Доля списанных штрафов возросла с показателя 0,01%, который фиксировался много лет подряд, до 0,6–1,25% в первом полугодии 2025 года.
Также до отметки в 36% увеличилось количество случаев с неначислением процентов за просрочку в погашении кредита. Еще год назад этот показатель был на 16% меньше, отметили в ОКБ.
Эксперты рынка банковского кредитования объясняют эту тенденцию общепринятой практикой сокращения объема просрочек, которые возникают на раннем сроке.
Часто сумма начисляемого должнику штрафа несоизмерима с тратами, которые банк понесет на взыскание просрочки через суд или коллекторское агентство.
Также возросшая лояльность объясняется ростом рисков и желанием не допустить ситуации, когда клиент объявит себя банкротом. Сейчас доля кредитов с просрочкой более 90 дней по автокредитам уже достигает 4%, а по ипотеке – 1,1%.
"Любому кредитору гораздо выгоднее иметь в портфеле восстановившего платежеспособность заемщика, чем безнадежный долг", – отмечается в публикации.
Списание штрафов идет на фоне массового отказа банков в реструктуризации долга или предоставления кредитных каникул – сейчас только 20% должников получают на это разрешение.
Ранее отмечалось, что основная доля задолженности по беззалоговым ссудам у россиян приходится на потребительские кредиты наличными (60%), за ними следуют долги по обслуживанию кредитных карт (30%) и просрочки по кредитам, выданным покупателям в торговых центрах, так называемым POS-кредитам (10%).
Проблемы с погашением наблюдаются не только по "старым" долгам (более 90 дней), но и по "новым" (задержка с возвратом денег на 30 или 60 дней). К маю 2025-го доля кредитных карт с просроченной задолженностью достигла 12% от всего объема выдач, а общая сумма таких долгов в "карточных" портфелях банков составила 11,3%.