Тольятти, 16 июля 2024 года

Владимир Путин на церемонии открытия северного обхода Твери и обхода Тольятти,16 июля 2024

Дмитрий Азаров/Коммерсантъ/Vostock Photo

В планах на ближайшие годы – новая скоростная трасса, которая пройдет через горы и свяжет магистраль М-4 «Дон» с Сочи. До курортной столицы по ней можно будет доехать за 1,5–2 часа (сегодня – не меньше 6–7 часов). Старт строительства первого участка, обхода Адлера, уже в этом году. А в Подмосковье к концу 2024-го должны запустить две первые скоростные региональные трассы, по сути, дублеры самых загруженных участков МКАД (на севере и юго-востоке области).

Туризм нам поможет

В августе президент Владимир Путин подписал ряд поручений по развитию автотуризма. В 2023-м, по данным Минэкономразвития, россияне совершили 26 млн туристических автомобильных поездок. К 2030 году этот показатель планируется удвоить. В мае глава правительства утвердил Концепцию развития автотуризма, которая предполагает развитие дорожного сервиса, сети АЗС, мотелей, придорожных станций техобслуживания, системы навигации и т. д. Поручение главы государства в какой-то степени дает официальный старт кампании, а также указывает источники финансирования.

Правительству, в частности, дано задание сформировать маршруты для автотуристов. В качестве приоритетных названы федеральные трассы М-4, М-8, М-11, М-12. Но региональные и межмуниципальные дороги, которые связывают «федералки» с туристическими объектами, тоже необходимо отремонтировать в приоритетном порядке.

Входящие в туристические маршруты дороги должны быть оборудованы площадками для отдыха с туалетами, а также местами для размещения автодомов. В сентябре правительство должно представить предложения по «стимулированию роста числа многофункциональных зон (МФЗ)» на дорогах М-4, М-8, М-11 и М-12. МФЗ, – напомню, это не просто современная АЗС, а специально подготовленная территория с зоной отдыха, точками общепита, туалетами, мойкой, детскими площадками, станцией техобслуживания, молельными комнатами… Да мало что там может появиться и быть востребовано!

В Новгородской области на МФЗ, к примеру, работают небольшие туристические центры, где путешественникам помогут составить интересный маршрут, а на МФЗ во Владимирской области, как оказалось, большой спрос на услуги прачечной. А еще там есть площадка для выгула собак. По данным Минэкономразвития, сейчас в России насчитывается 440 МФЗ (правда, большинство из них пока находится в зачаточном состоянии), к 2030 году их число планируется увеличить вдвое.

Отдельного пункта в поручениях президента удостоилась трасса М-8 «Холмогоры». До 1 декабря 2024 года правительство должно «принять меры», направленные на повышение ее пропускной способности. Особое внимание Владимир Путин попросил уделить участку со 115-го по 202-й километр (от границы Ярославской области до Ростова).

Трасса эта, связывающая столицу с древними (и красивейшими) городами России – Сергиев Посад, Александров, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Вологда и т. д., – пока радости автотуристам, мягко говоря, не доставляет. В 2024-м Росавтодор начал расширять участок Пушкино–ЦКАД, работы по плану должен закончить в 2028 году… и сразу приступить к расширению следующего участка – до Сергиева Посада. Выходит, в ближайшую пятилетку нас ждет здесь сплошная пробка, на преодоление которой в выходные может уйти несколько часов?

И в Ярославской области дорога – преимущественно двухполосная, перегруженная, требованиям она не отвечает. А ведь значимость трассы М-8 с развитием внутреннего туризма (в том числе на север – в сторону Костромы, Архангельска) растет. Теперь появляется шанс, что древняя дорога станет современной, причем в обозримом будущем, а не «в следующей пятилетке».

В общем, планы дорожного строительства в России на ближайшие годы определены, соответствующие средства в бюджете предусмотрены. В результате мы должны получить новую сеть – скоростную, безопасную и комфортную. Чтобы и грузы двигались быстро, и автотуристам было хорошо. Так заживем!

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".