Наверх
Новое бесплатное мобильное приложение
СКАЧАЙ И ЧИТАЙ
22 ноября 2025
USD 80.73 -0.21 EUR 92.6 -1.18
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Отцы и дети, сложности материнства и проживание горя: мировые фестивальные хиты в прокате

Отцы и дети, сложности материнства и проживание горя: мировые фестивальные хиты в прокате

Конец ноября выдался чрезвычайно урожайным на мировые фестивальные хиты в российском прокате. В один день стартовали «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера, «Я бы тебя пнула, если бы могла» Мэри Бронштейн и «Сущность» Дилана Саузерна (последние двое – дебютанты в полнометражном кино). Рассказываем, чем зацепили эти фильмы зрителей Каннского и Берлинского кинофестивалей, а также «Сандэнса».

Кадр из фильма "Сентиментальная ценность"

Кадр из фильма "Сентиментальная ценность"

©A-One
Содержание:

«Сентиментальная ценность»: один из главных фестивальных хитов года

Карьера норвежца Йоакима Триера в последние годы столь стремительно развивается, что сравнения с однофамильцем и дальним родственником Ларсом фон Триером становятся уже неуместны. Предыдущая картина Триера «Худший человек на свете» о творческих и любовных метаниях миллениалки обрела две номинации на «Оскар». Новейшая драма «Сентиментальная ценность» удостоилась Гран-при жюри Каннского фестиваля – второй по важности награды главного киносмотра в мире. А также девятнадцатиминутных оваций после премьеры: третьего результата после «Фаренгейта 9/11» и «Лабиринта фавна».

"Новая волна": признание в любви Годару и течению, изменившему кинематограф

Триер вновь пригласил на центральную роль незабываемую Ренате Реинсве, которую его «Худший человек на свете» превратил в мировую кинозвезду с актерским призом Каннского фестиваля. Благодаря «Сентиментальной ценности» мир узнал еще об одной яркой актрисе: Инга Ибсдоттер Лиллеос изобразила родную сестру героини Реинсве. Ну а Стеллан Скарсгард (тут можно снова все-таки бегло передать привет Ларсу фон Триеру) и Эль Фэннинг уже давно не нуждаются в представлениях.

Артисты, рожденные в разных странах, судя по результату, который мы видим на экране, отлично нашли друг с другом общий язык. «Сентиментальная ценность» – история о том, что можно, напротив, даже говоря на одном языке и состоя в близком родстве, быть не в состоянии наладить друг с другом коммуникацию. По крайней мере, до поры до времени.

У сестер Норы и Агнес умирает мать, но в центре повествования не эта потеря, а возобновление общения девушек с отцом. Густав Борг внезапно приезжает на похороны, вызывая тем самым дискомфорт у сестер. Отец давно их бросил, променяв на творчество: хотя он пятнадцать лет ничего не снимал, публика все еще помнит его как большого кинорежиссера. Вскоре Густав ни с того ни с сего предлагает ставшей актрисой Норе роль в своей новой картине. Частично автобиографическая, сюжетно она основана на трагической истории его матери, выжившей в концлагере, но не оправившейся от своей травмы.

"Сират" и "Ветер": два апокалиптических роуд-муви

Нора от перспективной роли отказывается, потому что знает, что работать с отцом она не сможет. Через какое-то время она узнает, что Густав отдает ее партию молодой голливудской звезде Рейчел Кэмп (Фэннинг). Той надоело сниматься в глупых блокбастерах, к тому же ее поражает ранняя киноработа Борга. Съемки Густав планирует проводить в реальном доме, где он жил сначала с матерью, а потом и со своей собственной семьей.

Триер во многих своих работах исследовал, помимо всего прочего, ментальные расстройства. У героя дебютной «Репризы» был так называемый синдром Стендаля, у персонажей «Осло, 31 августа» и «Громче, чем бомбы» – депрессия, а непостоянной Юлии из «Худшего человека на свете» есть искушение поставить СДВГ. Некоторым из героев «Сентиментальной ценности» тоже хочется диагностировать депрессивное и тревожное расстройства (у Норы, например, каждый раз паника перед выходом на сцену).

