Высокий дорожный сезон: кому выгодны скоростные автомобильные трассы
По доброй российской традиции в начале осени в стране сдают в эксплуатацию новые дороги. Ничего странного: короткий летний дорожно-строительный сезон заканчивается, зато приходит череда праздников, и такие подарки, как новые скоростные трассы, как раз к месту. Вот и сейчас торжественно открыли несколько дорог – городских, региональных и федеральных.
Содержание:
- История с психологией
- Талончик – камера – транспондер
- М-12 и другие открытия сентября
- От границы до границы
Как минимум две важнейшие трассы, построенные с нуля – магистраль М-12 «Восток» (Москва – Арзамас) и Северный дублер Кутузовского проспекта (СДКП) в Москве, – платные. Прежде всего, конечно, они скоростные, но за право проехать по ним придется заплатить, и немало. И тут в очередной раз встает краеугольный инфраструктурный вопрос: а нужны ли нам в принципе платные дороги? Можно ли без них обойтись? И готовы ли мы заплатить за скорость и комфорт?
История с психологией
История платных дорог (насколько нам известно) началась с древнего Вавилонского царства и продолжалась во все времена. В конце концов, нынешняя трасса М-2 (Москва – Харьков) в середине XIX века была платной: на эти деньги она и достраивалась. Первой европейской страной, которая ввела плату за проезд (в 1924 году), стала Италия – на 50-километровом участке автомагистрали, ведущей к Милану. Во второй половине прошлого века все ведущие страны начали строить автотрассы, причем с помощью системы концессий. Это позволило довольно быстро развить инфраструктуру без крупных государственных вложений. И пусть скоростные магистрали занимают малую часть дорожной сети (от 1% до 7% в разных странах, если считать по протяженности), но несут основную нагрузку, привлекая до 50% всего транспортного потока.
Дорого, но быстро: с помощью платных дорог Россия потихоньку прощается со своей второй бедой
А вот в Германии скоростные дороги бесплатные, возразят мне путешественники с опытом. Да, но только для легковых машин – коммерческий транспорт за проезд платит. Уже несколько раз правительство собиралось ввести плату для легковушек. И ведь введут…
В России о платных дорогах заговорили в начале девяностых. Но первая функционирующая платная дорога появилась только в 1999 году – это был 20-километровый участок трассы М-4 «Дон», который проходил в обход села Хлевное в Липецкой области. Тогда проезд для легковой машины стоил 5 руб. Сейчас дорога М-4 «Дон» насчитывает 1042 км платных участков, а проезд по ним обойдется для легкового автомобиля в 3180–3990 рублей (это летом, в высокий сезон, в зависимости от дня недели). Дорого? Конечно!
И тут мы переходим к психологическому аспекту: мало кому это нравится. Недавний опрос, проведенный Национальным автомобильным союзом, показал, что 58% автовладельцев не поддерживают ввод платных трасс, и только 37% участников положительно оценили такое новшество. Уверен, что это нормально. Кому понравится платить за проезд на личном авто? Я же заплатил транспортный налог, который весь идет на строительство и содержание дорог, и в каждом литре бензина есть акциз (примерно 13 руб.) – его тоже отправляют в дорожные фонды. Может, хватит? Но на вопрос надо посмотреть и с другой стороны.
Вот исследование, которое проводилось по заказу банка «Открытие». Оказывается, платными трассами пользуются 53% российских автовладельцев. Из них 32% ездят по платным дорогам несколько раз в год, 5% – раз в месяц, 10% – несколько раз в месяц, 4% – несколько раз в неделю и 2% – ежедневно. Чаще других ожидаемо используют скоростные трассы молодые автолюбители в возрасте 18–25 лет (70% опрошенных) и мужчины (55% опрошенных), реже – водители старше 55 лет (45%). И это тоже нормально, потому что скоростные (читай: платные) дороги предназначены прежде всего для коммерческого транспорта и… отпускников.
