– Вадим Викторович, что сегодня происходит на рынке дорожно-коммунальной техники?
– Объем российского рынка составляет в среднем 2,5–3 тыс. коммунальных автомобилей в год. Сюда входят комбинированные дорожные машины (КДМ), подметально-вакуумные машины (на нашем профессиональном сленге – «пылесосы») и компактная уборочная техника. Доля КДМ – около 80%, доля «пылесосов» и компактных машин – приблизительно 20%.
Колебания, если случаются, в основном связаны с крупными муниципальными закупками в мегаполисах, когда количество закупаемой техники исчисляется несколькими сотнями, а иногда и тысячами единиц. Случаются такие закупки раз в сем-десять лет.
– Кто основные покупатели дорожно-коммунальной техники?
– Доля госзакупок в сфере дорожно-коммунальной техники составляет примерно 70%, остальное покупают или берут в лизинг коммерческие организации. А муниципалитеты сегодня не самые прогнозируемые покупатели. Они могут объявить конкурс на закупку техники для уборки города, а потом отменить, решив направить средства на финансирование других статей бюджета.
В сфере государственных закупок наблюдается еще и такая неоднозначная тенденция. У заказчиков иногда нет четких требований, допустим, к КДМ. Для участия в конкурсе подают заявки 10–12 компаний, многие из которых сами не являются производителями, а зачастую даже официальными представителями завода-производителя. Они порой демпингуют и побеждают за счет этого, а потом пытаются либо произвести каким-то образом, либо найти у кого-то из других производителей подходящую под условия конкурса дорожно-коммунальную машину. Хотя очевидно, что за минимальные средства и при отсутствии компетенций эта задача невыполнима.
– Сколько у нас производителей дорожно-коммунальной техники?
– С историей и опытом работы примерно восемь-десять предприятий. В каких-то видах техники они между собой конкурируют, в каких-то нет. Например, подметально-вакуумные машины выпускают не более четырех заводов, а комбинированные дорожные машины – практически все.
– Шасси каких грузовиков сегодня используются?
– Под государственные закупки коммунальной техники в соответствии с ФЗ 44 могут использоваться только шасси КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, поэтому особой вариативности нет. Подавляющее большинство в госзакупках – это КамАЗ.
До 2022 года для коммерческого рынка использовали шасси грузовиков «большой семерки» – Volvo, Scania, MAN, Mercedes и т. д. После ухода этих производителей с российского рынка их заменили китайские компании. Выбор зависит от соотношения цены, качества, уровня сервисной поддержки, сроков поставки.
– Россия огромная, как удовлетворить требования заказчиков из разных регионов и климатических поясов? Выгодно ли экономически отправлять коммунальную технику, собранную в европейской части страны, в Сибирь и на Дальний Восток?
– Как раз с логистикой сложностей нет, стоимость доставки в любом случае закладывается в цену. Приведу в пример наш завод: недавно мы отгрузили две партии машин в Магадан и на Камчатку. Конечно, у заказчиков из разных регионов требования к машинам разные. И это понятно – на севере снег с улиц убирать надо месяцев семь в году, а на юге для городского хозяйства нужны подметально-вакуумные и поливомоечные машины. Но все их пожелания и требования закладываются еще на этапе проектирования машин под конкретного заказчика. И совершенно естественно, что в зависимости от региона поставки машин могут быть совершенно разными по функциональности и, соответственно, по стоимости.
– Что можно сказать об импортозамещении? Прогресс в этой сфере есть?
– Сделано многое, но полностью отказаться от импорта комплектующих пока не удается. Есть элементы оборудования и комплектующих, которые в России не производятся, или производятся не совсем соответствующего современным требованиям качества. Прежде всего гидравлика, электрика, элементы систем управления. К сожалению, таких производств класса, к примеру, как Danfoss, в нашей стране пока не создано, а имеющиеся пока не вышли на требуемый уровень функциональности и качества. Все это по-прежнему ввозится, часто с помощью параллельного импорта, что обходится дороже и с гораздо большими сроками поставки. Но металл, гидроцилиндры, амортизаторы, колеса, пластиковые элементы и оборудование, интерьер и экстерьер кабин и другие комплектующие уже российские.
– Настоящее производителей дорожно-коммунальной техники понятно, а каким вы видите будущее? Перспективы у беспилотных машин и электрокаров есть?
– Мы сейчас занимаемся такими проектами совместно с рядом компаний-партнеров. В планах создать беспилотную машину-«пылесос» и испытать ее в реальных условиях на определенных участках автомагистралей. Работаем и над электрокарами.
В Москве наши коллеги уже производят универсальную компактную подметально-вакуумную машину на электрической тяге. Так что производители коммунальной техники стремятся не отставать от инноваций.
– Когда ожидать массового применения беспилотных и электрических машин на городских улицах и автомобильных магистралях?
– Электрокары, например, с точки зрения экологии, замечательное решение. Но с точки зрения функциональности в дорожно-коммунальной сфере есть сложности. Одно дело тягач (фура), который в одном темпе проедет тысячу километров на одном заряде аккумуляторов, и совсем другое дело коммунальная машина – электрокар, убирающий зимой при низких температурах и повышенных нагрузках большие массы снега круглые сутки. Уверен, решения будут найдены, но для этого нужно еще три-пять лет.