Однако картина в первую очередь – о другом. Творческие люди – люди сложные и ранимые. И, несмотря на свою глубину, им бывает трудно искренне поговорить друг с другом. Особенно если речь еще и о членах одной семьи, когда каждое слово воспринимается особенно остро. Порой проще выразить свои переживания через творчество или тонко разобрать сложнейшую психологически роль, чем напрямую сказать о своих мыслях и чувствах.

Драму «Сентиментальная ценность» все называют нежной, но не меньше ей подходит определение «сочувствующая». Как бы неразумно и порой некрасиво герои себя ни вели, в конце концов их понимаешь: со стороны всегда легче судить, чем принимать адекватные решения внутри ситуации. Персонажи, в свою очередь, наконец понимают друг друга, и это приносит такое необходимое сегодня всем нам утешение.

«Я бы тебя пнула, если бы могла»: сложности материнства, о которых не говорят

Постановщица и сценаристка Мэри Бронштейн начинает свою драму с крупного плана главной героини. Линда (Роуз Бирн) слушает, что ее маленькая дочь рассказывает о маме на приеме у врача. «Мама мягкая. Папа твердый, его не сдвинуть. Он сразу злится. Мама тоже злится, но она как пластилин. Когда грустит, она мягче всего». В глазах Линды – удивление, усталость, печаль. Как бы она ни старалась сделать вид, что у нее все под контролем, улыбка выглядит неестественной. Дочь Линды больна, она почти ничего не ест и не набирает из-за этого вес. Ее приходится кормить через зонд, но Линда считает, что эта стратегия не работает. Зачем заставлять себя есть, когда знаешь о подстраховке?

Увы, но ситуация с дочерью не единственная проблема героини. Ее квартиру затапливает, в результате чего в одной из комнат обрушивается потолок. Линда с дочерью вынуждены переехать в отель, где предстоит жить еще неизвестно сколько: рабочие не торопятся заделывать дыру в потолке. Муж постоянно находится в командировках, так что на реальную помощь от него почти не приходится рассчитывать (при этом у него масса претензий к жене и дурацких советов). Психоаналитик (ведущий и комик Конан О’Брайен) недостаточно эмпатичен, поэтому в нем тоже не найти опору. А тут еще и собственные пациенты подкидывают дров – Линда тоже работает психологом.

Кадр из фильма "Я бы тебя пнула, если бы могла"

Кадр из фильма "Я бы тебя пнула, если бы могла"

Кинокомпания "Вольга"

Когда в жизни полный мрак, а за дверью ждет клиент, то остается только прокричаться в подушку и пытаться помочь хотя бы другим. С этим, впрочем, у Линды тоже дела идут не очень: одна из клиенток с повышенной тревогой по поводу своего младенца просто сбегает, оставляя ребенка Линде, когда ей намекают, что неплохо бы попробовать медикаментозную терапию. Чтобы хоть как-то держаться, героиня каждую ночь оставляет спящую дочь одну в отеле и покупает себе бутылочку вина в магазине на ресепшене. Там она обретает собеседника в лице сотрудника гостиницы (рэпер Асап Роки), но и это знакомство не дарит настоящего облегчения.

"Эддингтон" и "Лермонтов": фестивальные хиты в прокате

Картина Мэри Бронштейн, премьера которой состоялась на американском фестивале независимого кино «Сандэнс», отправилась прямиком оттуда на Берлинале. Роуз Бирн, сыгравшая едва ли не сильнейшую роль в своей карьере, получила в Берлине за нее награду. Ей удалось передать ту невероятную измотанность и отчаяние, которое испытывает женщина, загнанная в угол необходимостью одинаково эффективно справляться со всеми своими социальными ролями. Когда муж рассказывает ей по телефону, как он проводит свой выходной, героиня не может скрыть раздражение. У нее-то не бывает выходных от обязанностей матери, и при этом она тоже много работает. Муж, однако, обесценивает труд Линды, не считая слушание чужого «нытья» в кабинете сложной работой.