Смотрю еще один опрос. Среди основных преимуществ платных трасс называют экономию времени в пути за счет качественного дорожного покрытия, отсутствия пробок и высокой допустимой скорости; комфорт и безопасность; наличие службы помощи на дороге (время прибытия аварийного комиссара к месту происшествия не превышает 10 минут); хорошо оборудованные зоны отдыха. И вообще, после поездки отсутствует чувство усталости!
Но платить все-таки не хочется. Да и дороговато. Но это ведь нормально! Я вообще ни разу в жизни не видел человека, который с радостью бы платил налоги или квартплату. Это противно человеческой природе, какими бы правильными и сознательными мы ни были…
Талончик – камера – транспондер
Для привлечения инвестиций и управления будущей федеральной сетью скоростных дорог полтора десятилетия назад была создана государственная компания «Российские автомобильные дороги». Сегодня в доверительном управлении госкомпании «Автодор» находятся федеральные трассы М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», А-113 (Центральная кольцевая автодорога – ЦКАД – в Московской области), А-105 (подъездная дорога к аэропорту «Домодедово») и А-107 (Малое московское кольцо). Кроме того, «Автодор» достраивает новую скоростную магистраль М-12 «Восток» (Москва – Казань – Екатеринбург). Причем далеко не все километры скоростных дорог платные. Так, общая протяженность дорог в ведении госкомпании (пока без М-12) составляет более 4,2 тыс. км, длина платных участков – чуть больше 2,1 тыс. км.
Когда скоростные дороги появятся на всей европейской территории России
Помимо федеральных в России есть и несколько региональных платных дорог. В Санкт-Петербурге и области платный проезд по внутригородской магистрали – Западному скоростному диаметру (ЗСД). Она связывает южную часть города с морским портом, Васильевским островом и далее – с трассой А-181 «Скандинавия». Будете в Питере, советую обязательно проехать по этой суперсовременной трассе: она, похоже, стала новой визитной карточкой города, как Невский проспект или крейсер «Аврора». За это отдать 500 рублей не жалко! А в Рязани вот уже несколько лет работает платный путепровод через железнодорожные пути – он связал микрорайоны Соколовка и Дашково-Песочня. Стоимость проезда – 25–35 руб., ночью для легковых машин проезд и вовсе бесплатный.
В мире существует две системы взимания платы за проезд: открытая и закрытая. Закрытая работает, что называется, по традиционному методу, которому уже тысячи лет. Поднялся шлагбаум, получил талончик – и можешь ехать до следующего контрольного пункта (ПВП), где придется заплатить по тарифу. Иначе не выпустят. Платишь за пройденное расстояние. Например, за проезд от Парижа до Лиона по трассе А6 (465 км) владелец легкового автомобиля отдаст 39 евро, а от Москвы до Воронежа по трассе М-4 «Дон» (510 км) – 1420 руб.
Чем хороша закрытая система? Как говорится, тут ни одна мышь не проскочит. Но в дни пиковых нагрузок у ПВП случаются очереди. Лично мне пришлось постоять не один час в очередях на таких пунктах на французской трассе А-7 (Лион – Марсель), сербской Е75 в районе Белграда и на нашей М-4 «Дон» в Подмосковье. Во всех трех случаях я решился на поездку во время высокого отпускного сезона. Так что эта проблема общая для всех стран, и все как-то пытаются ее решить.
Самый простой способ – построить открытую систему, где нет никаких шлагбаумов. Прежде такие системы действовали только в масштабах государств – при въезде в страну требовалось купить виньетку. Это такая специальная марка (раньше ее надо было клеить на лобовое стекло, сейчас информация о номере автомобиля и оплате заносится в электронную базу данных). И можно ездить по всем скоростным дорогам в течение определенного, оплаченного заранее срока (неделя, месяц или год). Такая система оплаты принята во многих странах Европы (Австрия, Болгария, Венгрия, Молдова, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Швейцария). Но купить обязательно нужно! Огромное количество видеокамер, установленных вдоль европейских дорог, «нацелены» не на фиксацию нарушений ПДД, а на наличие оплаты за проезд. Работают и мобильные бригады контролеров. Штраф за неоплаченный проезд немаленький: в Австрии – 120 евро, в Болгарии – 300 левов (150 евро), в Великобритании – 130 фунтов стерлингов (примерно 150 евро). В Италии за повторную попытку проехать без оплаты – уголовное наказание.
Чтобы соединить преимущества открытой и закрытой систем, во многих странах начали применять систему free-flow, или «свободный поток» – без шлагбаумов, капитальных сооружений и пробок в часы пик. Такие системы уже опробованы в некоторых европейских странах (Португалия, Испания, Италия) на ряде трасс, и вполне успешно. Такая система внедрена и у нас на ЦКАД и действующих участках трассы М-12. Проезд фиксируют специальные камеры, установленные вдоль трассы, и деньги со счета списываются автоматически (для этого в автомобиле должен быть бесконтактный транспондер, или некий счет, привязанный к номеру машины). Для неплательщиков установлен штраф – от 1,5 тыс. до 5 тыс. руб., плюс необходимость все-таки оплатить проезд, плюс пени.
М-12 и другие открытия сентября
8 сентября президент России Владимир Путин дал старт движению по федеральной дороге М-12 от Москвы до Арзамаса. «Самым масштабным проектом в дорожном строительстве» назвал эту магистраль заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. Ее построили за неполных три года и запустили на 10 месяцев раньше срока. Таких темпов отечественное дорожное строительство еще не знало.
Первую часть долгожданной трассы М-12 – от Москвы до Арзамаса (415,5 км) – можно будет проехать примерно за 3–3,5 часа. Обойдется это автомобилистам примерно в 2,8 тыс. руб. (впрочем, здесь будет действовать программа лояльности, которая позволяет экономить 15% от стоимости проезда – с транспондером T-pass, ожидаются и другие льготы). Много это, мало? Недешево. Но, если разделить на всех, кто едет в машине (в среднем 3–4 человека), и сравнить со стоимостью билета на поезд, получается очень даже неплохо.
За рулем на все четыре стороны: куда отправиться по стране на машине
Когда же будет запущена вся трасса до Казани (это произойдет уже в конце декабря), доехать, например, от Москвы до Нижегородского кремля можно будет за 4 часа, а до Казанского – за 7 часов. Ожидается, что М-12 станет первой федеральной трассой по темпам развития автотуризма в нашей стране. Кроме того, проект М-12 позволит активнее развивать экономический потенциал агломераций, свяжет 17 крупнейших региональных центров и выведет грузовой трафик за пределы населенных пунктов, что существенно и резко повысит безопасность дорожного движения. Ведь в зоне тяготения трассы проживает около 60% населения России.
Буквально на следующий день Владимир Путин и московский мэр Сергей Собянин открыли крупнейшие объекты транспортной инфраструктуры Москвы – проспект Багратиона (северный дублер Кутузовского проспекта) и южное направление Московского скоростного диаметра (МСД).
Строительство проспекта Багратиона стало крупнейшим проектом государственно-частного партнерства. Шестиполосная дорога соединила «Москва-Сити» и Третье транспортное кольцо (ТТК) с МКАД (через Молодогвардейскую развязку). И дальше продолжается в Московской области – переходит в платную скоростную трассу «Северный обход Одинцова», а затем – в Минское шоссе. Теперь доехать от МКАД до «Москва-Сити» можно будет за 10–15 минут вместо 45. Новая трасса улучшит транспортное обслуживание более 1,5 млн жителей Москвы и Подмосковья. Проезд по проспекту Багратиона для владельца легкового автомобиля обойдется в 600 рублей (с транспондером – 416 руб., а для электромобилей и вовсе бесплатно). Недешево. Но дорога, я уверен, будет востребована.