Некоторые окрестили «Я бы тебя пнула, если бы могла» хоррором, но если это и хоррор, то ужас в нем – бытовой и отчасти экзистенциальный. Казалось бы, роль матери для женщины привычна, но фильмов о том, каким тяжелым зачастую оказывается материнство, ничтожно мало. Подобный опыт, который раньше не принято было обсуждать в публичном пространстве, только сейчас становится видим.

Битва сказок: "Алиса в Стране чудес" против "Горыныча"

Мэри Бронштейн не боится показать, что Линда настолько морально и физически истощена, что уже словно не видит по-настоящему своего ребенка – не случайно лицо девочки до финала остается за кадром. При этом выражать весь спектр навалившихся эмоций Линда не считает себя вправе ни дома, ни на работе – как и большинство женщин. «Я бы тебя пнула, если бы могла» – к кому обращены эти слова? Наверное, ко многим, но у Линды не получается выплеснуть свою злость даже на психоаналитика, который тут же окончательно от нее отгораживается.

Картина Мэри Бронштейн, в которой есть и черный юмор, и околофантастические сны-галлюцинации, обнимает всех, кто оказался в той же ситуации, что и Линда – женщина совсем не идеальная, живая в своем несовершенстве. Возможно ли выбраться из этого замкнутого круга? Пожалуй, чтобы хоть немного полегчало, иногда стоит все же окунуться с головой в бушующую стихию.

«Сущность»: Бенедикт Камбербэтч борется со страшной птицей

Фантастическая драма «Сущность» Дилана Саузерна тоже впервые была показана в прошлом январе на фестивале «Сандэнс». Британский режиссер и сценарист экранизировал роман-бестселлер Макса Портера «У печали есть крылья» (который, кстати, называл в числе любимых актер Киллиан Мерфи). «Сущность», как и семейная фантастика «Ужастики. Ожившие рисунки», недавно выходившая в российский прокат, посвящена теме горевания семьи по уходу жены и матери. Дилан Саузерн погружает зрителей в голову скорбящего человека, предлагая почти иммерсивный опыт проживания горя.

Безымянный отец (Бенедикт Камбербэтч), внезапно потеряв жену, остается один с двумя маленькими сыновьями. Ему приходится одновременно и осваивать сложности соло-родительства, и пытаться не утонуть в своей душевной боли, делая перед детьми вид, что он в полном порядке. Однажды перед героем материализуется огромный Ворон, которого он сам же нарисовал в качестве персонажа своего будущего комикса. Птица начинает терроризировать мужчину, а потом и его детей, но на самом деле пытается им помочь пройти через все стадии переживания утраты.

Кадр из фильма "Сущность"

Кадр из фильма "Сущность"

World Pictures

Если в уже упомянутом фильме «Ужастики. Ожившие рисунки» каждый из членов семьи застревает на своем этапе проживания горя, то персонаж Бенедикта Камбербэтча проходит их все: отрицание, гнев, торг, депрессия… Ворон, символизирующий горевание в целом, своими провокациями словно торопит его, подталкивая к тому, чтобы двигаться вперед. Правильно ли это с точки зрения психологов?

"Ужастики. Ожившие рисунки": семейное фэнтези о проживании утраты

Ведь считается, что каждый человек скорбит по-своему: стадии могут меняться местами, можно откатываться к стадии, которую уже вроде бы миновал, можно посвящать каждой из них столько времени, сколько тебе понадобится. Однако в реальности фильма Дилана Саузерна Ворон, заставляющий героя максимально интенсивно испытывать все тяжелые эмоции, действует верно. Свет в конце тоннеля не увидеть, пока не отрефлексируешь потерю.

Погружаться в кошмар героя зрителю может быть непросто, потому что долгое время просвета действительно не видно. Тяжело воспринимать и то, что герой мощно вжившегося в роль Камбербэтча в какой-то момент перестает уделять должное внимание своим детям, на которых у него просто не остается моральных сил. Сыновья прекрасно понимают, как плохо их родителю, и ждут, когда этот период закончится. Когда герои все-таки в прямом смысле слова выходят на свет из своего мрачного темного дома, это производит сильный эффект. Понимаешь, что вся мучительная душевная работа была совершенно необходима: депрессивная фаза не приговор, пока она не переходит в фазу отчаяния.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".