Южный участок МСД длиной 28 км улучшил транспортную доступность для 2,5 млн жителей 22 столичных районов. Он протянулся от развязки с шоссе Энтузиастов с выходом в районе Варшавского шоссе и федеральной трассы М-2 «Крым». В будущем году предстоит соединить его с северо-восточным участком МСД (протяженность – 40 км, от Бусиновской развязки до Косинской эстакады; теперь он состыкован с федеральной трассой М-12 «Восток»). Московский скоростной диаметр – платный для транзитного транспорта, проезд легкового автомобиля стоит 950 руб.
От границы до границы
На ближайшие пять лет запланирован старт как минимум двух новых федеральных проектов. Во-первых, это так называемая Юго-Западная хорда, которая соединит Урал с портами Азовского, Каспийского и Черного морей. Впервые в истории нашей страны появится возможность напрямую связать скоростными дорогами Екатеринбург, Самару, Саратов и Волгоград с Краснодаром. Время в пути от Екатеринбурга до Черного моря сократится с 33–35 до 20–22 часов.
Во-вторых, уже в этом году в рамках проекта «Южный кластер» начнется строительство первого участка скоростной автомобильной трассы Горячий Ключ – Адлер (дублер А-147). Ведь сегодня самая тяжелая часть пути к Сочи – шоссе А-147 от Джубги до границы с Абхазией. Это 200 км узкого серпантина, дорога по большей части имеет всего по одной полосе в каждую сторону и проходит через огромное количество городков и поселков, часто с нерегулируемыми пешеходными переходами. На их преодоление уходит как минимум 5–6 часов и бессчетное количество нервных клеток. А летом здесь проезжает до 70 тыс. автомобилей в сутки! Кроме всего, автомобильная трасса А-147 носит сомнительный титул одной из самых аварийных дорог России.
Новая 4-полосная дорога стартует от трассы М-4 в районе Горячего Ключа, протянется через горный перевал до Туапсе и потом вдоль черноморского побережья до аэропорта Адлер. Трасса будет проходить преимущественно в тоннелях и по эстакадам, но за пределами береговой полосы, в обход населенных пунктов. Как ожидается, время в пути на автомобиле от Горячего Ключа до Сочи сократится до двух часов. Проект разбит на несколько этапов, и вскоре начнут строить первый – обход Адлера протяженностью 7,8 км (от микрорайона Кудепста до села Высокое).
Кроме того, в планах – строительство дальней кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД-2), продление трассы М-12 дальше на восток – до Тюмени, Омска, затем до границ с Монголией и Китаем.
В результате в соответствии с планами «Автодора» к 2035 году в России будет создана опорная сеть скоростных автодорог протяженностью более 17 тыс. км, которая соединит 44 региона страны и значительно сократит время на доставку грузов и пассажиров. Так, от границы Белоруссии до границы Казахстана можно будет доехать на 9 часов быстрее, а от Екатеринбурга до черноморского побережья время в пути сократится на 11 часов.
Стараются не отставать и регионы. Так, в Московской области на основании концессионных соглашений строятся две современные дороги – Южно-Лыткаринская трасса и дублер Пироговского шоссе. Южно-Лыткаринская автодорога (ЮЛА) станет продолжением трассы Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Она пройдет через Видное, Молоково, Лыткарино и Томилино до Железнодорожного и будет дублером МКАД. Общая протяженность – 50 км, срок сдачи – 2025 год. Стоимость проезда пока неизвестна.
И уже два года на севере Подмосковья идет строительство новой платной автодороги Виноградово – Болтино – Тарасовка. Она начнется от пересечения Афанасовского и Дмитровского шоссе (А-104) и завершится на развязке Ярославского шоссе с Тарасовской улицей города Королева. Длина дороги – 15 км. Да, и она будет платной (стоимость еще неизвестна). Запуск магистрали запланирован на 2024 год. По этой трассе, например, можно будет доехать от Королева до Шереметьево за 15–20 минут.
Словом, скоростные платные дороги – это, конечно, недешевое удовольствие. Но взамен мы получаем, на мой взгляд, куда больше – скорость, безопасность... И удовольствие от езды. И, в конце концов, у каждой скоростной (платной) дороги обязательно есть бесплатный дублер. Так что выбор есть у каждого.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль